Лето - время школьных каникул. Дети отдыхают, в то время как в школах идет активная подготовка в новому учебному году. Июль-август - месяцы, когда традиционно проводится приемка, оценивается готовность образовательных заведений к приему детей. Создаются комиссии, в числе участников которых - представители Госпожнадзора, они строго проверяют заведения и территорию вокруг на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, нарушения которых представляют наибольшую опасность и угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних. Как правило серьезных проблем в ходе проверки готовности школ не возникает - если и выявляются нарушения, то они обычно незначительные и устраняются до 1 сентября без особых проблем. Но не в том случае, когда речь идет о скандально известной «элитной» 215-й школе, базирующейся под Екатеринбургом, в деревне Коптяки (городской округ Среднеуральск).
Три года подряд школу, в деятельности которой были выявлены многочисленные нарушения пожарной безопасности, приемочная муниципальная комиссия признавала готовой вопреки позиции представителя органа Госпожнадзора. 2024-й год исключением не стал...
В последней декаде июля комиссия, созданная администрацией ГО Среднеуральск, посетила МБОУ СОШ № 215. Проверку пожарной безопасности школа ожидаемо не прошла, о чем сообщил руководитель местного отдела надзорной деятельности (входит в структуру ГУ МЧС России по Свердловской области) в ответе на официальный редакционный запрос:
«Установлено, что на данном объекте имеется действующее предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 05.06.2024 № 2405/009-66/68-В/ПВП, содержащее по состоянию на 26.07.2024 не устраненные нарушения требований пожарной безопасности, связанные с наличием и содержанием путей эвакуации, а также соблюдением противопожарных расстояний, создающие непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. На сегодняшний день акт готовности МБОУ СОШ № 215 к новому 2024-2025 учебному году не подписан».
Однако остальные члены приемочной комиссии, прежде всего чиновники городской администрации, несмотря на очевидные и документально подтвержденные нарушения пожарной безопасности, на которые прямо указал представитель органа Госпожнадзора, признали школу «готовой». Отметим, что ранее, в предшествующие три года, прокуратура по факту признания МБОУ СОШ № 215 готовой, несмотря на наличие неустраненных нарушений пожарной безопасности, неоднократно вносила представления мэру города и руководству самой школы... Тем не менее комиссия администрации ГО Среднеуральск четвертый год подряд игнорирует вывод органа Госпожнадзора, указывающего на угрозу жизни несовершеннолетних учащихся МБОУ СОШ № 215
Частная территория
Напомним, о грубейших нарушениях технического регламента о требованиях пожарной безопасности в МБОУ СОШ № 215 стало известно в феврале 2021 года. После того как редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» направила в Генеральную прокуратуру РФ материалы с результатами журналистского расследования, начатого в 2020 году, а сотрудники местной прокуратуры, совместно со специалистами территориального отдела надзорной деятельности, провели тщательную проверку. Тогда и обнаружилось более двух десятков нарушений, в основе которых было то, что муниципальная школа располагается... в обычном частном коттедже, который в принципе недопустимо использовать под размещение школы. Здание строилось для проживания одной семьи, а вовсе не в качестве объекта с ежедневным массовым пребыванием людей, соответственно, в ходе строительства никто даже не задумывался о необходимости соблюдения пожарных и прочих норм, которые предусмотрены законом для общественного здания школы.
«Зеленый свет» работе школы-коттеджа в 2006 году дал тогдашний мэр Данилов, который впоследствии был дважды осужден за совершение коррупционных преступлений. Именно он подписал постановление о включении школы № 215, которая изначально создавалась как частная и официально была зарегистрирована в Екатеринбурге, в состав муниципальных образовательных учреждений Среднеуральска. Тот факт, что директор Захарова в нарушение статьи 288 Гражданского кодекса РФ приспособила под муниципальную школу свой личный жилой коттедж, мэра-коррупционера ничуть не смутил. Вплоть до апреля 2012-го школа совершенно беспрепятственно работала, находясь в здании индивидуального жилого дома. 4 апреля 2012 года было подписано постановление об изменении правового статуса здания с «жилое» на «нежилое», причем тоже без оформления необходимых в таких случаях документов о переустройстве.
Итогом многочисленных проверок, которые теперь проводятся в школе каждые три месяца, стали семь(!) предписаний органа Госпожнадзора с требованием устранить нарушения пожарной безопасности. Но до сих пор предписания в полном объеме не выполнены. Прежде всего как раз из-за того, что здание как было коттеджем, расположенным в окружении других домов частного жилого сектора, так им и осталось.
К слову, сам факт расположения школы в зоне частного сектора и стал отправной точкой нашего журналистского расследования. В редакцию в 2020 году начали поступать многочисленные жалобы от местных жителей, которые рассказывали о транспортном коллапсе, происходящем на узких жилых улицах из-за «столпотворения», ежедневно устраиваемого водителями - родителями учеников «элитной» школы.
Опасности подвергались жизни как местных жителей, среди которых и пожилые, и маленькие дети, так и школьники-пешеходы, которые каждый день подвергались угрозе попасть под колеса мчащихся на большой скорости авто. Но, как говорится, лиха беда начало...
Опасность за фасадом «элитности»
Инициированные редакцией проверки выявляли все больше и больше нарушений. Первоначально директор школы Захарова заявляла о том, что все нарушения якобы мизерные и легкоустранимые. Когда стало понятно, что в действительности многие нарушения вообще неустранимы, стала обвинять надзорные органы в предъявлении незаконных требований. Заявляла, что якобы выиграла все суды... а вскоре публично плакалась, говоря о своей тяжелой судьбе и об угрозе закрытия учреждения -в действительности все суды «элитная» школа проиграла.
В мае прошлого года Верхнепышминский горсуд удовлетворил требования прокуратуры, обязав школу устранить все нарушения пожарной безопасности, выявленные во время проверок. Законность этого решения позже подтвердил Свердловский областной суд. «Нарушения являются очевидными, а само здание - непригодным для размещения в нем образовательного учреждения», - указала в своем решении апелляционная судебная инстанция.
Правомерность предписаний отдела надзорной деятельности, которые пыталась оспорить школа, также признана арбитражными судами, которые отмечали, что у МБОУ СОШ № 215 имелась возможность соблюдения правил и норм пожарной безопасности, однако не были предприняты все необходимые меры для их исполнения.
Руководство школы, однако, отчаянно сопротивлялось, затевая одну за другой судебные тяжбы. Пытаясь убедить суды в своей правоте, директор школы делала весьма странные высказывания. По мнению Захаровой, виноваты в происходящем были все вокруг, включая «злых соседей» и журналистов нашего издания, но только не она... Итогом же многочисленных судебных разбирательств за прошедшие три года стало наложение на школу штрафов, которые в общей сумме уже превышают миллион рублей. Последний штраф, наложенный судом совсем недавно, в прошлом месяце, составил 150 тысяч рублей. Вот только оплачивать их придется рядовым налогоплательщикам - муниципальную школу, несмотря на ее «элитность», содержит муниципальный бюджет.
Впрочем, именно благодаря журналистскому расследованию «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» и принципиальной позиции надзорных органов осенью прошлого года рядом со школой были-таки установлены источники противопожарного водоснабжения - подземные резервуары с водой и два пожарных гидранта. Данные меры, несомненно, усилят пожарную безопасность - не только школы, но и всех жителей деревни Коптяки.
Также «ВЕДОМОСТИ Урал», действуя в защиту безопасности жителей Коптяков и несовершеннолетних учащихся МБОУ СОШ № 215, добились того, чтобы администрация Среднеуральска оборудовала отдельный подъездной путь к школе с обратной стороны здания и просторную автопарковку для автомобилей родителей школьников.
Новая дорога к школе № 215 с большой парковочной зоной
На двух улицах жилой зоны, через которые ранее родители подвозили своих детей к школе на личном транспорте, установлены знаки «Движение запрещено». Произошло это в 2023 году, благодаря мерам, принятым прокуратурой города Верхней Пышмы в лице прокурора Александра Гоголевского, а также активности главы Среднеуральска Алексея Стасёнка, которых жители Коптяков и сегодня искренне благодарят, с ужасом вспоминая, как было «до», и как стало «после»...
Вместе с тем другие нарушения по-прежнему вызывают тревогу за безопасность детей. Возможность подъезда пожарной техники к зданию школы со всех сторон по всей длине не обеспечена. Реально подъехать к школе-коттеджу и расставить опоры пожарной автолестницы, которая необходима для эвакуации в случае пожара, можно лишь с двух сторон. Третья сторона здания не может использоваться пожарной техникой из-за полного отсутствия проезда в силу природного рельефа и наличия лесных насаждений. С четвертой стороны подъезд пожарных машин невозможен, во-первых, по причине того, что расстояние между коттеджем и забором соседнего частного домовладения слишком мало, во-вторых, здесь же, на расстоянии чуть больше метра от здания школы располагается капитальное сооружение - газовая котельная. При этом по нормативу минимальное противопожарное расстояние в таких случаях должно быть не менее 9 метров.
Фото - из материалов доследственной проверки
Газовая котельная - это один из самых опасных объектов на территории школы № 215. Если, не дай бог, случится пожар, и еще более страшное - взрыв газа, последствия могут быть самыми трагичными. Последствия взрыва газа мы наблюдали совсем недавно в Нижнем Тагиле, когда обрушились два подъезда пятиэтажного жилого дома, в один момент оборвав жизни десяти человек, пятеро из которых - дети.
Несоблюдение требований пожарной безопасности там, где используется газ, может привести к таким же печальным последствиям... Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Свердловской области
Напомним, в школе № 215 тоже пять этажей, а в здании ежедневно находятся более ста детей...
Надо сказать, что проблема обеспечения пожарной безопасности МБОУ СОШ № 215 уже давно могла быть (и должна была быть) решена. Для этого необходимо было приостановить деятельность школы и хотя бы временно, пока устраняются нарушения, перевести детей в более безопасные образовательные учреждения. Именно такая практика действовала всегда и везде.
Но в ситуации со школой № 215 камнем преткновения, по мнению редакции, стал созданный при школе фонд.
Деньги важнее безопасности?
На протяжении многих лет именно школьный фонд является основой деятельности муниципального учреждения. Ежегодно в фонд поступают многомиллионные пожертвования от родителей учащихся, которые по факту, как ранее установила проверка регионального управления Минюста России, являлись платой за обучение... несмотря на декларируемую Конституцией РФ бесплатность образования.
Из акта проверки от 20.02.2021 ГУ Министерства юстиции РФ по Свердловской области
Прокуратура, напомним, по факту коммерциализации образовательного процесса в МБОУ СОШ № 215 вносила представление в адрес бывшего начальника городского управления образования Кулагиной. Чиновница тогда заявила об исполнении предписания, сообщив о проведении профилактических бесед с должностными лицами 215-й школы о недопустимости требования внесения родителями школьников денежных пожертвований. Однако сбор пожертвований продолжился...
В бухгалтерской отчетности Фонда развития МБОУ СОШ № 215 за 2021 год, например, указано, что родители внесли почти 12 миллионов рублей пожертвований. Суммы, надо сказать, астрономические. Особенно учитывая, что наличие подобных фондов при муниципальных школах в принципе явление крайне редкое. Если фонды и создаются, то деньги в них поступают весьма скромных размеров - иногда родители скидываются на покупку какого-либо оборудования, необходимого для обеспечения более комфортных условий пребывания их детей в школе и улучшения процесса обучения. Например, приобретают рециркуляторы для обеззараживания воздуха в классах, кулеры для воды, интерактивные доски и прочее.
Родители учащихся МБОУ СОШ № 215 ежемесячно (!) на протяжении всего периода обучения детей вносят гигантские взносы - якобы добровольно. Но при этом дети, родители которых не в состоянии или не хотят платить, простите, жертвовать, «на развитие школы», в эту школу как правило не попадают. Тем не менее многие годы правовая оценка данному факту правоохранительными органами не дается.
Отметим, что любое пожертвование - дело добровольное, и если родители учащихся МБОУ СОШ № 215 уж так хотят помогать школе деньгами, то без проблем могут жертвовать их непосредственно самой школе, минуя "прокладку" в виде Фонда развития МБОУ СОШ № 215. Но странное дело, школе деньги добровольно никто не жертвует - все заносят только в фонд!
Еще один важный нюанс состоит в том, что сама школа, для развития которой создавался фонд, не получала от фонда ни денежных средств, ни имущества, которое закупалось на деньги родителей - это следует из официального ответа начальника городского управления образования Елены Сюзевой, сообщившей данные за период с момента создания фонда (2009 год) по 03.03.2023 г. И есть все основания предполагать, что фонд существует не ради школы, а ради самого себя.
Перечисленные фондом в школу № 215 в 2020 году денежные средства являлись платой родителей за питание их детей. Во всех школах родители перечисляют деньги за питание напрямую школе по договору. По данным управления образования, на «развитие» МБОУ СОШ № 215 ничего не получала из Фонда развития МБОУ СОШ № 215
В отличие от муниципальной школы № 215, не получившей за 15 лет работы школьного фонда практически ни копейки на свое развитие, госпожа Захарова - собственница коттеджа, любезно предоставившая его в безвозмездное пользование руководимой ею же школе, сумела очень даже хорошо поправить свое материальное положение. Как уже писали «ВЕДОМОСТИ Урал», в результате двух реконструкций, проведенных по инициативе Захаровой под предлогом необходимости увеличения учебных площадей, площадь принадлежащего ей коттеджа увеличилась почти вдвое - с 423 кв.м до 839 кв.м.
В 2009 году инициатором реконструкции коттеджа на деньги родительских пожертвований выступала его собственница, тогдашний директор школы № 215 Захарова - под предлогом необходимости увеличения учебных площадей. Идея удалась... и спустя 4 года аналогичным образом был возведен еще и 1-этажный пристрой
А это лишь малая доля стабильных выгод, получаемых Захаровой от школьного фонда в результате предоставления личного имущества на нужды муниципальной школы. На протяжении всех пятнадцати лет своей деятельности фонд на постоянной основе финансирует разного рода ремонтные работы в коттедже-школе, а также благоустройство прилегающей территории.
Из акта проверки от 20.02.2021 ГУ Министерства юстиции РФ по Свердловской области
Напомним, в 2021 году после сноса незаконно возведенного пристроя к школе-коттеджу Захаровой рядом появилось новое строение - капитальная беседка, в 2022-м была установлена новая наружная пожарная лестница на фасаде. На это ушло порядка полутора миллионов рублей из средств, собранных школьным фондом. С какой целью делались эти постройки, до сих пор непонятно. Беседка стала лишь дополнительным препятствием на пути пожарных машин и через год была снесена. Пожарную лестницу демонтировали в этом году, как не соответствующую требованиям пожарной безопасности. В общем, деньги на ветер. Но ведь не свое не жалко... Родители еще принесут.
Из отчета Фонда развития МБОУ СОШ № 215 о расходовании денежных средств за 2021 год: ремонт и благоустройство личной недвижимости директора школы осуществлялось за счет родительских пожертвований
Из материалов прокурорской проверки: в 2022 году за счет родительских пожертвований оплачивались изготовление и монтаж гигантской, в 4 этажа, наружной эвакуационной лестницы... которую в итоге демонтировали как не соответствующую требованиям пожарной безопасности
К слову, сама Захарова многие годы являлась, ни больше ни меньше, членом Попечительского совета - высшего органа управления фондом, который и решает вопросы, связанные с расходованием многомиллионных родительских пожертвований. В том же Попечительском совете состояла и замдиректора школы, «правая рука» Захаровой - госпожа Андреева, которая до недавнего времени руководила образовательным учреждением в статусе исполняющей обязанности. Президентом фонда в течение нескольких лет была родственница Захаровой. Ну а сегодня им «руководит»... её личная помощница по дому.
Отметим, что официально школа и школьный фонд являются самостоятельными юридическими лицами, по факту же две организации всегда были и остаются частями единого целого. А руководить одним целым может только одно лицо... Кстати, письма и запросы, поступающие в Фонд развития МБОУ СОШ № 215, на почте получала не президент фонда, а и.о. директора школы Андреева.
В общем, все, кто в теме, понимают, для чего и для кого создавался Фонд развития МБОУ СОШ № 215, кто в реальности распоряжается деньгами фонда, как и то, что добровольно отказываться от родительских миллионов никто не собирается. А приостановление деятельности школы-коттеджа неизбежно повлечет прекращение денежных вливаний, чего допустить заинтересованные лица никак не могут.
Между тем сегодня госпожа Захарова, уже не являющаяся директором школы № 215 (уволена в январе 2024 года), продолжает улучшать свое материальное положение, причем не только за счет пожертвований школьного фонда, но теперь и за счет средств городского бюджета!
Большая стройка
В настоящее время руководство МБОУ СОШ № 215 на средства бюджетной субсидии проводит в здании коттеджа, находящегося в собственности частного лица, капитальный ремонт (необходимость которого, согласно данным технического обследования и официальному ответу школы, отсутствует), а также осуществляет строительство двух капитальных пристроев к коттеджу. Соответствующий муниципальный контракт на сумму более 11,3 млн рублей был подписан и.о. директора Андреевой 15 июля 2024 года.
Из ответа и.о. директора МБОУ СОШ № 215 Андреевой следует, что реальные основания для проведения капитального ремонта в здании школы отсутствовали
В предмете контракта указано, что строительство осуществляется в целях исполнения предписания МЧС... [на самом деле в предписании ничего не сказано о необходимости проведения капремонта и строительстве пристроев]. А увеличение общей площади коттеджа еще на 170 «квадратов» станет для Захаровой приятным бонусом от сдачи личных объектов недвижимости в как бы безвозмездное (!) пользование муниципалитету.
Рыночная стоимость обновленного за бюджетные деньги личного коттеджа, несомненно, вырастет: с двумя капитальными пристроями продать его можно будет гораздо дороже, чем БЕЗ пристроев. И между прочим, никаких препятствий в продаже этого здания у Захаровой как полноправного собственника не возникнет, зато наверняка хватит на исполнение давней мечты - купить домик за рубежом у теплого океана...
Само же строительство вызывает очень серьезные вопросы, которые в первую очередь касаются безопасности несовершеннолетних учащихся МБОУ СОШ № 215.
Как удалось выяснить «ВЕДОМОСТЯМ Урал», два капитальных пристроя, которые, согласно рабочей документации муниципального контракта, будут использоваться в качестве эвакуационных выходов из школы, строятся в отсутствие разрешения на строительство. Не нужно быть великим специалистом в области строительства, чтобы понять, что проводимые работы осуществляются в рамках реконструкции здания, поскольку в результате возведения пристроек общая площадь существующего объекта капитального строительства увеличится более чем на 170 квадратных метров.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ, реконструкция любого нежилого объекта с массовым пребыванием людей, требует получения разрешения на строительство, которое выдается только на основании положительного заключения экспертизы проектной документации. А если реконструкция проводится за счет бюджетных средств, как в случае с МБОУ СОШ № 215, экспертиза проектной документации должна проводиться соответствующим государственным органом.
И требование обязательной экспертизы проектной документации не с неба взято, это не чья-то прихоть и ненужная формальность - прежде всего это вопрос безопасности, в данной ситуации - безопасности несовершеннолетних учащихся школы. Строительство пристроев - не шутки, это не лесенку к стене прислонить... Капитальные строения возводятся на высоту четырех (!) этажей. Но, глядя только на рабочую документацию, на основании которой ведется строительство, уже возникает масса вопросов...
Так, например, в разделе о пожарной безопасности исполнитель указал, мягко говоря, странные данные - о том, что наружное противопожарное водоснабжение проектом не предусмотрено. "Забор воды для тушения пожаров предусмотрен из существующей пожарной емкости, объемом 50 м 3 , расположенной на улице Исетской на расстоянии 700 м от существующего здания и новых вспомогательных пристроев", - указано в документах. Возникает резонный вопрос: а куда, простите, делись пожарные резервуары с гидрантами, установленные рядом со школой? Судя по всему, специалисты из ООО "Кадастровое бюро", готовившие рабочую документацию, их не заметили...
Еще один любопытный момент. В том же разделе указано, что "С двух сторон к зданию предусмотрен проезд с асфальтобетонным покрытием, с радиусами поворотов не менее 6 м. Ширина проезда для пожарной техники и его расположение соответствуют требованиям п.8.6, 8.8 СП 4.13130.2013: ширина проезда не менее 4.2 м, расстояние от внутренней грани проезда до стены здания составляет 5-8 метров. В зоне проезда пожарных машин отсутствуют ограждения, малые формы и рядовые посадки деревьев". Что касается ширины проезда, тут есть очень большие сомнения в том, что вышеуказанные цифры соответствуют действительности. Кроме того, исполнитель почему-то не указал наличие в зоне проезда той самой опасной газовой котельной... Мелочи?
Еще более странной выглядит фраза о том, что «существующее здание школы относится к I степени огнестойкости», хотя к этой категории относят только те здания, которые построены из железобетона, камня, огнеупорных плит и листовых материалов. Чем обосновано столь смелое и самонадеянное заявление, и чем оно подтверждается, вообще непонятно.
В целом, создается впечатление, что так называемый проект готовился в крайней спешке, как говорится "писали на коленке"... Ну, а как ведется само строительство по нему, одному богу известно.
Между тем именно экспертиза проектной документации, которая проводится перед выдачей разрешения на строительство, позволяет удостовериться, что проект соответствует действующим строительным нормам, стандартам и правилам. Специалисты при этом оценивают безопасность проектируемых объектов с точки зрения устойчивости, прочности конструкций, а также их пожарной безопасности. Нет экспертизы - никто и ничего не проверяет, и нет никаких гарантий того, что построенные объекты в будущем не обрушатся на школьников, которые там учатся.
Очевидно, что строительству капитальных пристроев к зданию школы без экспертизы проектной документации и без получения разрешения на строительство должна быть дана должная правовая оценка правоохранительными органами, в первую очередь прокуратурой, и приняты соответствующие меры реагирования в защиту безопасности несовершеннолетних.
Нарушения как традиция?
Но сегодня мы наблюдаем, как должностные лица разного уровня, следуя сложившейся за многие годы деятельности школы № 215 печальной традиции, в очередной раз пытаются использовать всевозможные "лазейки", дабы не выполнять все обязательные процедуры, предусмотренные законом.
Еще раз напомним, здание, в котором более двадцати лет функционирует муниципальная школа, уже дважды подвергалось реконструкции - в 2009 и в 2013 годах, в результате чего в нем появился дополнительный (5-й) этаж и одноэтажный пристрой. Но ни проектной документации, ни экспертизы проектной документации, ни разрешения на строительство школа и не думала получать, а руководство мэрии, что удивительно, упорно не видело в этом нарушений.
В связи с тем, что до 2012 года здание, в котором функционирует школа, по документам числилось как индивидуальный жилой дом, признать реконструкцию 2009-го года незаконной оказалось невозможно. А вот одноэтажный пристрой, построенный в 2013 году (когда коттедж уже имел нежилой статус), собственнице пришлось снести спустя 8 лет как самовольную постройку. Взамен снесенного Захарова выстроила новый пристрой, меньшей площади, назвав его «входной группой», благодаря чему избежала необходимости получения разрешения на строительство...
Сегодня в рабочей документации, приложенной к муниципальному контракту, мы обнаружили весьма любопытную информацию. Руководство МБОУ СОШ № 215 совместно с администрацией городского округа, осваивая многомиллионные средства бюджетной субсидии, решило, что получать разрешение на строительство вообще не нужно... под предлогом того, что капитальные пристрои являются... вспомогательными строениями, а не реконструкцией существующего здания.
То, что эвакуационные выходы, согласно предписанию органа Госпожнадзора, должны быть именно в самом здании, а не в соседнем «вспомогательном строении», руководство школы, судя по всему, не напрягает. Как и то, что в отношении вспомогательных строений, если признать пристрои таковыми, тоже будут действовать нормы, касающиеся необходимости соблюдения минимального противопожарного расстояния между объектами...
Другой, не менее важный вопрос касается того, в чью собственность перейдут возведенные на бюджетные средства так называемые «вспомогательные строения» стоимостью более 11 миллионов рублей. Закон требует, чтобы построенные за счет бюджета объекты капитального строительства были оформлены не иначе как в муниципальную собственность. Это же в своем официальном ответе на редакционный запрос еще в прошлом году подтвердил Минфин России.
Статьи, позволяющей раздаривать построенные на бюджетные деньги объекты частным лицам, в Бюджетном кодексе нет. Зато целый ряд статей, которые предусматривают реальные сроки заключения за превышение и злоупотребление должностными полномочиями, а также за нецелевое использование и хищение, растрату бюджетных средств, имеется в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Примечательно, что, несмотря на чёткие формулировки, указанные в рабочей документации муниципального контракта № 0162300052624000050, начальник городского управления образования Елена Сюзева не считает возводимые пристройки отдельными строениями. В своём ответе от 05.08.2024 № 590 на официальный редакционный запрос она подчёркивает, что предметом контракта является «устройство эвакуационных выходов в помещении МБОУ СОШ № 215». Ключевое слово — в помещении, а не за его пределами! Всё ясно и понятно...
С двух сторон частного коттеджа - личной собственности экс-директора школы Захаровой - в настоящее время за счет бюджетных средств возводятся два капитальных пристроя (выделены зеленым цветом) стоимостью 11,3 млн рублей. Заказчик строительства - МБОУ СОШ № 215 -утверждает, что это не реконструкция! (лист 10 раздела "Архитектурные решения" рабочей документации)
В отчетной документации школы сумма в 11,3 млн рублей, по словам руководителя управления образования, учитывается не как строительство, а как «работы и услуги по содержанию имущества» (код КОСГУ - 225). Возникает логичный вопрос: о каком содержании имущества говорит госпожа Сюзева, когда на глазах у всех ведется фактическое строительство капитальных пристроев к зданию коттеджа Захаровой?
Судя по всему, руководство школы и управления образования до сих пор не договорились, на что все-таки они тратят бюджетные миллионы... хотя, как ни формулируй, а тратятся они на улучшение имущества частного лица.
Ну что ж, этим и другими вопросами вскоре займутся компетентные правоохранительные органы. Как по поводу законности строительства и осуществления капитальных вложений бюджетных средств в частную собственность, так и по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности объектов капитального строительства на территории МБОУ СОШ № 215.
«Переобулись?»
В самое ближайшее время, в начале сентября, 215-ю школу ожидает новая внеплановая проверка на предмет выполнения выданного ей органом Госпожнадзора седьмого по счету предписания. И тут, по сведениям источников редакции, тоже могут быть «сюрпризы».
Напомним, вопросы соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объектах защиты находятся в ведении управления надзорной деятельности (УНД) областного главка МЧС России. На протяжении трех лет руководство УНД в лице Станислава Шевелёва и его подчиненный - начальник территориального отдела надзорной деятельности Александр Бугреев последовательно отстаивали свою позицию, в том числе в судебных органах, категорично требуя от руководства школы № 215 исполнения предписания строго в соответствии с техрегламентом о требованиях пожарной безопасности. Станислав Шевелёв, по сведениям источников редакции, неоднократно лично посещал «элитную» школу в Коптяках, видел своими глазами, что представляет собой этот «объект защиты», в связи с чем категорично настаивал на полном устранении всех выявленных нарушений пожарной безопасности.
Однако в конце 2023 года позиция полковника Шевелёва, совершенно неожиданно и весьма круто изменилась, после чего «тележка покатилась совсем в другую сторону»...
Сначала в редакцию поступила информация о том, что начальник местного пожарно-спасательного отряда Сергей Новосёлов намерен утвердить новый план пожаротушения, посчитав достаточным для тушения пожара и эвакуации людей наличие возможности подъезда пожарной техники и установки пожарной автолестницы всего с двух (!) сторон здания школы вместо предусмотренных законом четырех. В феврале этого года информация подтвердилась - новый план пожаротушения утвержден, о чем в редакцию господин Новоселов направил в редакцию ответ за своей подписью.
Чуть позже стало известно о выдаче школе Уральским институтом ГПС МЧС России рекомендаций по повышению пожарной безопасности путем проведения так называемых «компенсационных мероприятий» вместо реального устранения нарушений. Причем за соответствующими рекомендациями в институт обратилась администрация Среднеуральска (учредитель школы). По чьей наводке мэр обратился к начальнику этого учебного заведения Александру Тарарыкину, история умалчивает, но судя по всему, нашлись советчики... или советчик. К слову, как удалось выяснить «ВЕДОМОСТЯМ Урал», в Уральском институте ГПС, по странному совпадению, работает однофамилица Станислава Шевелёва, некто Виктория Шевелёва, занимая должность старшего преподавателя кафедры иностранных языков...
Между тем результатом выдачи школе рекомендаций о выполнении «компенсационных мероприятий» может стать то, что образовательное учреждение будет освобождено от соблюдения Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части противопожарного расстояния между зданием школы и газовой котельной. Благодаря этому опасный объект, находящийся в метре (1,35 м) от школы, сносить уже никто не будет, но пункт предписания при этом будет считаться выполненным.
И сделано это будет на основании всего лишь мнения (!) некоего специалиста Уральского института ГПС МЧС России, которое даже официальным правовым актом не является. Вообще, надо сказать, что институтов МЧС в России много, и в каждом трудятся специалисты, более того, специалисты работают и во всех органах Госпожнадзора нашей страны, и у каждого из них есть свое мнение... Но каким бы ни было это мнение, силы закона оно не имеет.
Если же говорить о законе, то в исключительных случаях «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», основанный на сводах правил МЧС России, допускает небольшие (и это ключевое слово) отступления от действующих требований пожарной безопасности.
Так, согласно поступившему в редакцию «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» ответу (на официальный редакционный запрос) ФГБУ ВНИИПО МЧС России, который является головным пожарно-техническим научно-исследовательским учреждением и разработчиком всех правил пожарной безопасности, действующих в нашей стране, нормативные противопожарные расстояния допускается сокращать при применении мероприятий, изложенных в пунктах 4.3, 4.5, 4.6 и 4.11 СП 4.13.130.2013, либо при подтверждении нераспространения пожара по Методике, изложенной в Приложении А вышеуказанного свода правил.
Внимательно изучив документ, мы лишь убедились в том, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями допустимо уменьшить на 20-50% от исходного норматива при соблюдении специфических условий. Но ни в одном из пунктов не идет речи о возможности сокращения этого расстояния на 85% (с 9 до 1,35 м), как в случае со школьной котельной.
В соответствии с пунктом 4.11 свода правил противопожарные расстояния не нормируются, если более высокая и широкая стена здания, обращенная к соседнему объекту защиты, либо обе стены, обращенные друг к другу, отвечают требованиям СП 2.13130 для противопожарных стен 1-го типа. Но этот пункт точно не относится к школе № 215, где противопожарные стены 1-го типа попросту отсутствуют.
В соответствии с действующим законодательством противопожарные стены должны возвышаться над кровлей и быть практически глухими. Выглядит это примерно так...
Что же касается упомянутой в ответе ВНИИПО МЧС России методики, то обратим внимание - на первой же странице сего документа черным по белому написано, что её положения «не применимы для обоснования сокращения противопожарных расстояний до зданий и сооружений, относящихся к классам функциональной пожарной опасности Ф4.1», к коим относятся здания школ... Как говорится, комментарии излишни.
Да и в конце концов, должен же присутствовать здравый смысл... Школа, которую ежедневно посещают более ста детей, совсем не тот случай, когда можно поступиться безопасностью... Тем более, что в декабре прошлого года на территории злополучной школы уже произошел пожар. Тогда по счастливой случайности никто не пострадал. А если пожар произойдет снова? Да не где-нибудь, а в самом здании школы... или в газовой котельной, которая едва ли не примыкает к зданию школы. Где гарантия, что не рванёт и не снесет полкоттеджа в то время, когда там находятся дети?
В декабре 2023 года на территории школы № 215 произошел пожар. Полностью сгорело самовольное (!) строение... Фото: ГУ МЧС России по Свердловской области
Неужели кто-то ждет повторения трагедии «Зимней вишни»? Ведь как установило следствие, именно нарушения требований пожарной безопасности наряду с халатностью, в том числе со стороны должностных лиц МЧС (экс-глава регионального управления МЧС Мамонтов и начальник подразделения надзорной деятельности Терентьев были приговорены к длительным срокам) и привели к гибели 60 человек, включая 37 детей...
Напомним, что еще год назад в администрации Среднеуральска обсуждали именно перенос котельной во исполнение требований пожарной безопасности. Вопрос возникал только в том, кто будет финансировать снос и новое строительство, учитывая, что и коттедж, и котельная находятся в личной собственности экс-директора школы Захаровой. Но, оценив ситуацию, собственница, возможно, категорически отказалась делать это, в том числе осознавая все сложности предстоящего оформления нового объекта, требующего создания проекта и проведения экспертизы проектной документации. Кроме того, все, что связано с газом, да еще и со школой, добавляет дополнительные требования и связанные с этим процедуры согласования... Вероятно, так и родилась в чьей-то умной голове «гениальная» идея провести «компенсационные мероприятия» вместо реального устранения нарушения, которое предполагало перенос котельной на безопасное (согласно действующим нормативам) расстояние.
Но сегодня ситуация складывается, мягко говоря, странная, если не сказать больше, и крайне опасная. В то время как официальные нормативные правовые акты, согласно ответу разработчика этих самых правовых актов, вообще не допускают возможности размещения опасной газовой котельной на расстоянии метра от здания школы, надзорное ведомство свердловского МЧС намерено руководствоваться не федеральными нормативами, а мнением неизвестного «суперспециалиста» Уральского института ГПС МЧС России.
У редакции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» в связи с этим возник вполне закономерный вопрос, которым, думается, должны задаться в первую очередь правоохранительные органы: так почему же на протяжении трех лет (!) господин Шевелев и его подчиненные из территориального отдела надзорной деятельности, выступая в судах, настаивали на полном устранении всех нарушений, не допуская возможности каких-либо отступлений от действующих требований, а теперь вдруг «развернулись» на 180 градусов?..
Между тем ранее в редакцию уже поступала информация о том, что некие заинтересованные лица пытаются решить «школьный вопрос» так, чтобы на деле все осталось как есть, а предписание Госпожнадзора было признано выполненным. Об этом «ВЕДОМОСТИ Урал» трижды (!) официально информировали начальника главного управления МЧС по Свердловской области Виктора Теряева. В ответах нас заверяли, что предписание будет «снято» только по результатам проверки фактического выполнения всех его пунктов. А теперь, похоже, «заинтересованные лица» как никогда близки к своей цели...
Системная проблема
Коррупционные скандалы, к слову, сотрясают свердловское МЧС с завидной периодичностью.
В 2018 году информагентство URA.RU сообщало о том, что ГУ МЧС по Свердловской области скрывает от вышестоящего начальства информацию о своих сотрудниках, попавших под следствие. По данным источника издания, об этом стало известно в ходе проверки, которую провел заместитель начальника Сибирского регионального центра МЧС России, генерал-майор Александр Еремеев. В публикации сообщалось, в том числе, об уголовном деле, возбужденном в отношении бывшего начальника управления кадров главного управления, впоследствии заместителя начальника отдела кадров ГУ полковника Вячеслава Костюка - по обвинению в «мошенничестве, совершенном лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере» — он присвоил почти 1,5 млн рублей, предназначенных для выплаты заработной платы.
В августе 2022 года Ленинский районный суд Екатеринбурга вынес приговор по обвинению во взяточничестве Александру Болдыреву, бывшему замначальника управления – начальнику отдела тылового обеспечения управления материально-технического обеспечения регионального ГУ МЧС. Он был признан виновным и получил три года условно со штрафом в размере 170 тысяч рублей.
В марте 2023 года издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн», ссылаясь на свои источники, сообщало, что после задержания майора МЧС из Екатеринбурга Дмитрия Т. [начальника одного из отделов надзорной деятельности - ред.], которого по подозрению во взятке задержала ФСБ, "руководителю управления надзорной деятельности и профилактики МЧС полковнику Станиславу Шевелеву влепили неполное служебное соответствие, а сотрудник УСБ, который должен был пресекать взятки и бороться с коррупцией, получил строгий выговор"...
В ноябре 2023 года Железнодорожный суд Екатеринбурга осудил экс-начальника отделения надзорной деятельности по Железнодорожному району, подполковника Олега Дремкова за злоупотребление должностными полномочиями и участие в незаконной предпринимательской деятельности. Правда сразу после вынесения приговора он был освобожден от уголовного наказания за истечением сроков давности. Ранее, в 2022 году прокуратурой был подан иск к супругам Дремковым о взыскании более 11 миллионов рублей, законность происхождения которых не была подтверждена. Суд требования прокурора удовлетворил, законность судебного решения подтвердил Свердловский областной суд.
В июне уже текущего, 2024 года, издание URA.RU сообщало, что «оперативники свердловского управления ФСБ совместно с коллегами из управления экономической безопасности и противодействия коррупции областного ГУ МВД вычислили сотрудника «Уральского института ГПС МЧС России», который взял взятку». «Инженер-программист факультета заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации пообещал сотруднице МЧС, что поможет с повышением ее знакомому — лейтенанту внутренней службы. За 156 тысяч рублей он обещал „организовать“ ему должность начальника караула», — рассказал источник издания.
23 июля 2024 года пресс-служба прокуратуры Свердловской области сообщила о взыскании в судебном порядке незаконно полученных доходов в сумме более 3,3 млн рублей, поступивших на счета бывшего начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Железнодорожному району ОНД и ПР МО «город Екатеринбург» УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области. Эти средства превышали совокупный доход служащего и его супруги за три года.
Ранее на скамье подсудимых оказывались должностные лица и более высокого ранга. Так, в 2008 году Уральский окружной военный суд приговорил бывшего начальника свердловского ГУ МЧС Василия Лахтюка к 7,5 годам колонии строгого режима и лишил его генеральского звания за взяточничество.
Вышестоящий коллега и соратник Лахтюка - бывший замначальника Приволжско-Уральского регионального центра МЧС РФ Борис Герштейн, также замешанный в коррупционных схемах, сумел избежать наказания, поскольку скрылся от следствия (был заочно арестован и объявлен в международный розыск), и сейчас предположительно проживает в Израиле.
В 2009 году начальник ГУ МЧС РФ по Свердловской области генерал Валерий Степанчук стал фигурантом уголовного дела после того, как вскрылся факт наличия у него недействительного диплома о высшем образовании. Следствие квалифицировало его действия как мошенничество, но суд при рассмотрении уголовного дела переквалифицировал обвинение на статью 327 УК РФ «Подделка документов». По итогам судебного разбирательства Степанчуку был вынесен приговор в виде одного года лишения свободы условно.
https://newdaynews.ru/ekb/274395.html
Остается надеяться, что нынешнее руководство МЧС не постигнет участь предшественников.
Вместе с тем, ждем, что должная оценка действиям должностных лиц свердловского управления МЧС, как и тех, кто поддерживает их в Москве, молниеносно (в течение трех дней после приема обращения!) направляя в редакцию несуразные ответы в обход министра, будет дана лично главой МЧС Александром Куренковым.
Ставим вопросы
Что касается позиции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», то она остается неизменной - мы от своих принципов никогда не отступаем. Вопросов, связанных с «элитной» 215-й школой, в том числе с возможной коррупционной составляющей, накопилось очень много, а безопасность несовершеннолетних учащихся МБОУ СОШ № 215 по прошествии более трех лет так и не обеспечена. 1 сентября, как ожидается, школа-коттедж вновь откроет свои двери, продолжая подвергать жизни детей смертельной угрозе...
Сейчас редакцией «ВЕДОМОСТИ Урал» подготовлены официальные открытые обращения в адрес высших должностных лиц соответствующих федеральных ведомств - Генерального прокурора Игоря Краснова, председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, директора ФСБ России Александра Бортникова, главы МВД Владимира Колокольцева, а также министра МЧС Александра Куренкова.
Прежде всего мы ставим вопрос об уголовно-правовой оценке действий руководства школы № 215, в том числе просим установить фамилии должностных лиц, которые могут намеренно дезинформировать родителей школьников о нехватке бюджетного финансирования (что заведомо не соответствует действительности) и необходимости оплачивать содержание частного коттеджа Захаровой, стимулируя их продолжать «жертвовать» в школьный фонд гигантские денежные вносы.
Официальный ответ мэра Среднеуральска подтверждает, что бюджет финансирует деятельность школы № 215 в полном объеме и своевременно - в дополнительных средствах школа не нуждается!
Будем добиваться того, чтобы правоохранительные органы выяснили, почему подавляющее большинство детей, проживающих рядом со школой, учатся не в 215-й, а в других школах, находящихся за несколько километров от их дома, в то время как места за партами занимают иногородние учащиеся. Будем требовать, чтобы в ходе проводимых проверок было установлено, насколько добровольно родители платят пожертвования и в каких размерах, а также в чьих карманах оседают деньги и закупленное на родительские пожертвования имущество, которое по неизвестным причинам отсутствует как на балансе школы, так и в фонде.
Кроме того, необходимо установить, все ли деньги, которые жертвуют родители на развитие МБОУ СОШ № 215, приходуются школьным фондом. Если приходуются не в полном размере, то может иметь место хищение. Если же родители вносят пожертвования на основании требований должностных лиц муниципальной школы под угрозой отчисления ребенка в случае неуплаты, такие деяния могут быть квалифицированы как взятка. Отметим, что взятка - это всегда двусторонняя сделка, и наказание закон предусматривает для обеих её сторон, поэтому "дающие" должны четко осознавать, что могут понести уголовную ответственность наряду с "берущими".
Уголовно-правовая оценка должна быть дана действиям бывших руководителей МБОУ СОШ № 215 - Захаровой и Андреевой, а также начальнику управления образования Среднеуральска Сюзевой, подписи которых стоят в соглашениях и контрактах. Необходима компетентная и тщательная проверка по факту расходования бюджетных средств на возведение объектов капитального строительства, которые очевидно перейдут в собственность частного лица, в том числе осуществление фактической реконструкции здания в отсутствие госэкспертизы проектной документации и разрешения на строительство, в результате чего жизни несовершеннолетних учащихся будут подвергаться угрозе.
Проведения проверки требует также факт признания МБОУ СОШ № 215 готовой к началу нового учебного года в то время, когда на территории школы активно ведутся строительные работы (находиться в здании запрещено, а значит невозможно реально оценить готовность/неготовность объекта) и не устранены нарушения пожарной безопасности, включая наличие рядом со школой опасной газовой котельной и отсутствие возможности проезда пожарной техники с двух сторон здания, что представляет реальную угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних.
Ну, и безусловно, необходима дача правовой оценки, прежде всего на предмет возможной коррупции, действиям (или бездействию?) должностных лиц МЧС России, направлялявших ответы на редакционные обращения без фактического проведения проверки по изложенным в них доводам, а также должностным лицам УНД областного управления МЧС, в связи с возможностью подмены федеральных норм пожарной безопасности мнением специалиста при оценке выполнения МБОУ СОШ № 215 предписания Госпожнадзора...
Журналистское расследование продолжается.
В публикации использовано изображение от drobotdean на Freepik
Комментарии