В Свердловской области Верхнепышминский городской суд наложил новый административный штраф - на этот раз в сумму 150 тысяч рублей - на школу № 215, базирующуюся в частном коттедже деревни Коптяки городского округа Среднеуральск. Это продолжение серии административных наказаний, связанных с упорным невыполнением школой обязательных требований пожарной безопасности.
Как ранее писали «ВЕДОМОСТИ Урал», школа на протяжении более трех лет не устраняла выявленные органом Госпожнадзора нарушения и не выполняла выданные ей предписания. Вместо срочного устранения нарушений руководство МБОУ СОШ № 215 предпочитало судиться с надзорными органами - прокуратурой и территориальным отделом надзорной деятельности, пытаясь оспорить их законные требования, в итоге школа проиграла все суды. Последнее предписание (седьмое по счету!) было выдано МБОУ СОШ № 215 в ходе внеплановой проверки, прошедшей в мае этого года. Также руководству школы и главе Среднеуральска неоднократно вносились прокурорские представления.
За три с лишним года учебное заведение накопило внушительные штрафы, общая сумма которых уже перевалила за миллион... Однако ни выявленные многочисленные грубейшие нарушения требований пожарной безопасности, ни финансовые санкции не мешали образовательному учреждению продолжать функционировать, ставя под угрозу безопасность более ста несовершеннолетних учеников. На этот раз школа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ - повторное невыполнение условий предыдущего предписания в установленный срок.
Верхнепышминский городской суд выписал школе № 215 очередной штраф - 150 тысяч рублей... который оплатят налогоплательщики
Ситуацию усугубляет тот факт, что штрафы уплачиваются не за счет должностных лиц, ответственных за руководство школой, а из кошельков местных налогоплательщиков. Это вызывает закономерное недовольство общественности, поскольку финансовая нагрузка возлагается на жителей, в то время как руководители, допускавшие нарушения безопасности в течение многих лет функционирования школы в частном коттедже, остаются практически безнаказанными. При этом вопрос перевода детей в более безопасные образовательные учреждения не рассматривается ни руководством МБОУ СОШ № 215, ни её учредителем - администрацией ГО Среднеуральск.
Между тем, ситуация в МБОУ СОШ № 215 в ближайшее время может еще более обостриться. Ранее «ВЕДОМОСТИ Урал» уже рассказывали о том, что с ноября прошлого года школа-коттедж осваивает предоставленную ей из бюджета многомиллионную субсидию. Так, в ноябре 2023 года между управлением образования ГО Среднеуральск и школой № 215 было подписано соглашение о предоставлении субсидии в размере 4 946 293, 82 руб. В январе 2024-го было подписано еще одно соглашение - на сумму 26 823 000 руб. Сейчас на территории школы за счет бюджетных средств ведутся масштабные строительные работы, связанные с обустройством эвакуационных выходов на трех этажах здания. Оборудовать коттедж эвакуационными выходами, которых в нем изначально не существовало, можно единственным способом - путем проведения реконструкции. В свою очередь, сам процесс реконструкции такого объекта капитального строительства как школа требует подготовки проектной документации с обязательным получением положительного заключения государственной экспертизы. Только после этого администрация муниципалитета может выдать разрешение на строительство, после чего разрабатывается рабочая документация.
Но, как многие уже знают, когда речь идет об «элитной» школе имени Захаровой, то действующие законы нередко отходят на второй план - в угоду интересам собственницы коттеджа, которая многие годы являлась директором школы... Так было в 2002 году, когда г-жа Захарова приспособила свой индивидуальный жилой дом под школу в нарушение статьи 288 Гражданского кодекса РФ, а чиновники областного Минобра, не задавая лишних вопросов, выдали ей образовательную лицензию, не «заметив», что муниципальная школа разместилась в жилом помещении. Так было в 2006-м, когда мэр Среднеуральска Данилов подписал постановление о принятии 215-й школы в состав образовательных учреждений городского округа, достоверно зная, что здание школы является жилым домом. В 2012 году чиновники мэрии Среднеуральска в очередной раз проигнорировали (что было установлено в ходе прокурорской проверки) требования закона, подписав постановление о переводе здания коттеджа Захаровой в нежилой фонд, не затребовав у неё документы, предусмотренные законом. Потом «не видели», как в здании школы дважды проводилась реконструкция - без проекта и экспертизы проектной документации, а здание увеличилось в площади почти в два раза.
Ранее реконструкция здания частного коттеджа Екатерины Захаровой проводилась по её же инициативе - на деньги родительских пожертвований, поступавших в фонд развития школы
На протяжении последних трех лет подряд приемочная комиссия администрации признавала школу «готовой» к началу нового учебного года, несмотря на десятки нарушений обязательных требований пожарной безопасности и прямо противоположную позицию органа Госпожнадзора, который указывал на то, что руководство школы подвергает угрозе жизни несовершеннолетних детей .
Сегодня руководство школы продолжает в том же духе - на этот раз заявляя, что проводит капитальный ремонт, тогда как по факту в очередной раз осуществляются работы по реконструкции здания. При этом обследование здания не проводилось, дефектная ведомость не составлялась, и.о. директора школы Андреева (Захарова была уволена в январе текущего года) в своих ответах на редакционные запросы совершенно невозмутимо отвечает, что замена или восстановление строительных конструкций в здании не требуется. С какой же целью в таком случае проводится «капитальный ремонт»? Да просто потому, что так проще... Капремонт не требует получения государственной экспертизы проекта.
Руководство школы № 215 отрицает проведение строительных работ (капремонта), в то время как жители деревни Коптяки сообщают, что на территорию учебного заведения неоднократно заезжали большие бетономешалки, и жалуются, что шум от работы тяжелой техники ночами не дает возможности спокойно спать
Однако надо понимать, что законодательное требование проведения обязательной госэкспертизы проектной документации - это не чья-то прихоть, не пустая формальность, а вопрос строительной безопасности. Тем более, когда речь идет о школе. В первую очередь это вопрос обеспечения безопасности несовершеннолетних. Не дай бог, пристройка рухнет, а под ней окажутся дети - кто будет отвечать? Впрочем, вряд ли стоит ожидать сознательности от тех, кто годами плевал на требования пожарной безопасности, сознательно подвергая жизни более ста детей угрозе погибнуть в пожаре...
Другая сторона проблемы будет заключаться в том, что реконструкция объекта капитального строительства, проводимая в отсутствие обязательного заключения экспертизы проектной документации, повлечет признание такой постройки незаконной и, как следствие, её снос. Напомним, летом 2021 года уже был снесен незаконно (без экспертизы проектной документации) возведенный одноэтажный пристрой к зданию школы-коттеджа. Финансовые потери школьного фонда, который профинансировал это незаконное строительство, по самым скромным подсчетам, могли составить более трех миллионов рублей. И в сегодняшней ситуации, несомненно, возникнет вопрос о том, кто из чиновников персонально ответит за то, что бюджет финансирует строительство, проводимое в отсутствие госэкспертизы, из-за чего постройку могут признать незаконной и снести.
Что примечательно, в ответах руководства МБОУ СОШ № 215 и МКУ «Управление образования ГО Среднеуральск» в качестве обоснования необходимости проведения капитального ремонта указывается... предписание отдела надзорной деятельности. При том, что на самом деле этот документ не содержит (да и не может содержать) требований о проведении капремонта, а лишь указывает на необходимость устранения выявленных нарушений. Способ их устранения определяет владелец здания. Но абсолютно очевидно и логично, что в ходе капитального ремонта, который в соответствии с нормами Градостроительного кодекса предполагает лишь замену изношенных строительных конструкций, «отремонтировать» несуществующие эвакуационные выходы невозможно.
Вместе с тем, заметим, что работы, для проведения которых отсутствуют реальные, объективные, предусмотренные Градостроительным кодексом основания, еще и финансируются за счет средств бюджета! А когда бюджетные миллионы еще и «вваливаются» в частную собственность, то возникают вопросы иного характера, в том числе наличия возможной коррупционной и уголовной составляющей...
Напомним, ранее подобным же образом расходовались миллионы рублей из Фонда развития МБОУ СОШ № 215, формируемого за счет родительских пожертвований, в том числе на реконструкцию коттеджа, принадлежащего экс-директору школы Захаровой. Фонд, исходя из численности учащихся и среднего размера пожертвования, вносимого родителями, может собирать до 20 миллионов рублей в год. При этом Захарова вместе со своей «правой рукой» - заместителем Андреевой состояли в Попечительском совете фонда, который и принимал решения, касающиеся расходования поступающих многомиллионных пожертвований. В феврале 2021 года по результатам проверки деятельности школьного фонда, проведенной областным управлением Минюста России, было установлено, что родительский фонд улучшал материальное положение Захаровой... Минюст тогда ограничился выдачей предупреждения руководству фонда. Теперь материальное положение Захаровой улучшается уже за счет бюджета, а это совсем другой уровень - и спроса, и ответственности.
Из акта проверки от 20.02.2021 ГУ Министерства юстиции РФ по Свердловской области
Не менее серьезные вопросы сегодня возникают и в отношении резко изменившейся позиции областного управления МЧС, которая ранее в отношении 215-й школы была принципиальной и жесткой. Напомним, чрезвычайное ведомство настойчиво требовало устранения всех нарушений пожарной безопасности - строго в соответствии с техническим регламентом. Но в конце 2023 года неожиданно курс изменился, и «спасатели» вдруг выразили готовность к принятию так называемых «альтернативных» мер вместо реального устранения нарушений.
