$
91.78
98.03

Сообщить информацию

За месяц до 1 сентября... Что выберут в руководстве Свердловской области: школьный звонок или здоровье детей?

Фото: ligazakon.ru
01.08.2020

До начала нового учебного года осталось уже не так много времени, и многие родители сегодня всерьез обеспокоены тем, как их дети продолжат с 1 сентября учебу в школе. Но, учитывая нынешнюю эпидемиологическую ситуацию по коронавирусу, есть все основания полагать, что дистанционное обучение, на которое образовательные учреждения перешли в апреле этого года, будет продолжено... до лучших времен. По некоторым данным, «дистанционку» в виде онлайн-обучения могут продлить до 1 января 2021 года. Цифровизация школьного образования - вынужденная необходимость или новая реальность сегодняшнего дня?

Отметим, что в Министерстве просвещения РФ выражают надежду на то, что дети в сентябре выйдут в школы и начнут учиться очно, но делать какие-либо прогнозы пока преждевременно. И главной задачей, безусловно, остается сохранение здоровья детей, в том числе оградить их от заражения опасным вирусом.

Если ситуация с заболеваемостью коронавирусом будет оставаться такой же напряженной, как сейчас, то возобновление очного обучения будет маловероятно. Ведь сегодня, когда снимаются те или иные ограничения в работе предприятий и организаций, главным требованием для возобновления их деятельности является соблюдение требований Роспотребнадзора, предусматривающие не только измерение температуры людей, ношение масок, перчаток, регулярную санобработку помещений, предметов и оборудования, но и соблюдение социального дистанцирования. Очевидно, что обеспечить последнее требование в помещениях школьных классов, где одновременно находятся в среднем по 30 человек - невыполнимая задача... И сдерживать детей от общения друг с другом не сможет ни один учитель. А допустить массовое заражение детей в школах - это уже катастрофа. Больницы и так по всей области давно переполнены пациентами, многие отделения перепрофилируются под «ковидные» госпитали, пациенты больниц говорят о нехватке аппаратов ИВЛ.

В ближайшее время губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву и областному министру образования Юрию Биктуганову придется принимать решение, как начинать учебный год.

Между тем, ситуация с коронавирусом послужила в определенной степени толчком для развития онлайн-обучения, которое, безусловно, существовало и до пандемии, но не все родители и школьники об этом знали. Именно благодаря вынужденному переходу на «дистанционку» многие родители, да и сами школьники, узнали, что в сети интернет на сегодняшний день работает немалое количество образовательных платформ, позволяющих учиться дома, и получать при этом качественное образование.

Лично я сама как родитель 8-классника убедилась в том, что в дистанционном обучении есть свои плюсы. Я была крайне удивлена, что на онлайн-уроках мой сын более внимательно слушал учителя, стал более организованным, поскольку домашние задания необходимо было сдавать строго в определенный срок. В апреле-мае этого года я видела, что он действительно учился и получал знания, а не просто ходил в школу, чтобы в большей степени пообщаться с одноклассниками.

Проштудировав просторы интернета, я с удивлением узнала, что сегодня существует масса интересных и полезных ресурсов для дистанционного обучения, причем уроки проходят так же, как в обычной школе - с учителем и классной доской, проводят их лучшие преподаватели, с интересом объясняя свой предмет. При этом ребенок ни на что постороннее не отвлекается. Преимуществом является то, что в онлайн-школе урок можно просмотреть в записи в любое время, если ребенку что-то непонятно, а также есть обратная связь с учителем, живое общение. Надо понимать, что онлайн-школа - это, по сути, обычная школа, имеющая лицензию на образовательную деятельность Министерства образования и государственную аккредитацию, с обычными учителями, которые так же, как обычной школе, ведут уроки, задают домашние задания, проверяют их и ставят оценки, но только делают это на расстоянии, посредством интернета и компьютера.

После месяца раздумий в итоге на семейном совете было принято решение - полностью перейти на дистанционное образование. В основном, конечно, на сегодняшний день дистанционную заочную форму обучения практикуют частные образовательные учреждения, и такое обучение является платным. Но сумма оказалась вполне приемлемой, по сравнению с ежемесячными денежными поборами, которые мы платили в своей муниципальной школе (!) под видом добровольных пожертвований.

Минус при дистанционной форме обучения один - необходимо обеспечить ребенку достаточное общение со сверстниками. Но для этого вовсе необязательно каждый день ходить в школу - сегодня работают разного рода курсы, кружки, спортивные секции, которые не требуют нахождения детей по 6-7 часов подряд в замкнутом пространстве. Да и общаются сегодняшние дети, как бы мы, родители, не противились этому и не запрещали, как правило, именно в интернете, в соцсетях. Время такое...

Коронавирус позволил этой весной ввести дистанционное обучение школьников на территории всех регионов. Несмотря на наличие ряда недостатков, выявленных в этом процессе на первых порах, сегодня все осознают, что интернет-технологии развиваются, совершенствуются, и цифровое образование - это уже реальность сегодняшнего дня,  и его широкое внедрение в систему школьного обучения не за горами.

