$
92.01
98.72

Сообщить информацию

Учителям обещают «квартиру вне очереди»: почему инициатива Госдумы вызывает споры

16.02.2024

Депутаты просят правительство поставить учителей в очередь на «квартиру вне очереди»: почему у, казалось бы, благой инициативы достаточно скептиков?

Сначала о факте. Накануне Совет Госдумы принял решение обратиться к председателю правительства Мишустину с просьбой проработать и детально прописать практический способ обеспечения нуждающихся в жилье российских учителей квартирами или домами.

Почему именно учителей? А их сейчас остро не хватает в стране. Есть регионы, где дефицит педагогов прямо-таки катастрофичен. Наличие «своего угла» хоть как-то бы смягчило в учительских семьях невысокие зарплаты у мамы-педагога или папы-педагога, пропадающих часами в школах, но так и не скапливающих на рыночную квартиру.

Борясь за ценные для регионального благополучия кадры, местные власти, по сути, в одиночку решают вопросы комплектации школьных штатов.

К примеру, в Свердловской области по решению главы региона Куйвашева учителя в сёлах получают денежные сертификаты, идущие в зачёт обретаемого ими жилья. Из областного бюджета субсидируется строительство домов для сельских педагогов. На реализацию осуществляемой сегодня в Свердловской области двухгодичной комплексной программы по кадровой стабилизации образовательной сферы региона власть планирует выделить 2, 8 миллиарда рублей.

Но как привести отдельные радения отдельных российских территорий к общему для страны знаменателю?

Собственно, учительский квартирный вопрос остро встал из-за юридической нестыковки между законом «Об образовании» и одним из параграфов Жилищного кодекса РФ.

А именно: в законе есть строчка о праве учителей на «внеочередное получение жилья», но нет механизма практического воплощения этого права в жизнь. А в Кодексе наоборот – есть механизм воплощения - через отдельную очередь на социальный найм, но в перечне очередников нет строчки про учителей. Читай: нет права.  Согласно кодексу, у очереди на «внеочередь» всего два адресата: те, кто проживает в непригодном для жизни доме, и те, кто хронически болен опасными для окружающих инфекционными недугами, а потому не должен жить стеснённо.

Так вот, поскольку в России существует верховенство кодекса над законом, реальную очередь нуждающихся формирует именно кодекс, где ничего нет про учителей.  

Конечно, увязывать остроту кадрового дефицита с нерешёнными жилищными проблемами наших педагогов, вполне разумно и перспективно. Но встаёт вопрос. Как скоро одно поможет другому, если законодательная поправка с добавлением в Жилищный кодекс третьей позиции – «нуждающиеся учителя» - всё же  будет принята?

Некоторые опрошенные «Известиями» эксперты не испытывают по этому поводу большого оптимизма, предлагая иные, более реалистичные, на их взгляд, альтернативы.

Глава фонда «Институт экономики города», госпожа Косарева напоминает, что сейчас суммарно в муниципальных списках на первоочерёдное получение жилья состоят 2,1 миллиона россиян, большинству из которых, судя по практике, придётся ждать желанных ключей до двух десятков лет и более. Узаконенное пополнение списка учителями увеличит очередь, но никак не ускорит её движение, а, напротив, замедлит.

К тому же, если по сей день Жилищный кодекс не имел профессиональных предпочтений, то появление в нём педагогов может выглядеть несправедливым, по отношению, скажем, к не менее нуждающимся в квартирах врачам государственных поликлиник и больниц.

Другой эксперт, руководитель профильного комитета Торгово-промышленной палаты РФ, господин Широков, подчёркивает, что социальное жильё, на которое сегодня претендуют миллионы льготников – это государственная собственность, и чтобы очередь двигалась,  резервы этой собственности нужно пополнять. Покупать квартиры у застройщиков, к примеру, или строиться за счёт местной казны. Однако, на это, признаёт активист ТПП, у региональных бюджетов попросту не хватает средств. Только на то, чтобы обеспечить отдельным жильём достигших совершеннолетия детей-сирот государству требуется свыше 500 миллиардов рублей. Как при такой ситуации, риторически вопрошает собеседник издания, ещё и расширять круг претендентов на социальный наем?

Меж тем, пребывающие «хорошо в теме» специалисты подсказывают альтернативные пути решения «учительского вопроса».  

Так, ещё десять лет назад в Жилищном кодексе появилось определение «наемного дома», предназначенного для социального использования. Да, пусть в отличие от социального жилья, которое сейчас ожидают льготники, квартиры в таких домах не могут быть приватизированы, но жить-то в них можно вполне. Почему бы регионам, где проблема с учительскими кадрами особо остра, не использовать этот уже существующий механизм. Ведь жилплощадь в таких арендных домах никогда не отчуждается, а значит, может быть постоянно использоваться властями для удержания педагогов на рабочих местах и привлечения новых кадров.

В Свердловской области первый дом социального арендного жилья был построен в прошлом году в Нижней Туре. Как сообщал департамент информполитики региона, социальное арендное жильё является одним из механизмов по привлечению в муниципалитеты молодых специалистов - учителей, врачей и других представителей социальной сферы. В арендном доме они смогут продолжительное время снимать жильё за стоимость, существенно ниже рыночной. Кстати, гава региона Евгений Куйвашев намеревался тиражировать данную практику на Среднем Урале.

Или другая, уже существующая программа, которую тоже не нужно изобретать заново. Речь об арендном субсидировании. Схема проста. Власти взаимодействуют с девелоперами от бизнеса на стадии строительства, предоставляя им определённые преимущества, позволяющие государству после возведения жилого дома арендовать в нём квартиры по низким ставкам.  Такая жилплощадь как раз может быть зарезервированы властями за ценными педагогическими кадрами.

Та же Надежда Косарева сожалеет, что в стране программа арендного субсидирования почти не находит развития – подобных домов возведено всего-то около четырёх десятков на всю Россию.

Так всё же как быть? Изобретать новые механизмы решения кадрового (и параллельно жилищного) вопроса учителей или вооружиться уже имеющимися? Отвечая на этот вопрос, многие эксперты выбирали мудрую опцию – «и то, и другое».

Фото: oblgazeta.ru, Анна Митчина

Ирина ВЛАДИМИРОВА, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK