$
91.69
98.56

Сообщить информацию

Кому-то пора «мылить лыжи»? Антикоррупционный комитет по Свердловской области требует проверить мэрию Среднеуральска на возможную коррупцию

10.03.2020

Антикоррупционным комитетом по Свердловской области инициировано проведение очередной проверки в отношении Администрации городского округа Среднеуральск, три бывших градоначальника которой ранее уже отправились на скамью подсудимых и получили реальные сроки заключения. Теперь у борцов с коррупцией появились вопросы к строительству здания лыжной базы в Среднеуральске. Данный сомнительный объект обошелся налогоплательщикам почти в два десятка миллионов рублей, при этом до сих пор не функционирует.


Муниципальный контракт, заинтересовавший Антикоррупционный комитет, был заключен еще в октябре 2018 года. Тогда предстоящее строительство лыжной базы местные чиновники называли острой необходимостью для всей спортивной общественности Среднеуральска.

«В текущем году вблизи освещенной лыжной трассы по адресу ул. Исетская, 8 будет построена долгожданная лыжная база. Этот объект позволит поднять на новый уровень тренировки ребят из секции лыжных гонок: у них появится комфортное место для переодевания», - сообщалось в октябре 2018 года в официальном печатном издании «Среднеуральская волна» и на новостных лентах правительства Свердловской области.

12 октября 2018 года между отделом физической культуры, спорта и туризма (ОФКСИТ) Администрации ГО Среднеуральск и ООО «ПФ УНИВЕРСАЛСТРОЙ» был заключен муниципальный контракт, согласно которому подрядчик за 17 млн. 574 тыс. рублей обязался поставить «быстровозводимое здание лыжной базы высокой заводской готовности». Впрочем, полная стоимость этого объекта оказалась существенно выше, поскольку установка конструкции производилась на фундамент, монтаж которого ранее был произведен силами строительной компании «Ферентум» - и тоже за счет бюджетных средств.

Поставщик при заключении контракта взял на себя обязательства по доставке, разгрузке, сборке и монтажу здания лыжной базы в срок до конца 2018 года.  Вскоре после заключения контракта из городского бюджета поставщику был перечислен аванс в размере 10%, однако ООО «ПФ УНИВЕРСАЛСТРОЙ» не спешило исполнять свои обязательства.

Вопрос неисполнения поставщиком условий контракта обсуждался, к слову, даже на одном из думских заседаний в марте прошлого года и вызвал тогда жаркие споры среди депутатов. Народные избранники требовали расторжения контракта с подрядной организацией. Причем не только из-за неисполнения в срок своих обязательств ООО «ПФ УНИВЕРСАЛСТРОЙ», но и из-за суммы контракта. Многие не без оснований высказывали мнение, что павильон из металлоконструкций, установленный на готовый фундамент, да еще и без какой-либо дополнительной инфраструктуры, не может стоить 17,5 миллионов рублей, и требуется, как минимум, экспертиза соответствия договорной стоимости работ реальным результатам и рыночным ценам. По итогам тогдашнего мартовского заседания большинство думцев проголосовало за то, чтобы расторгнуть контракт. Резко против его расторжения тогда высказывался «спортивный» депутат Игорь Михеев (как известно, его кандидатуру нынешний мэр Андрей Зашляпин «двигает» на вакантный пост спикера гордумы), предложив дать возможность подрядчику выполнить свои обязательства по договору, оплатить работу, а уж потом разбираться и проверять...

Важно отметить, что 14 марта 2019 года на заседании Думы, где присутствовал и корреспондент «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», думское большинство проголосовало «за» расторжение контракта, однако чиновники мэрии Среднеуральска проигнорировали мнение депутатов и оплатили контракт в полном объеме, даже не предъявив никаких финансовых претензий  поставщику, нарушившему условия исполнения муниципального контракта...

Здание лыжной базы появилось на улице Исетской, 8 в Среднеуральске весной прошлого года, но в городской новостной ленте это «долгожданное» событие никак не освещалось. Не было помпезного открытия с воздушными шарами и разрезанием красной ленточки. У многих горожан это унылое здание, больше похожее на дешевый ангар из профнастила, не вызывает никаких положительных эмоций. Некоторые и вовсе называют его «большим туалетом»... Гордиться среднеуральцам остается лишь его «фантастической» стоимостью.

Помимо убогого внешнего вида здания, отдельно следует остановиться на его функционале. Лыжная база стоимостью почти в 20 миллионов рублей не оборудована централизованным отоплением, водоснабжением и канализацией. Обогревать 468 (!) «квадратов» здания из металлоконструкций, в том числе душевые и туалеты, должны электрические конвекторы. Нагрев воды для пользования душем (5 стоек) осуществляется также с использованием электричества - с помощью водонагревателя. Каким образом к зданию подведено водоснабжение (и подведено ли вообще), неизвестно. Канализация - автономная - обычный септик, традиционно используемый в частных домах, очистка которого осуществляется с помощью ассенизатора. Во сколько бюджету Среднеуральска будет обходиться (да что там - уже обходится!) содержание и обслуживание лыжной базы, пока остается лишь догадываться. По сведениям очевидцев, которым посчастливилось лицезреть внутренний интерьер «быстровозведенного» здания, перекрытие между первым и вторым этажом (оказывается, он там имеется) сильно вибрирует и вызывает серьезные опасения в безопасности. Отдельно стоит упомянуть абсолютно неблагоустроенную прилегающую к лыжной базе территорию...

Кстати, временно действующий (с конца декабря 2018-го по 8 мая 2019-го года) глава Алексей Костыгин, в бытность которого лыжная база была, наконец, возведена, не рискнул взять на себя ответственность за  оплату этого контракта. И, судя по всему, правильно сделал.

Окончательный расчет за сверхдорогое и возведенное с нарушением сроков здание лыжной базы был произведен в конце июня 2019 года, при мэре Андрее Зашляпине. Важно отметить, что оплата поставщику была произведена платежным поручением от 27 июня 2019 года, тогда как в бюджет эти расходы были включены местной Думой только 15 июля 2019 года!

С точки зрения закона подобные действия Администрации Среднеуральска, руководство которой осуществляет не кто иной, как ее глава, могут рассматриваться как серьезное нарушение Бюджетного кодекса! Но ладно бы только это...

Уже прошла зима 2020-го, а лыжная база, которую так ждала спортивная общественность Среднеуральска, до сих пор не начала работать. На сегодняшний день местные жители видят только то, что в здании иногда горит свет и в темное время суток включаются наружные прожекторы. Потребляемое не функционирующей лыжной базой электричество оплачивается, разумеется, тоже из кармана налогоплательщиков.

Некоторое время назад этим странным объектом заинтересовался Антикоррупционный комитет по Свердловской области. Как сообщили «ВЕДОМОСТЯМ Урал» в пресс-службе комитета, еще в прошлом году к ним поступило заявление неких работников Администрации ГО Среднеуральск, имена которых не называются, с просьбой проверить «чистоту помыслов» городских чиновников, потративших почти два десятка миллионов бюджетных рублей на строение, которое не несет функций, ради которых оно изначально возводилось. Первый вопрос, который заинтересовал борцов с коррупцией - это, безусловно, стоимость здания.

Как уже писали «ВЕДОМОСТИ Урал», за почти 20 млн. руб., потраченных из бюджета Среднеуральска, а, впрочем, и за гораздо меньшую сумму, сегодня можно приобрести не какой-то ангар из металлоконструкций, а благоустроенный шикарный коттедж такой же площади, со всеми коммуникациями (газ, тепло, электричество, вода, канализация), отделкой, еще и с земельным участком, воротами и забором. За примерами далеко ходить не надо - такие дома продаются буквально в двух километрах от лыжной базы - в соседних Коптяках.

Кстати, самым удивительным в истории с возведением «золотой» лыжной базы является то, что оба мэра, в бытность которых она появилась в Среднеуральске - Козлов (при котором заключался контракт) и Зашляпин (давший «добро» на оплату) - сами являются профессионалами в области строительства, поскольку оба до прихода в Администрацию руководили строительными компаниями. Разумеется, они не могут не знать существующих цен на строительном рынке, и, в частности, то, что металлический павильон-конструктор со стенами из сэндвич-панелей и профнастила, никак не может стоить дороже традиционного капитального здания.

Стоимость квадратного метра в тех же таунхаусах, построенных «Среднеуральской строительной компанией», которую еще недавно возглавлял среднеуральский мэр Андрей Зашляпин, составляет 27 тыс. руб. за квадратный метр, тогда как один квадрат «лыжной базы» - более 42 тыс. рублей!

Стоимость квадратного метра среднеуральской лыжной базы сопоставима со стоимостью квадратного метра квартиры в жилом доме ЖК "Виктория" на берегу Исетского озера!

Тем не менее, ни у прежнего мэра, ни у нынешнего - Зашляпина - не возникало вопросов к 17,5-миллионному муниципальному контракту на возведение лыжной базы.

Как пояснил «ВЕДОМОСТЯМ Урал» глава Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев, в ходе проведения проверки информации по поступившему заявлению относительно сделки возведения лыжной базы в Среднеуральске, был проведен мониторинг средних рыночных цен на строительство аналогичных объектов. И уже при первоначальном обзоре стало ясно, что стоимость строительства лыжной базы, мягко говоря, не соответствует реалиям рынка. Так, согласно данным сайта одной из организаций, профессионально занимающихся строительством быстровозводимых общественных, торговых зданий и помещений иного назначения в городе Екатеринбурге, стоимость строительства 1 квадратного метра варьируется от 2200 до 15000  рублей. Например, строительство автосалона - 5458 руб. за 1 кв.м, гостиницы  - 6510 руб. за 1 кв.м, торговых зданий  - 8501 руб. за 1 кв.м. В том числе, на сайте приведены примеры строительства двух физкультурно-оздоровительных комплексов - с самой высокой стоимостью квадратного метра. У первого стоимость строительства составила 11017 руб. за 1 кв.м, у второго - 14916 руб. за 1 кв. м. То есть, завышение реальной рыночной стоимости строительства здания среднеуральской лыжной базы может быть более чем в три раза!

 «Ситуация складывается интересная. С одной стороны, заключение муниципального контракта и внесение поставщику 10% аванса в размере 1 757 400 руб., а также оплата монтажа винтового фундамента происходили при одном главе,  а окончательный расчет за здание лыжной базы, в размере 15 816 600 руб.  - при другом. Конечно, контракт есть контракт, работы выполнены - обязательства надо исполнять, деньги платить. Странно, однако, что ни у того, ни у другого градоначальника не возникло сомнений относительно соответствия стоимости объекта рыночным ценам. И, безусловно, в большей степени ответственность лежит на том, кто утверждал оплату. Ничто, кстати, не мешало главе Зашляпину, при возникновении у него сомнений, провести строительную экспертизу и только по ее результатам производить оплату, на чем, кстати, настаивали депутаты Думы ГО Среднеуральск.

Не думаю, что на это потребовались бы какие-то существенные для бюджета траты, - комментирует ситуацию председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев. - Более того, факт, что лыжная база, на возведение которой были потрачены значительные бюджетные средства, фактически не используется по назначению, может говорить о наличии коррупционной составляющей. Есть основания полагать, что муниципальный контракт мог заключаться вообще без цели дальнейшего использования здания в соответствии с его заявленным целевым назначением...».

В Антикоррупционном комитете также обращают внимание и на другие странные формулировки, фигурирующие в подозрительном муниципальном контракте. Прежде всего, то, что предметом муниципального контракта является поставка «быстровозводимого ЗДАНИЯ лыжной базы высокой заводской готовности». Здания, как известно, должны строиться, а не поставляться, словно вагон цемента...

«Ключевым словом здесь является «здание», - продолжает тему Леонид Андреев. - Согласно нашей информации, здание лыжной базы возведено на свайном фундаменте, то есть, по всем признакам, оно является капитальным строением. Расходы на ее возведение в бюджете городского округа проходили по муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта», в которой лыжная база также указана в перечне объектов капитального строительства. Соответственно, к зданию предъявляются все требования, предусмотренные для строительства капитальных зданий. Прежде всего, необходимо наличие проекта здания и разрешения на строительство. Нам достоверно известно, что разрешение на строительство здания лыжной базы Администрацией Среднеуральска не оформлялось и не выдавалось.

В муниципальной программе "Развитие физической культуры и спорта в ГО Среднеуральск на 2017-2023 года" лыжная база фигурирует как объект капитального строительства, а не "оборудование"

По сути, и контракт должен был заключаться именно на строительство. Используемая в документации формулировка «поставка здания» сама по себе абсурдна, поскольку любое здание предполагает строительство, но никак не поставку. Налицо намеренная подмена понятий. Более того, документом, на основании которого в июне 2019 года была произведена оплата по контракту, является акт приема-сдачи ОБОРУДОВАНИЯ, а не здания, что также вызывает массу вопросов... прежде всего, к главе - высшему должностному лицу, которое одобрило расходование бюджетных средств на здание, построенное в отсутствие разрешения на строительство, не принятое в установленном законом порядке как объект капстроительства и не введенное в эксплуатацию. Причем оплата была произведена до включения этих расходов в бюджет. Сейчас здание стоит мертвым грузом, не используется по назначению, при этом требует затрат на его содержание. Уже это может рассматриваться как неэффективное расходование бюджетных средств. Имеются и другие вопросы...».