Сторонники дистанционного обучения отмечают, что такой  способ образования дает возможность детям получать качественный учебный материал не только в крупных городах, но и по всей стране, включая самые отдаленные деревни и поселки. Для дистанционного образования нет необходимости строить дополнительные школы, нанимать и оплачивать огромное количество педагогов. Главным условием его реализации является наличие компьютера и хорошего интернета. Для родителей затраты на обучение в дистанционном формате значительно ниже, чем затраты на обучение в реальной школе - не надо тратиться на школьную форму и учебники. Для многих школьников, которые живут не в шаговой доступности от школы, отпадает транспортная проблема, и в принципе, снижается риск травмирования ребенка на пути от дома до школы - к сожалению, перебегающие дорогу дети нередко становятся жертвами ДТП... Также при переходе на дистант сама собой устраняется столь актуальная сегодня проблема школьных поборов, о которой знают все родители школяров не понаслышке.

Не стоит забывать, что помимо корнавируса, ежегодно целые классы, а то и школы закрываются на карантин из-за эпидемий гриппа или ОРВИ. Сам же коронавирус, из-за которого наша страна пятый месяц живет в «режиме повышенной готовности», постоянно мутирует, и, как прогнозируют вирусологи и инфекционисты всего мира, ожидать стоит не только второй волны пандемии, но и появления в ближайшем будущем более опасных вирусов, нежели COVID-19...

Кроме того, все сегодня понимают, что нынешняя школа, где в последние годы воспитательный процесс как таковой отошел на задний план (если не сказать больше), увы, нередко становится местом, где дети впервые пробуют наркосодержащие вещества - снюсы, насвай и тому подобное. Сегодня эта проблема приобрела масштабы эпидемии, которая страшна не менее, чем пандемия коронавируса. С другой стороны, все чаще и чаще в новостных лентах СМИ и в соцсетях мы читаем истории об агрессии школьников по отношению к некоторым одноклассникам или другим учащимся, в том числе, более младшего возраста. Уровень детской жестокости просто зашкаливает... В некоторых классах учатся дети из так называемых неблагополучных семей, которые и ведут себя соответственно - их действия и поступки, несмотря на детский возраст, порой граничат с преступлениями.

Поэтому дистанционное образование - это, прежде всего, безопасность для ребенка, причем со всех сторон.

Безусловно, проблемы есть и в онлайн-обучении. В первую очередь, это касается обучения в начальной школе, когда дети не могут погрузиться в образовательный процесс полностью самостоятельно, да и оставлять малолетнего ребенка дома одного не позволяет действующее законодательство, в том числе, из соображений безопасности.

На сегодняшний день сторонников у дистанционного образования, конечно, куда меньше, нежели противников. И это неудивительно. Для большинства родителей школьников, их бабушек и дедушек, которые сами десять лет «оттарабанили» за школьной партой, а потом многие еще и в техникумах и институтах, переход на новую форму обучения рассматривается не иначе как революция, слом вековых традиций.

К слову, в числе противников не только родители, которые опасаются, что перевод школьного образования на цифровые технологии негативно отразится на развитии детей, но и представители самой сферы образования, в том числе армия педагогов, ряды которой заметно будут сокращены, и руководители образовательных учреждений, многие из которых обеспечивают собственное благосостояние за счет поборов с родителей школьников. Но прогресс и технологии, направленные, в том числе на оптимизацию образовательного процесса, уже не остановить. Более того, сегодня сформировался целый социальный слой - родителей, которые перевели своих детей-школьников на дистанционное обучение и ни разу об этом не пожалели.

Напомним, на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам в июле этого года вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что единая цифровая образовательная среда, которая «обеспечит новые цифровые возможности для детей и учителей», будет в экспериментальном режиме запущена в России с грядущего учебного года. «Ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции как никогда показала значимость электронного обучения в дистанционном формате. И мы здесь намерены усилить эту составляющую в рамках нацпроекта «Образование», в частности, уже с осени этого года провести эксперимент и апробировать единую цифровую образовательную среду...», - сообщила Голикова.

Ранее Минпросвещения подготовило проект постановления, в рамках которого предлагает начать создание и внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) для учебных заведений в 14 регионах РФ с 1 сентября 2020 года. Соответствующий документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

«Проектом постановления предусматривается проведение с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых», - говорится в пояснительной записке к документу. Эксперимент направлен на создание условий для использования ЦОС на всей территории России. Безусловно, переход на «цифровые рельсы» сохранит гарантии получения бесплатного образования, как гласит Конституция Российской Федерации, но при этом существенно оптимизирует расходы государства, которые будут направлены не столько на строительство школ и обеспечение их весьма дорогостоящего содержания, а на совершенствование самого образовательного процесса и улучшение качества образования посредством использования современных технологий. Отметим, что в настоящее время расходы на образование в Свердловской области составляют более трети всего бюджета региона.

Согласно прогнозу Агентства инноваций Москвы, к 2030 году Россия почти полностью откажется от классического образования в пользу новых форм обучения. Однако пандемия коронавируса может внести свои коррективы - как прогнозируют эксперты, при сохранении неблагоприятной эпидемиологической ситуации полный переход на дистант может произойти уже в ближайшие 2-3 года.

Татьяна ПОПОВА

«ВЕДОМОСТИ Урал»

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK