Среднеуральск, ближайший город-спутник Екатеринбурга, вот уже несколько лет стоит перед серьезным вызовом: устаревшие и изношенные очистные сооружения, построенные еще в советские времена, стали источником проблем для местных жителей и потенциальной угрозой для окружающей среды. Начатый в 2019 году и «замороженный» спустя два года процесс реконструкции сопровождают один за другим скандалы и уголовные дела. За это время кто-то, вероятно, неплохо «заработал», а Среднеуральск потерял сотни миллионов рублей. Подробности - в материале «ВЕДОМОСТИ Урал».
Очистные сооружения Среднеуральска, служащие городу с 1957 года, изначально предусматривали обработку 6 тыс. кубометров сточных вод при численности населения в 12 тыс. человек. Однако город развивался, строился, соответственно, росла и численность населения в нём, что, естественно, рождало вопросы и заставляло местные власти искать пути их решения.
Жители и гости города узнают о наличии проблемы с очистными сооружениями в Среднеуральске по запаху - стоя в пробке на Советской |
Ещё в 2008 году при формировании Генплана городские власти рассматривали вопрос увеличения производительности очистных сооружений до 25 тыс. кубометров стоков в сутки - это казалось решением всех будущих проблем Среднеуральска, который активно строился. Но работы разбили на два этапа: сначала 15 тыс. кубометров, затем 10 . Планируемое строительство так называемого пускового комплекса, с производительностью в 15 тысяч "кубов", было официально закреплено в Генплане Среднеуральска в 2009 году. Однако оптимистичные планы существенно разошлись с реальностью.
Спустя 15 лет проблема не только не ушла из повестки дня, но и усугубилась, фактически поставив город на грань экологической катастрофы. Работающие на последнем издыхании очистные сооружения дают о себе знать характерным запахом на въезде в город, а если случится аварийная ситуация, то жители Среднеуральска рискуют утонуть в фекальных реках, которые польются из унитазов в квартирах...
Одним из трагических следствий плачевного состояния среднеуральских очистных сооружений стала гибель сотрудников МУП «Среднеуральское водопроводно-канализационное хозяйство» 25 августа 2022 года. Зайдя в одно из помещений очистных сооружений для выполнения плановых работ, трое работников потеряли сознание, отравившись парами скопившейся газовой смеси. 60-летний слесарь-ремонтник из Верхней Пышмы Владимир Майленский и 35-летняя оператор очистных сооружений, жительница Среднеуральска Екатерина Колмогорова погибли на месте. Выжить удалось только 46-летней Юлии Соломахиной, которая к моменту прибытия медиков на место ЧП была жива, и в состоянии комы её срочно доставили в реанимацию Верхнепышминской ЦГБ. К счастью, пострадавшую женщину удалось вернуть к жизни и поставить на ноги.
Мэр Александр Ковальчик на следующий день после трагедии выступил с обращением к жителям Среднеуральска, выразив соболезнования семьям погибших и пообещав принять меры для осиротевших детей и пострадавших семей... При этом градоначальник ни слова не сказал о критическом состоянии очистных сооружений, ставших местом гибели двух человек.
Да и вообще, складывалось впечатление, что в период своего очень непродолжительного (два года) руководства администрацией Среднеуральска Ковальчик не имел особого желания вникать в проблемы города и его жителей, а был озабочен решением других вопросов. Своё кресло он покинул досрочно, после того, как депутаты дважды признали его работу неудовлетворительной. Немногим ранее уволилась его "правая рука" - Екатерина Чернавина, занимавшая должность первого заместителя главы, причиной увольнения стали выявленные прокуратурой нарушения законодательства о противодействии коррупции. В памяти среднеуральцев Ковальчик, по признанию многих горожан, остался как «мэр, который запомнился ничем»... за исключением того, что увеличил себе зарплату, размер которой перевалил за 200 тыс руб в месяц, и остановил всё, что было начато предыдущим мэром... Впрочем, отставке «самого трудолюбивого» в истории Среднеуральска мэра предшествовала череда событий, которые, получили новое развитие уже после его ухода, и связаны они именно с очистными сооружениями.
Напомним, в 2019 году, когда во главе местной администрации был еще мэр Андрей Зашляпин, казалось, что вопрос строительства новых очистных, наконец, сдвинулся с мертвой точки. Тогда был заключен муниципальный контракт, и подрядчик - ООО «Среднеуральское стройуправление» приступило к выполнению начальных этапов работ. Проект реконструкции, подготовленный самим подрядчиком, предусматривал увеличение мощности обработки сточных вод до планируемых пусковых 15 тыс. кубометров в сутки. То есть до величины, что и была предусмотрена Генпланом Среднеуральска. При этом пуск новых очистных планировался в 2022 году.
Но спустя два года Зашляпин был вынужден досрочно покинуть свой пост, а с приходом в мэрию нового градоначальника проект внезапно был свернут. По инициативе Ковальчика муниципальный контракт расторгли, а плановую производительность очистных сооружений неожиданно было решено понизить до... 6,5 тыс. кубометров в сутки, что всего на 0,5 тыс. кубов больше сегодняшней величины, заложенной ещё в 1957 (!) году.
Председатель общественного Горсовета Среднеуральска, местный депутат Владимир Черноусов резюмировал тогда ситуацию как абсурдную: «У нас в городе население 24 тысячи, и очистные на 6 тысяч кубов сейчас не справляются... А ведь еще несколько лет назад мы планировали развитие вдвое больше"... Судя по всему, для всех, кроме главы Ковальчика и начальника местного Управления ЖКХ Абаджяна, было очевидно, что подобное решение - крайне сомнительное и нелогичное, которое, к тому же, ставит под угрозу экологическое благополучие и здоровье жителей Среднеуральска. Основания же для изменения плана так и остались за кулисами официальных заявлений чиновников администрации...
Ряд местных депутатов, включая Владимира Черноусова, отказались мириться с абсурдным решением главы Среднеуральска и обратились в суд, требуя признать действия чиновников по снижению производительности очистных сооружений незаконными. Ведь в соответствии с законодательством объём очистных должен соответствовать схеме водоснабжения и водоотведения, которая в свою очередь должна соответствовать документам территориального планирования - Генеральному плану. А в Генплане и в схеме водоснабжения и водоотведения фигурировали именно 15 тыс. кубометров стоков в сутки.
Пытаясь узаконить свои «хотелки», Ковальчик дважды пытался изменить схему водоснабжения и водоотведения, без изменения Генерального плана, что могло являться нарушением Федерального законодательства. И дважды суды признали изменения схемы недействующими и незаконными.
Между тем, изменение мощности в меньшую сторону потребовало подготовки нового проекта реконструкции, вследствие чего начатое строительство «заморозили» на несколько лет - объекты незавершенного строительства и закупленное к тому моменту оборудование было подвергнуто консервации, на которую городской бюджет потратил 4,5 млн. рублей.
В итоге за два года руководства Ковальчика реконструкция очистных сооружений так и не возобновилась, а бюджет «похудел» на 25,1 миллиона рублей, потраченных на оплату нового проекта. За это время, как известно, произошло много событий и появилось много новых проблем, среди которых невозможность поставки (вследствие санкций Запада) импортного оборудования, которое было предусмотрено для использования в реконструкции ранее.
В марте 2023-го в администрации Среднеуральска произошли очередные кадровые перестановки - пришел новый градоначальник - 35-летний Алексей Стасёнок. За какие заслуги молодого парня из Нижней Туры направили «рулить» многострадальным Среднеуральском, история умалчивает, но с первых дней на новом месте работы Стасёнок проявил небывалую активность. Одним из главных его обещаний среднеуральцам стало обязательство возобновить реконструкцию очистных сооружений. Не скрывая оптимизма, новый мэр заявлял, что контракт будет заключен в ближайшее время, и что немаловажно, с прежними исходными показателями - 15 тысяч кубометров в сутки.
А в начале ноября 2023 года стало известно о возбуждении уголовного дела о халатности в связи с расходованием бюджетных средств на реконструкцию очистных сооружений в Среднеуральске. Как пояснили в прокуратуре Свердловской области, дело было возбуждено на основании материалов прокурорской проверки - речь идёт о расходовании тех самых 25,1 млн руб. на проектирование очистных сооружений. Прокуратура установила, что разработанный ООО «Экохим-проект» проект не отвечает Генеральному плану и критериям эффективности расходования бюджетных средств: снижение мощности очистных сооружений до 6,5 тыс. кубометров в сутки было признано необоснованным.
По сведениям же источников «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», на самом деле создание нового проекта вообще не требовалось – реконструкцию, даже с пониженной производительностью, вполне можно было осуществлять по уже существующему проекту. При этом подрядчик (ООО «СУСУ»), выполнивший корректировку проектной документации за свои 16 млн. руб., а не за бюджетный счёт, предлагал безвозмездно передать скорректированный проект в собственность муниципалитета, для возможности продолжения последним реконструкции очистных. Но тогдашний мэр Ковальчик отказался!
Другой любопытный факт касается компании ООО «Экохим-проект», с которой был заключен контракт на 25,1 млн рублей за проектирование очистных сооружений. По странному стечению обстоятельств, эта же организация ранее предоставляла услуги екатеринбургскому «Водоканалу», когда им руководил Александр Ковальчик...
Следствие по делу о халатности сегодня продолжается.
Кстати, после того как было принято скандальное решение о необходимости создания нового проекта с уменьшением мощности очистных сооружений, многие горожане, памятуя, что градоначальники в Среднеуральске дольше двух лет на своём месте обычно «не засиживаются», с иронией комментировали, что, вероятно, каждый градоначальник теперь будет предлагать новый проект. «ВЕДОМОСТИ Урал» не без оснований выражали опасения, что если каждый новый мэр будет отменять проекты своих предшественников, это приведёт к бесконечной трате бюджетных средств, а новых очистных сооружений город может так и не увидеть... По сложившейся критической ситуации редакция «ВЕДОМОСТИ Урал», в том числе, направляла официальные заявления в органы прокуратуры.
Тем временем в конце 2023 года мэрией Среднеуральска началась активная подготовка к конкурсным процедурам по отбору подрядчика для выполнения работ по реконструкции очистных сооружений. В публичном пространстве бодро анонсировалось начало строительства на апрель-май 2024 года с продолжительностью работ около двух лет. Важно отметить, в мэрии заверяли, что новый проект реконструкции не потребуется - мол, достаточно будет "довести до ума" существующий. Каково же было удивление журналистов «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» и среднеуральцев, когда выяснилось, что проект муниципального контракта, выложенный на сайте госзакупок, содержал условие о необходимости подготовки подрядчиком нового проекта реконструкции. При этом стоимость данных работ оценена в рекордную сумму - почти 82 миллиона рублей!
Между тем, как стало известно «ВЕДОМОСТЯМ Урал», техническое состояние подвергнутых в 2021 году консервации объектов и оборудования, поставленных ООО «СУСУ» в рамках ранее действовавшего муниципального контракта 2019-го года, на сегодняшний день вызывает серьезные опасения. Напомним, что за выполненные в рамках данного контракта работы подрядчику из бюджета было выплачено почти 228 млн руб. А сегодня имеются все основания предполагать, что консервация, на которую из бюджета Среднеуральска ушло еще 4,5 миллиона рублей, была проведена, мягко говоря, не очень качественно... что могло привести к значительному ухудшению состояния подвергнутых консервации объектов.
Заказчиком работ по консервации выступало МКУ «Управление ЖКХ» под руководством местного депутата Арсена Абаджяна, который, как стало известно «ВЕДОМОСТЯМ Урал», в целях обхода конкурентных процедур заключил с компанией «ПЕРЕСТРОЙКА ЕКБ» девять однотипных договоров на сумму до 600 тыс. рублей каждый, раздробив закупку в нарушение действующего антимонопольного законодательства. При этом общая стоимость работ по консервации, по всей видимости, могла быть существенно завышена. Как сообщает источник редакции, в ряде договоров предположительно, могли быть указаны работы, фактическая стоимость которых существенно ниже заявленной, а некоторые - вовсе могли быть не выполнены, но при этом оплачены.
Например, подписано и оплачено 40 куб. метров новой фанеры, тогда как фактически, как утверждают очевидцы, могло быть потрачено не более 4 кубов старой фанеры на зашивку оконных проёмов. Есть и другие любопытные детали...
Кроме того, могли использоваться более дешевые материалы вместо тех, которые были предусмотрены техзаданием, что в итоге повлияло на качество консервации и могло привести к существенным проблемам со строениями и оборудованием.
"По факту нарушения в принятии решения о способе определения поставщика о закупке товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ответственное должностное лицо заказчика вызвано для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ", - сообщил заместитель руководителя Свердловского УФАС Р.Г. Анисимов.
Предположительно, как считают специалисты, устранение проблем, возникших вследствие проведенной консервации, может обойтись городскому бюджету в сумму ещё около 100 миллионов (!) рублей. При этом может потребоваться полный демонтаж выполненного и оплата затрат по выполнению этих работ заново по блоку биологической очистки!
В администрации города, судя по всему, знают об этом. Но вместо того, чтобы провести полноценную служебную проверку, установить сумму возможного ущерба и принять соответствующие меры по привлечению к ответственности виновных должностных лиц, чиновники, похоже, намерены всё скрыть. И для этого нашлось простое и гениальное решение - предполагается, что работы по устранению последствий проведенной консервации будут включены в новый муниципальный контракт по реконструкции очистных сооружений. Подтверждением тому могут являться ответы администрации ГО Среднеуральск и директора МКУ «Управление ЖКХ» Абаджяна на официальные запросы редакции.
В начале года «ВЕДОМОСТИ Урал» направили в МКУ «Управление ЖКХ» запрос информации о состоянии очистных сооружений после консервации. В своем ответе Абаджян сообщил, что один из объектов - здание станции биологической очистки - в ходе проверки якобы признан работоспособным, но требуется выполнение неких дополнительных мероприятий. Про состояние других объектов и оборудования в ответе, как и следовало ожидать, ничего не сообщается. Более того, по словам Арсена Абаджяна, полученные рекомендации, касающиеся технического состояния блока биологической очистки, будут учтены (внимание!) при завершении работ по реконструкции. Как говорится, «приплыли», и комментарии излишни...
Кроме того, в адрес администрации городского округа был направлен еще один официальный редакционный запрос - касающийся того, как планируется использовать в ходе предстоящей реконструкции очистных сооружений объекты и оборудование, за которые бюджет заплатил 228 миллионов. Мэрия ответила в том же духе, что и Абаджян, заявив, что данный вопрос будет обсуждаться только на завершающей стадии реконструкции... Кстати, неизвестно, каким окажется это решение. И тут нелишним будет напомнить про обозначенные ранее сроки реконструкции, которая еще даже не началась, - не менее двух лет. За два года может произойти многое, в том числе не исключено, что «законсервированные» объекты и оборудование за это время придут в полную негодность, и потраченные 228 миллионов попросту «вылетят в трубу»...
Пока же администрация Среднеуральска вновь занимается поисками подрядчика после очередного срыва начала работ по реконструкции. Напомним, в январе этого года был заключен муниципальный контракт с компанией «Апекс Групп» на сумму 1,4 млрд рублей. Однако спустя пять дней подрядчик отказался выполнять работы, объяснив это технической сложностью проекта. МКУ «Управление ЖКХ» намеревалось заключить контракт с «Уральской водной компанией», которая заняла второе место в конкурсе... и предположительно связана с екатеринбургским «Водоканалом», которым в период с 2010 по 2018 годы руководил Александр Ковальчик...
Прокуратура, однако, поставила под сомнение законность такого решения, учитывая, что в сложившейся ситуации закон о контрактной системе не позволяет передавать право заключения контракта другому участнику конкурса без проведения нового конкурса. Кроме того, «Уральская водная компания», по мнению прокуратуры, является неблагонадёжной, поскольку 50% её акций принадлежит венгерской структуре. Надзорное ведомство потребовало отменить результаты конкурса и провести его заново. Об этом в комментариях СМИ расказал сам мэр Среднеуральска Стасёнок, пояснив, что именно акт прокурорского реагирования послужил основанием для объявления нового конкурса. Если это так, то возникает закономерный вопрос: как данную компанию вообще допустили до участия в конкурсе?
4 марта на сайте госзакупок появилась новая закупка с начальной ценой в 1 956 247 748,22 руб, в настоящее время идет приём заявок. Если контракт будет заключен, то само строительство начнется только осенью. Согласно техническому заданию, до 30 сентября 2024 года подрядчик должен предоставить проект с положительным заключением госэкспертизы, и только после этого он сможет приступить к самим работам.
Потеряли три года и миллиард?
Возвращаясь к началу этой истории, напомним, что в 2019 году был подписан первый муниципальный контракт с ООО «СУСУ» на реконструкцию очистных сооружений в Среднеуральске. Общая стоимость проекта оценивалась в 1,72 миллиарда рублей. По плану город должен был получить обновленные сооружения, с мощностью 15 тысяч кубометров стоков в сутки, уже к концу 2022 года.
Важным элементом первого проекта являлся биореактор, рассчитанный на обработку всего объема стоков в соответствии с его проектной мощностью. Биореактор должен был состоять из двух модулей, каждый из которых мог очищать до 7,5 тысяч кубометров стоков в сутки, с возможностью отключения одного из них в случаях малого поступления сточных вод.
Снижение проектной мощности (с 15 до 6,5 тыс. куб. м в сутки), инициированное мэром Ковальчиком в 2021 году, якобы должно было сократить стоимость и сроки (!) реализации всего проекта. Однако, как стало известно «ВЕДОМОСТЯМ Урал», стоимость в итоге снизилась несущественно - до 1,51 миллиарда рублей с прежних 1,72 миллиарда, в то время как производительность уменьшилась более чем в два раза. К слову, как комментируют опрошенные «ВЕДОМОСТЯМИ Урал» эксперты, уж если действительно была бы реальная необходимость снизить производительность, это без проблем можно было сделать без изменения проекта, и без остановки строительства, просто исключив установку второго модуля биореактора, что уже снизило бы затраты на 300-350 млн руб...
В целом, остановка строительства, начатого в 2019 году, привела к значительным финансовым затратам для города. Судите сами...
🔘 228 миллионов, потраченных на строительство и оборудование в рамках первого контракта, которое, похоже, может оказаться невостребованным
🔘 4,5 миллиона - на консервацию объектов и возможным ущербом в 100 миллионов
🔘 25,1 миллиона - на подготовку и экспертизу проекта с пониженной производительностью, который в итоге был признан неэффективным и стал основанием для возбуждения уголовного дела.
🔘 Подготовка новой проектной документации, согласно планам мэрии, обозначенным в проекте нового муниципального контракта, потребует еще 82 миллиона...
Усугубляют общую картину безвозвратно потерянные городом три года ожидания, учитывая, что возобновление строительства планируется, в лучшем случае, в октябре 2024 года.
Кроме того, текущий проект стоимостью в 1,9 миллиарда рублей предусматривает только первый этап реконструкции с производительностью 7,5 тыс. м3/сутки, а не 15 тысяч, как планировалось первоначально (в 2019 году), когда стоимость всего проекта оценивалась в 1,7 млрд рублей. Судьба последующих этапов и их стоимость неизвестна.
За эти упущенные три года цены на работы и оборудование значительно выросли. И если городские власти всё же продолжат строить очистные на 15 тыс. кубов в сутки, то, как говорят специалисты, общая стоимость строительства вырастет до 2,9 миллиарда рублей. Таким образом цена трёх лет простоя, нерасторопности городских чиновников приведёт к росту затрат на очистные сооружения Среднеуральска, причем увеличение стоимости может составить более миллиарда рублей!
И самое главное. К сожалению, даже заключение нового контракта и возобновление работ, увы, не даёт никаких гарантий того, что всё не будет в очередной раз «свёрнуто» и не вернется к первоначальному состоянию... то есть к нулю...
Сложившуюся обстановку в Среднеуральске комментирует председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев, знакомый с ситуацией:
- Как я уже говорил ранее, в Среднеуральске сложилась чрезвычайно негативная обстановка, которую можно охарактеризовать даже как криминальную. Четыре экс-чиновника мэрии, занимавшие руководящие должности – Данилов, Астахов, Петров и Тарасов – были осуждены к реальным и длительным срокам лишения свободы за коррупционные деяния. И, к сожалению, есть все основания предполагать, что этот список может пополниться новыми фамилиями в самом ближайшем будущем. С одной стороны, это говорит о действенной работе правоохранительных органов, с другой – указывает на назревшие в городе проблемы, требующие своевременного и решительного реагирования. А постоянная смена мэров лишь усугубляет положение.
Что касается очистных сооружений, здесь наибольшее беспокойство сегодня вызывает не только вопрос о сохранении недостроенных объектов и закупленного оборудования, но и непомерно высокие расходы на разработку новой проектной документации, составляющие уже более 80 миллионов рублей. Для небольшого города, такого как Среднеуральск, это гигантская сумма.
Мы не раз сталкивались с ситуациями, когда руководители некоторых территорий тратили из бюджета значительные средства на создание проектной документации тех или иных объектов. При этом зачастую проект, уже реализованный где-то и прошедший госэкспертизу, просто адаптируется под новые условия, однако при этом представляется как новый и оплачивается из бюджета по соответствующей стоимости. А так как в большинстве случаев фирма-проектант оказывается "своей", то возникают обоснованные подозрения, что кто-то заработал на этом, и немало заработал...
Сейчас, как вы знаете, расследуется уголовное дело, связанное с проектом реконструкции очистных сооружений, на подготовке которого настаивала администрация Среднеуральска под руководством Александра Ковальчика. О серьёзности данного вопроса говорит тот факт, что создана рабочая группа из 28-ми прокуроров. Мы в своей практике не помним, чтобы столько сотрудников прокуратуры работали по какому-либо делу.
Этот вопрос находится и под нашим пристальным вниманием. Мы имеем некоторую информацию по данному делу и направим соответствующее обращение в прокуратуру области. Ситуация с очистными сооружениями Среднеуральска находится у нас на контроле.
Есть, конечно, и другие проблемы, где прослеживается коррупционная составляющая. На данный момент, например, расследуется уголовное дело, инициированное комитетом, связанное с незаконной передачей за бесценок земельного участка на улице Советской в Среднеуральске местному предпринимателю, который был вхож в некоторые кабинеты мэрии. Часто приходится сталкиваться с завышением цен на услуги и работы, которые финансируются из бюджета. Но это вопрос, требующий особого внимания, и тема отдельного разговора. Бюджет не резиновый, и хотелось бы, чтобы некоторые руководители, муниципалитетов в первую очередь, были поскромнее - проявляли больше сдержанности в расходовании бюджетных средств и не мечтали о миллионах. В противном случае комфортное кресло может быстро смениться на тюремные нары...
Комментарии
, представления, суды, ёмоё, прямо заколдованный круг какой-то... Городишко то у нас не большой совсем, че откуда берется
смеется над нами