Лыжная база в Среднеуральске возводилась на фундаменте из винтовых свай

Кстати, если говорить о «быстровозводимом здании ЗАВОДСКОЙ готовности», согласно формулировке предмета контракта, то, надо полагать, что изготовлено оно должно быть на заводе. Возникает вопрос - на каком заводе произведено это здание? Или ООО «ПФ УНИВЕРСАЛСТРОИ» - это и есть завод? На просторах интернета нам не удалось найти никакой информации о данном предприятии и, тем более, о его производственных мощностях по изготовлению быстровозводимых зданий. Сайта у предприятия тоже нет. Отметим, что 18-миллионный контракт с ОФКСИТ Администрации Среднеуральска стал единственным госконтрактом за все время существования данной коммерческой компании.

Как пояснил «ВЕДОМОСТЯМ Урал» глава Антикоррупционного комитета, еще в декабре прошлого года материалы в отношении среднеуральской лыжной базы были направлены в главное управление МВД России по Свердловской области и другие силовые ведомства для инициирования доследственной проверки и проведения соответствующих  оперативно-розыскных мероприятий. В феврале, при поступлении новой информации, Антикоррупционный комитет по Свердловской области направил дополнительные материалы в ГУ МВД России по Свердловской области, региональное управление ФСБ, областной Следственный комитет, а также в управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе. На сегодняшний день проводятся предусмотренные законом действия, направленные на установление всех обстоятельств совершения чиновниками администрации Среднеуральска сомнительной сделки. Антикоррупционный комитет по Свердловской области настаивает на необходимости проведения строительной и оценочной экспертизы здания лыжной базы, а также проведения проверки обоснования начальной цены муниципального контракта, сообщили «ВЕДОМОСТЯМ Урал» в пресс-службе Антикоррупционного комитета.

«Недавно в правоохранительных структурах Свердловской области произошли серьезные кадровые изменения - новое руководство в областном полицейском главке и  в региональном управлении ФСБ. Есть надежда, что результаты будут, - комментирует Леонид Андреев. - А вообще, следует отметить наблюдаемую в последние 10-15 лет совершенно нездоровую тенденцию, когда власти - как местные, так и региональные - в период экономического спада и значительного падения доходов населения расходуют бюджетные средства на сомнительные дорогостоящие - многомиллионные, а то и многомиллиардные - проекты, целесообразность которых под большим вопросом. В который раз повторюсь - сегодня необходим жесткий контроль со стороны государства, прежде всего, силовых и надзорных органов, и ужесточение ответственности чиновников.

Вернусь к среднеуральской лыжной базе... Если бы она была построена за адекватную стоимость и функционировала, то и вопросов бы никаких не возникало. Но в реальности все обстоит совсем по-другому. Среднеуральск, учитывая непростую ситуацию в руководстве муниципалитета и его представительного органа, находится на особом контроле Антикоррупционного комитета».

Отметим, что и у местного населения скопилось немало претензий к работе руководства Администрации Среднеуральска и подведомственных ей организаций.  Мэрия не первый год «славится» длительным неисполнением судебных решений, а также их вольным трактованием в части сроков исполнения. В последнее время вообще складывается впечатление, что городские власти Среднеуральска без указаний надзорных органов и решений суда не намерены выполнять возложенные на них функции и обязанности. Местные жители постоянно жалуются чиновникам на бардак на городском кладбище, ужасное состояние дорог, отсутствие уличного освещения, в том числе освещения дорог, незаконное складирование мусора и грязного уличного снега на закрытой свалке, бездействие властей по обеспечению земельными участками многодетных семей и многие другие проблемы. Но, как говорится, воз и ныне там...

Ну, а сегодня, благодаря истории со строительством лыжной базы, Среднеуральск рискует в очередной раз подтвердить репутацию «аномальной зоны», где за последние годы сформировалась уже недобрая традиция, когда период руководства каждой новой администрации заканчивается возбуждением уголовного дела о коррупции против чиновников и их «посадками». Напомним, ранее на скамье подсудимых оказались бывшие мэры Среднеуральска Алексей Данилов и Борис Тарасов, вице-мэр (работавший в бытность мэра Виктора Злодеева) Александр Астахов и начальник комитета по управлению имуществом Сергей Петров. Все чиновники были осуждены и приговорены к реальным срокам заключения. Проверка деятельности экс-мэра Бориса Тарасова, осужденного в декабре 2017 года к 7,5 годам заключения, в свое время была также инициирована Антикоррупционным комитетом по Свердловской области. В настоящее время Тарасов отбывает срок в одной из колоний.

«ВЕДОМОСТИ Урал» следят за развитием событий.

Ольга ДЕМЕНТЬЕВА

«ВЕДОМОСТИ Урал»

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK