2024 год отметился заметной активизацией борьбы с коррупцией в стране. В Свердловской области резонансные уголовные дела, сопровождающиеся арестами высокопоставленных чиновников, подтверждают важность ситуации.
В сентябре был задержан глава Артемовского городского округа Свердловской области Константин Трофимов в связи с возбуждением в отношении него дела коррупционной направленности. В этом же месяце прокуратура Свердловской области сообщила о том, что экс-ректор РГППУ в Екатеринбурге Валерий Дубицкий стал фигурантом уголовного дела о растрате более миллиона рублей.
Немногим ранее в Первоуральске суд приговорил бывшего заместителя директора местного «Водоканала» Сергея Матафонова к 4 годам колонии и штрафу 1,5 млн руб. за взятку.
В июле 2024-го стало известно о задержании бывшего министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василия Старкова по подозрению в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). По некоторым данным, уголовное преследование экс-министра может быть связано с уголовным делом бывшего начальника ГКУ «Управление автомобильных дорог» Свердловской области Вячеслава Данилова, арестованного в октябре прошлого года по обвинению во взяточничестве в особо крупном размере.
В мае 2024 года был арестован Андрей Дьяков, главный борец с коррупцией в Свердловской области, по обвинению в получении крупной взятки. Примерно в то же время обвинение во взяточничестве было предъявлено заместителю министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Андрею Кислицыну, а также бывшему главе Каменского района Сергею Белоусову.
Несколько месяцев назад на Южном Урале Уральская транспортная прокуратура направила в суд иск против бывшего сотрудника полиции и его семьи, обнаружив имущество на сумму более 124 млн (!) рублей, приобретенное, по мнению прокуратуры, без подтверждения законности дохода.
Масштабные коррупционные скандалы гремят и на федеральном уровне, особенно в сфере обороны и безопасности.
Серия громких задержаний началась 24 апреля с ареста бывшего замминистра обороны Тимура Иванова по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. За этим последовали аресты других высокопоставленных военных чиновников: был задержан начальник главного управления кадров Минобороны генерал-лейтенант Юрий Кузнецов, затем - генерал Иван Попов и замначальника Генштаба Вадим Шамарин, позже - экс-замминистра обороны по тылу Дмитрий Булгаков.
В начале августа был арестован глава "Военторга" Владимир Павлов по подозрению в хищении около 625 млн рублей, спустя несколько дней - директор парка "Патриот" Вячеслав Ахмедов. В конце августа Следственный комитет задержал еще одного бывшего замминистра обороны - Павла Попова.
Кроме того, под следствием оказались генерал-майор Валерий Муминджанов, заместитель командующего Ленинградским военным округом, и бывшие сотрудники Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов Минобороны России.
В октябре экс-глава управления строительной компании Минобороны России Игорь Кущ был обвинен в получении взяток на сумму свыше 34 миллионов рублей, а также под стражу заключен бывший начальник управления проблемных активов «Главного управления обустройства войск» Николай Грачев...
Совсем недавно было возбуждено уголовное дело в отношении экс-руководителя управления планирования связи Вооруженных сил РФ генерала-майора Александра Оглоблина - выявлена крупная коррупционная схема, связанная с госзакупками средств связи. На днях стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении высокопоставленного представителя подведомственной службы Минтранса - речь идет о взятке в размере 74 млн рублей .
Коррупционные скандалы затронули и другие ведомства. Был задержан генерал-майор Денис Путилов, начальник автобронетанковой службы Центрального военного округа. Арестован бывший заместитель главы МЧС Павел Барышев по делу о мошенничестве. Также под следствием оказался замдиректора департамента Минобрнауки РФ Дмитрий Журавлев, обвиненный в получении взятки.
Эти и другие уголовные дела демонстрируют жёсткий подход государства к борьбе с коррупцией.
Генеральная прокуратура РФ, по указанию генпрокурора Игоря Краснова, объявила о проверках исполнения законодательства в сфере дорожного строительства, реконструкции, ремонта, эксплуатации и содержания автомобильных дорог.
Сообщается,что проверки будут сфокусированы на соблюдении подрядчиками законодательства при закупках, предотвращении предоставления подложных документов, а также хищениях бюджетных средств. Очевидно, что эти меры направлены на борьбу с коррупцией в данной сфере.
Чтобы обсудить проблему коррупции в регионе, редакция «ВЕДОМОСТИ Урал» обратилась к Леониду Владимировичу Андрееву, главе Антикоррупционного комитета по Свердловской области.
- Как вы оцениваете текущее состояние борьбы с коррупцией в стране и в Свердловской области в частности?
- Мы определённо наблюдаем положительные изменения. В настоящее время наблюдается существенное усиление государственных мер по противодействию коррупции в различных сферах. Заметно увеличение количества возбуждаемых уголовных дел, причем статус и ранг обвиняемых не являются препятствием для правосудия. Это касается не только военной сферы, но и других отраслей.
Лично я рассматриваю коррупцию как предательство интересов Родины, а с предателями разговор должен быть короткий. Некоторые должностные лица по-прежнему считают приемлемым и допустимым злоупотреблять своим служебным положением для личного обогащения. И они должны знать, что рано или поздно за ними придут...
- В каких областях, отраслях, на Ваш взгляд, коррупция проявляется наиболее явно?
- В тендерах - аукционах, конкурсах... По неизвестным причинам их выигрывают как правило одни и те же лица, причем зачастую это компании, имеющие минимальный уставный капитал в 10 тысяч рублей, не обладающие ни опытом соответствующей работы, ни ресурсами. В итоге имеем завышенные цены и низкое качество работ. А ведь за те же деньги можно было бы получить больше услуг, работ, товаров для государственных и муниципальных нужд.
Часто за счет бюджета возводятся масштабные строения, сооружения, целесообразность которых вызывает сомнения. В результате вместо решения первоочередных задач, средства расходуются на объекты, в которых нет острой необходимости. Выгоду получают только коммерсанты, получившие подряды, и, вероятно, те чиновники, которые «помогли» им заключить контракты...
Примечательно, что проблема неэффективного расходования бюджетных средств на "мегастройки" признается на самом высоком уровне. Так, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на недавних парламентских слушаниях призвала региональные власти отказаться от строительства дорогостоящих масштабных спортивных объектов в пользу создания большего количества доступных типовых сооружений в микрорайонах. По ее мнению, это позволит и эффективнее использовать бюджетные средства, и сделать инфраструктуру более доступной для населения.
При проектировании нередко наблюдается нерациональное и неэффективное использование бюджетных средств. Яркий пример - ситуация в Среднеуральске, где проект реконструкции очистных сооружений разрабатывался трижды. За второй проект из бюджета было выплачено свыше 25 миллионов рублей - его начали разрабатывать после того, как городские чиновники (в бытность руководства главы Александра Ковальчика) решили уменьшить производительность очистных сооружений, «заморозив» строительство. Однако позже выяснилось, что необходимость в создании нового проекта отсутствовала. Прокуратура установила, что снижение производительности объекта недопустимо. Глава города вскоре ушел в отставку после того, как его работа была признана неудовлетворительной. Заместитель Ковальчика Екатерина Чернавина уволилась после внесения прокуратурой представления о нарушениях чиновницей закона о противодействии коррупции...
После было возбуждено уголовное дело. Но бюджетные-то 25 миллионов ушли... Сейчас, насколько мне известно, идет подготовка третьего проекта, стоимость которого составляет уже около 80 миллионов рублей... Нужно разбираться...
Известны случаи, когда используются готовые проекты с других объектов, лишь корректируя цифры под новые условия. При этом оплата производится как за совершенно новый проект.
Одной из проблем остается нецелевое использование бюджетных средств - когда финансы, выделенные на конкретные цели, расходуются на совершенно иные нужды. И общественный контроль тут должен играть важную роль.
Мы активно анализируем поступающую к нам информацию, в том числе о фактах нецелевого использования средств и будем направлять материалы в правоохранительные органы для принятия мер. Такие действия не остаются без внимания закона: за подобные нарушения предусмотрены как административные, так и уголовные санкции.
- Леонид Владимирович, Вы уже во второй раз упоминаете город Среднеуральск в связи с коррупционными делами...
- Да, этот город , к сожалению, получил недобрую славу в этом отношении. Трое бывших градоначальников были уличены в коррупции и получили реальные сроки заключения за совершенные преступления. Другие главы долго не задерживались на этой должности, уходили в отставку, в том числе и по причине выявления органами прокуратуры грубых нарушений законодательства о противодействии коррупции.
В 2023 году в руководство администрации Среднеуральска пришла новая команда под руководством Алексея Стасёнка. Будем надеяться, что новое руководство сможет переломить сложившуюся негативную тенденцию, восстановить репутацию города и наладить эффективное управление. В последнее время наблюдается явная положительная динамика, город ожил.
- Какие проблемы Вы видите в работе правоохранительных органов с обращениями граждан по вопросам коррупции, и как это влияет на эффективность борьбы с ней?
- Эффективная работа с обращениями граждан действительно является важным аспектом в борьбе с коррупцией. Люди, сообщающие о коррупционных проявлениях, ожидают конкретных результатов. Однако часто возникают ситуации, когда ответы не предоставляются в установленные законом сроки, а процессуальные решения по итогам проверок не направляются заявителям. Это нарушает федеральное законодательство об обращениях граждан и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Часто заявители получают лишь формальные отписки на свои обращения.
Такой подход снижает мотивацию граждан обращаться в правоохранительные органы, хотя именно они являются ключевым источником информации. Без активного участия населения эффективное выявление коррупции становится затруднительным, как, впрочем, расследование и других преступлений. Любой «опер» знает, что информация от граждан - основа успешной оперативной работы.
- Как Вы считаете, какие меры необходимы для повышения ответственности должностных лиц за ненадлежащую работу с обращениями граждан?
- Возможно, стоит законодательно урегулировать этот вопрос, установив санкции за бездействие правоохранительных органов, включая административную ответственность для сотрудников, которые сейчас могут быть привлечены только к дисциплинарной ответственности. А государственных и муниципальных служащих, без погон, следует привлекать к ответственности более строго. Сегодня они часто отделываются лишь представлениями и предупреждениями, что малоэффективно.
Существует также проблема пересылки жалоб и обращений между ведомствами, когда сотрудники одного органа пытаются переложить работу на других. В том числе нередко в ответах прокуратуры видим фразу о том, что «органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц»... и пересылают поступившее обращение на рассмотрение в другие ведомства.
Однако Генеральный прокурор РФ неоднократно на коллегиях указывал нижестоящим прокурорам на необходимость разрешения каждой поступившей жалобы - ни прокуратура, ни иные органы не должны работать в режиме «пересылочной базы». А уж если действительно имеется необходимость в привлечении для проведения проверки специалистов, обладающих определёнными знаниями, то это должно делаться именно в рамках прокурорской проверки и под ее контролем.
Также Генпрокурор России подчеркивал необходимость личного контроля со стороны прокуроров за реальным исполнением требований, указанных в актах прокурорского реагирования, отмечая, что формальное внесение представлений не решает конкретных проблем граждан.
- В федеральном законе № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» есть норма, которой запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Как соблюдается это требование на практике?
- К сожалению, такие факты продолжают иметь место в практике работы некоторых государственных органов и должностных лиц. Несмотря на четкое законодательное требование, встречаются случаи, когда жалобы граждан направляются именно тем структурам или лицам, чьи действия или решения обжалуются.
Иногда это происходит из-за недостаточной компетентности сотрудников, обрабатывающих обращения, а порой и намеренно, чтобы «спустить дело на тормозах». Такая практика не только нарушает закон, но и подрывает доверие граждан к системе рассмотрения обращений.
- И как быть гражданам, которые сталкиваются с такой проблемой?
- Обжаловать. В вышестоящую инстанцию, прокуратуру или суд, изложив суть нарушения и приложив подтверждающие документы.
- Леонид Владимирович, по Вашему мнению, в сфере ритуальных услуг Екатеринбурга и Свердловской области имеют место коррупционные схемы?
- В этой сфере есть серьезные проблемы. Рынок копки могил на городских кладбищах фактически монополизирован несколькими предпринимателями, что приводит к завышенным в десятки раз ценам на услуги. Люди вынуждены платить 150-200 тысяч рублей за рытье могилы, хотя реальная рыночная стоимость этой работы не превышает 10 тысяч. При этом городские чиновники утверждают, что не имеют отношения к происходящему, а конкуренция на рынке якобы свободная. Также есть проблема незаконной установки огромных надмогильных сооружений и противодействия "неустановленных лиц" компаниям, не связанным с кладбищами, в установке памятников. Все это может указывать на возможные коррупционные схемы.
Есть и другие вопросы, касающиеся позиции ряда должностных лиц. Абсолютно очевидно, что если бы все, кто желает работать в данном сегменте, занимались бы оказанием услуг копки могил, то при здоровой конкуренции цены были бы совершенно другие - адекватные, и вопрос давно бы был снят. Но почему-то не занимаются. И вот это "почему-то" - главный вопрос... и ответ одновременно. А жалоб нет по простой и понятной причине - предприниматели не хотят вступать в конфликт с "неизвестными лицами", которые реально хозяйничают на кладбищах Екатеринбурга. Бизнесмены четко понимают, что без доступа на кладбище никакого бизнеса не будет - лишатся и того, что есть.
Люди, которым приходится влезать в огромные долги, чтобы оплатить похороны близкого человека, не жалуются потому, что боятся, как бы кто не разгромил могилу, памятник, оградку не испортили...
Уголовных дел не видим. На слуху только дело смотрителя Филонова, который внаглую брал с людей деньги, продавая места на кладбищах, и был осужден в 2017 году к длительному сроку заключения. Однако истинные хозяева этого "похоронного бизнеса", по нашему мнению, установлены не были.
Есть вопросы и к системе работы городского крематория, в целом деятельности "Комбината специализированного обслуживания". Но это уже тема отдельного разговора.
- Какие меры принимаются для решения этих проблем?
- Антикоррупционный комитет направлял официальные обращения в органы прокуратуры, но по итогам прокуратура города внесла лишь несколько представлений. Все всё знают, огромное количество комментариев, отзывов в интернете, видеосъемок... Но реальных мер по решению проблемы нет - под предлогом того, что жалобы в официальном порядке не поступают. Но очевидно, как я уже сказал, что предприниматели просто опасаются подавать официальные жалобы, боясь потерять бизнес. Мы считаем, что компетентными органами должна быть дана объективная оценка порядку ценообразования на копку могил - нужно, в конце концов, разобраться с монополизацией этого рынка и противодействием конкуренции.
Доходы "приближенных" фирм на копке по самым примерным расчетам могут достигать миллиарда рублей в год. Пока наши ребята проливают кровь и гибнут в зоне СВО, в Екатеринбурге прикладбищенские похоронщики жируют, копая "золотые" могилы... Нужны жесткие меры - проведение оперативно-розыскных мероприятий, уголовные дела, обыски, выемки... В ближайшее время комитет планирует обратиться напрямую к Генеральному прокурору РФ, министру внутренних дел РФ и директору ФСБ России, так как проблема является острой и социально значимой. Прежде всего на предмет возможной коррупционной составляющей. Это главное.
- Учитывая современные реалии, в какой сфере деятельности, по Вашему мнению, наблюдается наиболее высокий уровень коррупции или наибольшая предрасположенность к коррупционным практикам?
- Анализируя наиболее коррумпированные сферы на сегодняшний день, особое внимание привлекает область дорожного строительства, где наблюдается недостаточный контроль. Этот вопрос не остался без внимания высших должностных лиц правоохранительных органов страны, в частности, я имею в виду поручение Генерального прокурора России о проведении проверок в данном направлении.
- Леонид Владимирович, как Вы считаете, насколько важны проверки дорожной инфраструктуры, инициированные Генеральной прокуратурой России?
- Эти проверки крайне важны. Коррупция в дорожном строительстве и ремонте - серьёзная проблема. Не везде, но достаточно.
Но начнём с положительных аспектов. Государство, несмотря на временные экономические трудности, продолжает выделять гигантские средства на дорожное строительство, что очень позитивно воспринимается гражданами. Однако возникают большие вопросы к качеству. Нередки случаи, когда дороги, отремонтированные в текущем году, начинают разрушаться уже в следующем сезоне - и это еще мягко сказано...
На федеральных трассах ситуация выглядит лучше: там, как правило, работают подрядчики с хорошей репутацией, современной техникой и квалифицированными специалистами. Проблемы с качеством чаще возникают на городских и районных дорогах. И это, как показывает практика, может иметь коррупционную основу.
В ходе проводимых проверок выясняется, что объемы и стоимость фактически произведённых работ существенно ниже, чем заявлено в сметах и отчётной документации. Это в свою очередь может указывать на то, что часть выделенных средств могла быть присвоена недобросовестными подрядчиками и некоторыми чиновниками. Может, например, использоваться асфальтобетон не той марки, что заявлен в закупочной документации, слой может быть залит меньше, чем предусмотрено проектом, фракция щебня и его объем может отличаться от того, что указан в сметах. Совсем недавний случай приведу в пример. Ехал по служебным делам из села Балтым в сторону Садового, там как раз укладывали асфальт на довольно протяженном участке дороги. Весь ремонт заключался в том, что содрали пару сантиметров старого асфальта и тут же начали укладывать новый. Щебня - ни грамма... Сколько такая дорога простоит? Максимум год. Обязательно будем инициировать проверку качества этой дороги.
Визуально проверить качество построенной или отремонтированной дороги невозможно - сделать это можно только в процессе строительной экспертизы. Между тем каждый метр дороги - это огромные деньги... часть которых может оседать в чьих-то личных карманах. Такие нарушения могут приводить не только к финансовым потерям для бюджета, но и существенно снижают качество и долговечность дорожного покрытия, как следствие повышаются риски ДТП на таких дорогах.
А иногда происходит и так, что «ремонтировать» начинают абсолютно нормальные, не имеющие дефектов участки дорог. Несколько лет назад именно это я лично наблюдал на Серовском тракте, когда на идеально ровном участке дороги неизвестые лица срезали верхний слой асфальта и потом снова асфальтировали... Тогда в комитет позвонили неравнодушные граждане, сообщив о происходящем. По данному факту на место событий был вызван наряд полиции, однако к моменту их прибытия ни техники, ни рабочих уже не было. Но самое странное состоит в том, что установить, кто именно проводил эти работы, сотрудникам полиции в ходе проводимой проверки "почему-то" так и не удалось...
Стоит отметить, что все аспекты дорожных работ и эксплуатации дорог четко регламентированы ГОСТами, сводами правил, но их соблюдение под большим вопросом. Органами прокуратуры проверки в этом плане проводятся редко. Еще реже возбуждаются уголовные дела, связанные с некачественным строительством и ремонтом дорог. Соответственно, и приговоры по таким уголовным делам выносятся в единичных случаях, что может свидетельствовать о необходимости усиления контроля и ответственности в этой сфере.
Будем надеяться, что после поручения Генерального прокурора России нижестоящие прокуроры проявят активность и жесткость при проведении проверок, включая проведение соответствующих экспертиз по «сомнительным» дорогам.
Для улучшения ситуации необходимо усиление работы полиции, ужесточение надзора прокуратуры в этих вопросах, а также контроль со стороны областного правительства - на всех этапах дорожного строительства и ремонта. Важно проводить экспертизу качества дорог и нарабатывать практику в этом направлении. Это и качество дорожного покрытия повысит, и сэкономит бюджетные средства, которые сейчас часто тратятся на повторный ремонт через год-два.
Мы намерены вплотную заняться этим вопросом, у нас есть ряд заявлений и необходимые материалы. Основное внимание будет уделено Екатеринбургу и ряду городов-спутников.
- Можете еще рассказать о каких-либо коррупционных схемах, которые используются в настоящее время?
- Например, одна из давно известных, но все еще актуальных схем связана с начислением премий сотрудникам некоторых органах власти, в государственных, муниципальных организациях. По сообщениям граждан, обращающихся в Антикоррупционный комитет, существует практика, когда работникам начисляются премии в повышенном размере, а затем они возвращают часть полученных премиальных лицу, от которого зависело их назначение.
Важно отметить, что масштаб коррупции часто коррелирует с уровнем должности: чем выше пост недобросовестного чиновника, тем большие суммы могут быть задействованы в коррупционных схемах, и, соответственно, тем значительнее ущерб для государства.
Абсолютно очевидно, что нужно усиливать работу соответствующих ведомств, сосредоточившись на выявлении крупных коррупционеров. К сожалению, в отчетах, наоборот, часто фигурируют рядовые сотрудники с относительно небольшими суммами ущерба, что может быть обусловлено их должностными возможностями.
Эту проблему также отмечал неоднократно глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, подчеркнув необходимость фокусироваться на расследовании дел, связанных с высокопоставленными фигурами, вовлеченными в крупные коррупционные схемы.
- С какими еще проблемами к Вам в организацию обращаются граждане, руководители организаций?
- Всех не перечислишь. Но могу сказать, что много нареканий в последние годы идет на работу управляющих компаний, обслуживающих жилые многоквартирные дома. Плохая уборка, плохое качество работ, крупные долги перед ресурсоснабжающими организациями и другое... Здесь, конечно, требуется повышенное внимание Госжилстройнадзора, прокуратуры и БЭПа, особенно в части текущих и капитальных ремонтов.
А в целом огромное количество жалоб - на ненадлежащее рассмотрение обращений: нарушение сроков рассмотрения, ненаправление ответов или дача формальных отписок. Ну и, повторюсь, факты перенаправления в другие органы вместо проведения проверки.
Вместе с тем многие из тех, кто к нам обращается, к сожалению, не всегда могут грамотно составить заявление. Часто люди недостаточно осведомлены о своих правах. Поэтому мы активно проводим разъяснительную работу, в том числе в трудовых коллективах.
– Как вы оцениваете эффективность текущей системы декларирования доходов и имущества государственными служащими и муниципальными чиновниками?
- Да, в недавнем прошлом наблюдалась негативная тенденция, когда значительное число чиновников и депутатов, мягко говоря, некорректно заполняли декларации о доходах и имуществе. Это вызывало соответствующую реакцию со стороны прокуратуры и других контролирующих органов - вносились прокурорские представления, кому-то выносили предупреждение, кого-то увольняли.
У меня, честно сказать, подобные факты всегда вызывали недоумение: как человек, который не в состоянии грамотно составить декларацию о своих доходах и имуществе, может занимать государственную или муниципальную должность? Если чиновник не способен корректно составить такой документ, возникают серьезные сомнения в его компетентности и интеллектуальных способностях для выполнения служебных обязанностей.
Но в последнее время ситуация значительно улучшилась, и подобные случаи стали гораздо реже. Несомненно, в первую очередь, это благодаря эффективной работе органов прокуратуры.
Вместе с тем, я уже на различных официальных и общественных мероприятиях говорил, и еще раз повторюсь – возможно, законодателям стоит рассмотреть вопрос того, чтобы декларированию подлежали все дорогостоящие приобретения, а не только те, стоимость которых превышает совокупный доход семьи за предшествующие три года, как сейчас. При невозможности подтвердить законность происхождения доходов на приобретение этого имущества, оно должно быть изъято в пользу государства, а чиновников таких нужно «отправлять в космос» - освобождать от занимаемой должности.
С другой стороны, это поможет привлечь на государственную службу людей, готовых честно жить на зарплату, и существенно снизит уровень коррупции среди должностных лиц.
Кроме того, надо понимать, что некоторые чиновники, получающие незаконные доходы, зачастую оформляют приобретаемое имущество на других родственников. В этой связи ряд экспертов высказывают мнение, и я его поддерживаю, что целесообразно обязать декларировать имущество и доходы не только самих чиновников и их несовершеннолетних детей, но и других близких родственников.
Отдельные должностные лица, находясь на государственной службе, имеют бизнес, оформленный на аффилированных лиц или родственников. Такая практика может позволить обходить законодательные ограничения и получать доход от предпринимательской деятельности. Кто-то вообще не оформляет ничего, а просто вкладывает на паритетных началах средства в бизнес знакомых предпринимателей, которые в той или иной степени от них зависят, и стабильно получают свою долю чёрным налом. Другие получают доходы, закрывая глаза на нарушения... Для борьбы с этим явлением необходимо совершенствовать механизмы выявления скрытых активов и бенефициаров компаний. Кроме того, важно ужесточить ответственность за нарушение запрета на ведение бизнеса госслужащими.
- Какие еще меры Вы считаете важными для усиления борьбы с коррупцией?
- Я неоднократно выражал свою позицию по вопросам борьбы с коррупцией на различных форумах, совещаниях, конференциях и семинарах. Когда меня спрашивают о наиболее эффективных методах противодействия этому явлению, я неизменно отвечаю: единственный способ добиться значительного прогресса – это применять жесткие меры наказания - сажать, сажать и сажать... и назначать длительные сроки заключения. А в качестве меры пресечения для обвиняемых использовать исключительно содержание под стражей.
К сожалению, в настоящее время часто ограничиваются домашним арестом для подозреваемых в коррупционных преступлениях, а это может привести к серьезным негативным последствиям. Подозреваемые могут воспользоваться этой возможностью для уничтожения улик или оказания давления на свидетелей. Существует также риск побега обвиняемого - примеров этому немало... Нельзя исключать и вероятность продолжения преступной деятельности даже под домашним арестом.
На мой взгляд, пришло время рассмотреть возможность введения пожизненного заключения как высшей меры наказания за особо тяжкие случаи коррупции - в первую очередь коррупции в оборонной сфере. Это поможет создать более мощный сдерживающий фактор для тех, кто рассматривает коррупцию как способ незаконного обогащения и может стимулировать потенциальных коррупционеров к переоценке рисков и выгод от преступной деятельности, что в итоге может привести к снижению уровня коррупции в целом.
Вместе с тем одновременно с ужесточением ответственности за коррупционные деяния необходимо повышать зарплаты госслужащих, особенно в правоохранительных органах, в первую очередь- сотрудникам оперативных служб, работникам прокуратуры.
Реальными мерами противодействия коррупции могут являться арест имущества коррупционеров, бизнесменов и возвращение в государственную собственность крупных предприятий, которые изначально создавались за счет общественных ресурсов, но были переданы в частные руки в ходе приватизации 90-х годов. Это действенные меры, которые государство уже активно применяет. Среди известных уральских предприятий, возвращенных в собственность государства, сегодня можно, например, отметить ЧЭМК, «Макфу», завод «Исеть»...
Такие шаги не только восстанавливают справедливость, но и служат мощным сдерживающим фактором для потенциальных преступников. Важно продолжать эту практику.
- В целом по раскрываемости коррупционных преступлений что можете сказать?
- В последнее время динамика значительно улучшилась. Данные судебной статистики свидетельствуют о росте числа обвинительных приговоров по делам коррупционной направленности. В прошедшем 2023 году в России было вынесено более 22 тысяч приговоров по таким делам, что на 7,3% превышает результаты 2022 года.
Однако и Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов, и глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин неоднократно высказывали озабоченность тем, что расследования некоторых преступлений, особенно коррупционных, часто затягиваются на длительные сроки.
К сожалению, действительно наблюдается тенденция, когда некоторые уголовные дела рассматриваются настолько долго, что к окончанию расследования могут истечь сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Бывает, что дело прекращает суд в момент его рассмотрения по существу, делая это на абсолютно законных основаниях - по истечению срока давности. В результате виновные избегают ответственности.
Например, в настоящее время в производстве следственного комитета находится уголовное дело, касающееся мошенничества с муниципальной землей в Среднеуральске. События, связанные с преступлением, произошли в 2020 году, тогда же Антикоррупционным комитетом на основании обращений граждан было инициировано проведение проверочных мероприятий. Уголовное дело было возбуждено в апреле 2021 года. В 2023 году было решение суда по гражданскому иску прокуратуры, которым сделка купли-продажи земельного участка признана ничтожной. Сейчас на исходе 2024-й год - больше трех лет прошло, а дело все еще не передано в суд...
По тем же очистным сооружениям Среднеуральска. Дело изначально было возбуждено по "легкой" статье, по которой срок привлечения к уголовной ответственности составляет 3 года с момента совершения преступления. Уже сейчас понятно, что срок давности прошел, а расследование до сих пор не завершено, в суд не передано. Готовим официальное обращение в адрес Генерального прокурора РФ и председателю Следственного комитета России, в том числе, чтобы действиям фигурантов этого дела была дана уголовно-правовая оценка и по другим статьям УК РФ.
Как недавно очень красноречиво и метко выразился глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин на Петербургском международном юридическом форуме, «возникают подозрения, что там есть какая-то крыша»...
Затяжные расследования подрывают эффективность борьбы с коррупцией и требуют самого серьезного внимания со стороны правоохранительных органов и законодателей. Необходимо усиливать контроль за сроками расследования и рассмотрения уголовных дел.
- Действительно, а чем могут быть обоснованы столь длительные сроки расследования?
- Что касается уголовных дел по коррупционным статьям, одним из факторов, препятствующих эффективному расследованию преступлений, является, например, отсутствие должностных инструкций. Это связано с тем, что без четко прописанных обязанностей и полномочий должностного лица сложнее доказать факт превышения полномочий или злоупотребления служебным положением.
И эту проблему, кстати, озвучивал в 2020 году Алексей Шмаков, руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета России по Свердловской области, на конференции, проходившей в Уральском государственном юридическом университете, в которой я также принимал участие. Отсутствие должностного регламента у лиц, в отношении которых ведется следствие, он назвал едва ли не главной проблемой в расследовании коррупционных преступлений.
Из выступления Алексея Шмакова на конференции Уральского государственного юридического университета «Коррупция: анатомия явления»:
«На практике бывает, когда в должностном регламенте, извиняюсь за выражение, ни фига не прописано. Ни что он должностное лицо, ни какие у него конкретные полномочия, что он вообще должен делать, и это проблема».
На мой взгляд, решение этой проблемы должно осуществляться на законодательном уровне - необходимо в законе прописать обязанность для всех государственных и муниципальных органов, а также государственных и муниципальных учреждений и предприятий разрабатывать и утверждать должностные инструкции для каждой штатной единицы. Эти инструкции должны содержать четкое описание функциональных обязанностей, прав и ответственности сотрудника, занимающего конкретную должность.
Важно также законодательно закрепить процедуру регулярного пересмотра и обновления должностных инструкций, чтобы они оставались актуальными и соответствовали реальному положению дел в организации.
- Разве в трудовых договорах не прописывают все должностные обязанности работника?
