В январе в городе Среднеуральске (Свердловская область) прошла важная встреча, инициированная главой города Алексеем Стасёнком и прокуратурой Верхней Пышмы. Родители учащихся школы № 215 получили возможность задать вопросы о финансировании образовательного учреждения.
Школа № 215, расположенная в здании частного коттеджа в деревне Коптяки, пережила непростой период. В 2021 году в её деятельности были выявлены вопиющие нарушения, включая проблемы с пожарной безопасностью и другие несоответствия обязательным требованиям. Однако к 1 сентября 2024 года все предписания были выполнены - прежде всего, благодаря активности главы Среднеуральска Алексея Стасёнка в этом вопросе, принципиальной позиции прокуратуры, и серьезным вложениям средств из бюджета. Сегодня школа соответствует всем требованиям, и дети могут учиться в безопасной и комфортной обстановке.
Главной темой январской встречи было финансирование школы. Глава муниципального округа Стасёнок подчеркнул, что Конституция РФ гарантирует бесплатное образование в муниципальных школах, а все расходы, включая зарплаты учителей и содержание здания, полностью покрываются бюджетом. Он также заявил, что МБОУ СОШ № 215 не нуждается в школьном фонде, который на протяжении многих лет собирал многомиллионные пожертвования с родителей учащихся.
Заместитель городского прокурора Олег Бондарь высказался о ситуации в школе № 215, подчеркнув, что принудительные денежные сборы с родителей являются незаконными. Он сообщил родителям, что финансирование школы должно полностью обеспечиваться бюджетом, а любые недостатки в финансах должны решаться руководством учебного заведения через официальные каналы, а не за счет родителей. Он предупредил представителей администрации школы и других заинтересованных лиц, что в случае поступления жалоб от родителей, включая анонимные, о принуждении к платежам, будут проводиться проверки, которые могут привести к уголовным делам.
Напомним, в августе 2024 года в школе № 215 сменилось руководство. В интервью «ВЕДОМОСТЯМ Урал» новый директор школы Марина Нефёдова рассказала о планах по развитию образовательного учреждения, внедрении новых технологий и создании комфортной среды для учеников и педагогов. Она также поделилась своим видением будущего школы и ответила на вопросы о текущих изменениях в её работе.
— Марина Павловна, скажите, что стало для Вас главным мотивом принять предложение возглавить школу?
— Любовь к детям. Это всегда было и остается моим главным вдохновением и движущей силой.
— Как проходил процесс Вашего назначения? Какие критерии были ключевыми?
Меня назначил учредитель школы — глава администрации Алексей Викторович Стасёнок. Как кандидат на должность директора, я имею высшее образование и два диплома о профессиональной переподготовке: один — учителя математики и информатики, другой — в области менеджмента в сфере образования.
В конце 2024 года я успешно прошла аттестацию руководителей образовательных организаций, которая сейчас проводится для всех директоров школ Свердловской области. Я была первой из Среднеуральска, хотя на тот момент работала всего четыре месяца.
Аттестация состояла из трех этапов, и заключение комиссии подтвердило, что я соответствую должности руководителя общеобразовательной организации.
— Какие первоочередные задачи Вы ставите перед собой как директор школы? Как планируете улучшить учебный процесс и условия для учеников?
— Одна из ключевых задач — разработка новых дополнительных общеразвивающих программ. Например, сейчас мы запускаем программу «Театр» и открываем новое направление — «Движение первых», чтобы вовлекать молодежь в социальные и образовательные проекты.
Также я планирую активизировать участие родителей в жизни школы. Это важно для создания единой образовательной среды.
Для старшеклассников организуем профессиональные пробы на региональных площадках, чтобы помочь им определиться с будущей профессией.
Еще одна важная задача — поддержка педагогов. Нужно поддерживать их участие в конкурсах педагогического мастерства, создать систему наставничества, чтобы опытные учителя могли делиться своими знаниями с молодыми коллегами.
— Все ли дети, проживающие на закреплённой за школой территории, могут посещать школу № 215?
— Да, все дети, проживающие на закреплённой территории, имеют право на обучение в нашей школе. Существуют правила приёма, которые регулируют порядок зачисления, включая внеочередное, первоочередное право или преимущественное.
— На недавнем собрании, 22 января, глава муниципального округа Среднеуральск Алексей Стасёнок проинформировал родителей и учителей, что бюджет покрывает все нужды школы. Вы подтверждаете эту информацию?
— Да, полностью подтверждаю. Бюджет города обеспечивает содержание здания, обустройство территории и выполнение муниципального задания.
— Ранее в школе существовала практика обязательных денежных сборов с родителей учащихся. Какие меры принимаются, чтобы это не повторялось?
— Разъяснительная работа проведена, прежде всего с учителями. Всем сказано, что школа муниципальная, финансируется полностью из бюджета, и никаких требований в адрес родителей о необходимости вносить пожертвования быть не может.
— Вы хотите сказать, что учителя не знали, что школа муниципальная?
— Да. К сожалению, даже учителя считают, что работали в частной школе. Связано это прежде всего с тем, что школа располагается в здании, которое находится в собственности частного лица. Многие, узнав о том, что здание вскоре будет выкуплено и переведено в муниципальную собственность, начали выражать обеспокоенность тем, что «когда школа перейдёт в муниципальную», они потеряют в зарплате... Я им объясняю, что школа практически 20 лет уже здесь, в муниципалитете. Открываю план финансово-хозяйственной деятельности, показываю статьи затрат на их заработки, что они полностью финансируются бюджетом. Провожу разъяснительные беседы, чтобы все сотрудники понимали: их права и условия труда остаются неизменными, независимо от формы собственности здания.
— А с родителями общаетесь по этому вопросу?
— Также ведётся разъяснительная работа и с родителями, в индивидуальном порядке.
— Какие-либо платные услуги школа сегодня оказывает?
— У нас, как и в других муниципальных школах, родители оплачивают питание детей. Это официально, оплата идет строго по договору. Вскоре также будет дополнительно введена платная услуга «Школа полного дня».
— И какая будет стоимость?
— Тарифы будут официально утверждены постановлением администрации муниципального округа. Родители смогут оплачивать эту услугу, если захотят ею воспользоваться.
— Какие-то дополнительные занятия будут в школе?
— Занятия сейчас есть дополнительные, по-английскому языку.
— Это тоже платная услуга?
— Нет, эти занятия проводит учитель, и они финансируются из бюджета. Если объяснить подробнее: у нас есть обязательные образовательные уроки, которые проходят, например, до 12 часов. А после 12, допустим, в час дня, начинаются дополнительные занятия по английскому. Они уже относятся к дополнительной услуге, но за них родители ничего не платят, так как они финансируются бюджетом.
— А с руководством Фонда развития МБОУ СОШ № 215 Вы как-то взаимодействуете? Направляете заявки на финансирование тех или иных мероприятий, связанных с деятельностью школы, или, скажем, на приобретение имущества?
— Лично я с фондом не взаимодействую. Заявки на финансирование мероприятий или приобретение имущества не направляю, а также не даю распоряжений кому-либо оформлять такие заявки.
Все необходимое для школы мы приобретаем за счёт бюджетного финансирования, без привлечения фонда. Например, сейчас мы готовим заявку на покупку нового школьного автобуса, который будет находиться в собственности школы и обеспечивать потребности детей, проживающих на территории муниципального округа Среднеуральск. Также недавно мы оформили документы на финансирование покупки акустической системы для школы. Все эти процессы осуществляются в обычном рабочем порядке, а приобретённое имущество ставится на учёт муниципального учреждения.
— Я правильно понимаю, что деятельность школы сейчас никак не связана с фондом?
— Правильно. Наша школа является муниципальным бюджетным образовательным учреждением. Фонд не является подразделением школы, это самостоятельное юридическое лицо, независимое от школы, со своим руководством, которое ведет хозяйственную деятельность обособленно от школы.
— Марина Павловна, но в названии фонда присутствует название школы - «Фонд развития МБОУ СОШ № 215», и, насколько я понимаю, сбор денежных пожертвований ведётся именно на нужды муниципальной школы... Как Вы это прокомментируете?
— Вы правы, присутствие названия школы создаёт определённую видимость связи. Но еще раз повторю, школа не нуждается в средствах фонда. В настоящее время мной подготовлено и направлено письмо в регистрирующий орган — Главное управление Минюста России по Свердловской области — с просьбой исключить название нашей школы из наименования фонда. Между МБОУ СОШ № 215 и Фондом развития МБОУ СОШ № 215 отсутствуют какие-либо соглашения о сотрудничестве, нет договоров или других юридически оформленных взаимодействий. Денежные средства, которые фонд собирает в виде пожертвований, не направляются в школу, а также имущество, приобретаемое фондом, не передается учебному заведению.
Кроме того, упоминание в наименовании некоммерческой организации официального названия муниципального бюджетного образовательного учреждения может вводить в заблуждение и родителей обучающихся, создавать ложное представление о платном характере образовательных услуг, предоставляемых МБОУ СОШ № 215.
Школа полностью финансируется из бюджета, и никакие дополнительные сборы или пожертвования от родителей не требуются. Все необходимые ресурсы и оборудование мы приобретаем за счёт бюджетных средств, и это позволяет обеспечивать качественное образование без привлечения сторонних финансовых источников.
На данный момент я активно работаю над тем, чтобы исключить любую путаницу и недопонимание, связанное с деятельностью фонда. Обращение в Минюст направлено именно на то, чтобы избежать дальнейших недоразумений. Если у родителей или других заинтересованных лиц возникают вопросы, я всегда готова предоставить полную информацию и разъяснить ситуацию.
— А в принципе, как Вы оцениваете целесообразность существования подобных фондов при образовательных учреждениях?
— Мои дети учились в шестой школе Среднеуральска - и старший, и младший ребенок. Там не было и нет никакого фонда, ничего подобного. Нормально всё было. Меня и других родителей это устраивало. Наверное, этим все сказано.
— Каким Вы видите будущее школы № 215 через 3–5 лет?
— Я вижу нашу школу как открытую, безопасную и инновационную образовательную систему. Недавно я защищала программу ее развития на аттестации.
— Какие конкретные изменения Вы планируете?
— Один из ключевых проектов — внедрение электронного дневника в системе «АИС образование». Пока в нашей школе его нет, хотя в Екатеринбурге, да и в других школах Среднеуральска эта система уже работает.
— Получается, родители жертвовали миллионы рублей в школьный фонд, а обеспечение в этой части оказалось хуже, чем в других школах Среднеуральска?
— Для этого нужно было наладить безопасный интернет с Ростелекомом. Этого не было сделано. Сейчас мы купили все необходимое оборудование. С 1 октября у нас в штате появился программист, который все настроил. Сейчас работаем над подключением випнета. Этот проект является важным шагом в модернизации школы.
— Это сложный процесс?
— Да, нужно было разобраться с техническими вопросами. Я связалась с Ростелекомом, и сейчас мы готовим обоснование для городской Думы, чтобы получить финансирование на программное обеспечение. Это важно, ведь речь идет о защите персональных данных.
— Как внедрение новой системы повлияет на учебный процесс?
— Родители смогут сразу видеть оценки и домашние задания. Учителя будут вносить их в электронный дневник прямо на уроке. Это удобно — не нужно лишний раз беспокоить вечером учителя, что бы что-то спросить по учебе. Кроме того, в случае необходимости перехода на дистанционное обучение, как это было, например, во время пандемии коронавируса, все материалы и задания можно будет загружать в систему.
— А как Вы относитесь к ЕГЭ? В последнее время много разговоров о его возможной отмене.
— Сейчас запущен пилотный проект, где в некоторых регионах сдают только два обязательных предмета. Что касается отмены, я как мама двоих сыновей могу сказать, что ЕГЭ дает возможность поступить в любой вуз. Мой старший сын учится в институте, а младший поступил в колледж, на бюджет. Это благодаря ОГЭ и ЕГЭ.
— Но многие считают, что детей слишком «натаскивают» на ЕГЭ...
— Мне кажется, это больше волнует родителей. Дети относятся к этому спокойнее. Если приучить ребенка к ответственности, проблем не будет.
— Планируются ли изменения в процедуре сдачи экзаменов?
— Пока нет. Наша область не участвует в пилотном проекте.
— А как сейчас обстоят дела с кадрами в школе? Есть дефицит?
— Что касается дефицита кадров, могу сказать, что на сегодняшний день все потребности школы по учебным часам и образовательному плану полностью покрыты. У нас достаточно педагогов, чтобы обеспечить учебный процесс.
Однако часть учителей уже далеко пенсионного возраста, и некоторые из них говорят, что, возможно, не останутся в школе в следующем году. Поэтому я уже сейчас начинаю задумываться о поиске замены.
— Спасибо, Марина Павловна, за интересное и содержательное интервью. Удачи вам в реализации всех Ваших планов!
— Спасибо вам. Будем стараться, чтобы наша школа стала ещё лучше и современнее.
Комментарии