- На самом деле, трудовое законодательство не обязывает работодателей включать подробные должностные обязанности в трудовой договор. Это остается на усмотрение работодателя. В соответствии с Трудовым кодексом РФ обязательными условиями трудового договора являются место работы, трудовая функция в целом, дата начала работы, оплата, условия труда, режим работы и отдыха, характер работы, гарантии и компенсации. Если же такую обязанность закрепить законодательно, то необходимо также устанавливать в отношении работодателей административную ответственность за нарушение этого порядка - прежде всего финансовую. И не мизерные штрафы, а очень ощутимые санкции, исчисляемые, например, сотнями тысяч рублей, и более...
Наличие четких и подробных должностных инструкций не только облегчит работу следственных органов при расследовании коррупционных преступлений, но и поможет самим сотрудникам лучше понимать границы своих полномочий, что само по себе может способствовать предотвращению коррупционных нарушений и убережёт их от клетки...
С другой стороны, существенную роль в том, что коррупционные преступления расследуются долго, порой играет и недостаточная квалификация отдельных следователей. Расследование коррупционных дел требует специфических знаний в области финансов, бухгалтерского учета, государственных закупок и других сферах. Большая нагрузка на следственные органы, нехватка кадров и большое количество дел у следователей также могут приводить к затягиванию сроков расследования. На это обращал внимание и Генеральный прокурор РФ в своём прошлогоднем докладе в Совете Федерации.
Напомню, что в апреле этого года и президент России Владимир Путин поднимал эту тему на расширенном заседании коллегии МВД призвав к повышению раскрываемости коррупционных преступлений, в том числе нераскрытых в прошлые годы. Глава государства подчеркнул важность борьбы с коррупцией, отмечая ее разрушительное влияние на экономику, социальную сферу и обороноспособность страны. Сотни миллиардов недополучает бюджет страны из-за коррупционеров...
Кроме того, Генеральный прокурор РФ на расширенном заседании коллегии в марте этого года обращал внимание прокуроров на недостаточность мер по взысканию с коррупционеров ущерба, нанесённого государству. Ранее называлась цифра, согласно которой только за 2021-2022 годы ущерб от коррупционных преступлений составил свыше 100 миллиардов рублей.
- Учитывая важность военной промышленности для национальной безопасности, какие, по Вашему мнению, наиболее эффективные меры следует предпринять для усиления борьбы с коррупцией в этой сфере? Как при этом обеспечить баланс между антикоррупционными мерами и сохранением эффективности работы оборонного комплекса?
- Сегодня мы видим очень жесткий настрой государства в этом направлении, и аресты, возбужденные уголовные дела в отношении должностных лиц федерального уровня - прямое тому подтверждение. Коррупция в военной промышленности, на мой взгляд, должна рассматриваться как особо тяжкое преступление против государственных интересов России. Миллиарды, украденные коррупционерами, могли бы существенно укрепить обороноспособность нашей страны. К сожалению, алчность и стремление к роскоши затмевают разум некоторых чиновников, предпочитающих тратить деньги на яхты и лимузины, в то время как наши бойцы героически защищают Родину на передовой. Такие действия не могут оставаться безнаказанными - с этими «ребятами» надо беспощадно расставаться, и стройными рядами отправлять в соответствующие «санатории» - в места не столь отдалённые… а имущество и прочие активы обращать в доход государства.
Необходимо применять жёсткие меры, невзирая на ранги и должности. Особое внимание следует уделить именно высшим эшелонам власти, о чем говорил глава Следственного комитета. Важно, чтобы количество и эффективность таких мер только возрастали. И судя по всему, они набирают обороты.
Безусловно, трудности, с которыми сталкивается Россия, отчасти обусловлены действиями некоторых коррумпированных чиновников и госслужащих. Однако мы видим, что руководство страны продолжает эффективно работать, в том числе и по этому вопросу, несмотря на все вызовы. Я убежден, что, преодолев все сложности и проблемы, Россия выйдет победителем, как это было всегда, став еще более сильной и успешной. Без вариантов.
Хотелось бы завершить нашу беседу на позитивной ноте. Важно понимать, что коррупционеры не составляют большинство в нашем обществе. В последние годы ведется активная борьба с коррупцией. В правоохранительной системе работает множество высококвалифицированных специалистов: следователей, оперативников, прокуроров, сотрудников других государственных структур. Особого уважения заслуживают принципиальные сотрудники, которые посвятили всю свою жизнь служению закону и обществу. Их самоотверженный труд вселяет уверенность в успехе борьбы с коррупцией.
Пользуясь случаем, призываю граждан сообщать о любых известных им фактах, проявлениях коррупции в Антикоррупционный комитет по Свердловской области - пишите нам на электронную почту a.komitet@inbox.ru. Только совместными усилиями мы сможем искоренить это зло и обеспечить процветание нашей страны.
Комментарии