В феврале текущего года начальник 60-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС МЧС России по Свердловской области, Сергей Новоселов, утвердил план пожаротушения, который освободил школу от обязанности обеспечивать доступ пожарной техники со всех сторон здания. Это решение кажется особенно странным, учитывая, что в случае пожара и необходимости эвакуации детей из здания, пожарную лестницу можно будет установить только с двух сторон здания школы. Тем не менее, один из пунктов предписания, благодаря новому плану пожаротушения, был снят в ходе проверки.
Кроме того, в конце 2023 года в «школьной истории» появилось новое действующее лицо - Уральский институт ГПС МЧС России, который выдал школе рекомендации о проведении так называемых «компенсирующих мероприятий», которые, как предполагается, освободят учебное заведение от необходимости сноса опасного объекта, находящегося в непосредственной близости школы-коттеджа. Речь идет о газовой котельной, которая располагается на расстоянии около метра от школы, тогда как требования техрегламента о пожарной безопасности предусматривают минимальное противопожарное расстояние не меньше 9 метров.
Надо понимать, что котельная - это прежде всего газ, который, к сожалению, имеет взрывоопасные свойства, и установленные законом противопожарные разрывы между зданиями и строениями - это та необходимая мера безопасности, которая сможет уберечь от трагедии в случае ЧП. По-хорошему такие объекты должны находиться на максимальном расстоянии от здания школы, а не наоборот.
Редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» направляла официальный запрос в адрес руководства Главного управления МЧС России по Свердловской области по поводу того, является ли выполнение рекомендаций образовательного учреждения (которые являются лишь мнением одного из специалистов Уральского института ГПС МЧС России!) основанием для признания выполненными требований технического регламента о пожарной безопасности. Чёткого ответа от руководства Управления надзорной деятельности свердловского главка МЧС нам получить так и не удалось, хотя совершенно очевидно, что ни какие рекомендации, кто бы их не давал, не имеют силы закона и, естественно, не могут заменить существующий технический регламент о пожарной безопасности. Однако есть все основания полагать, что именно так и произойдет в ближайшее время - после того как будет получено «добро» от начальника областного управления надзорной деятельности «чрезвычайного ведомства» Станислава Шевелева. Сейчас редакция намерена повторно обратиться в федеральное ведомство - еще раз официально направим обращение министру МЧС Александру Куренкову.
И ведь куда проще было еще три года назад перевести детей в другие, более безопасные, школы, и спокойно, не рискуя детскими жизнями, устранять нарушения. Не пришлось бы экстренно искать «обходные пути». Да что там говорить - за три-то года можно было уже и новую школу построить в Коптяках, с соблюдением всех строительных, пожарных, санитарных и прочих регламентов. Но сегодня мы по-прежнему наблюдаем, как чиновники усиленно спасают школу Захаровой, делая это за счет бюджетных денег, невзирая на то, что здание находится в частной собственности. Неужто в Свердловской области больше некуда деньги потратить, тем более в таких гигантских суммах? Как это здание не ремонтируй, не реконструируй, оно как было, так и останется коттеджем.
Другой вопрос - зачем спасают? Почему руководство муниципальной школы никогда не ставило вопрос о переводе детей в другие заведения, хотя обязано было это делать в силу закона «Об образовании в РФ», более того, не один год сознательно подвергало жизни несовершеннолетних детей угрозе? Тут новых версий нет. По мнению редакции, во главе угла, как и раньше, стоит школьный фонд с его многомиллионными пожертвованиями. Очевидно, что отказываться от родительских денег явно никто не собирается. И не важно, что Захарова уже не директор. После её увольнения на самом деле ничего и не изменилось, учитывая, что заместитель Андреева как раньше, так и сейчас «рулит» всеми процессами, происходящими в школе - напомним, в муниципальной школе, где образование в соответствии с Конституцией Российской Федерацией должно быть для всех доступным и бесплатным.
О том, насколько доступным и бесплатным является образование в МБОУ СОШ № 215, красноречиво говорит протокол заседания Попечительского совета от 20.01.2009 № 9.
Сейчас сей «документ» не действует, однако пожертвования продолжают собирать... якобы добровольно. При этом бОльшая часть детей, проживающих рядом со школой (для которых она официально и предназначается), не посещают её, а учатся в других учебных заведениях, в том числе потому, что их родители не хотят или не могут вносить «добровольные» взносы в школьный фонд.
Школа № 215 и школьный фонд всегда были частями единого целого, во главе которого стоит одно лицо. И даже заказные письма, адресованные фонду, получает не его президент Григорьева, а исполняющая обязанности директора школы имени Захаровой - госпожа Андреева, оставляя оттиск школьной печати
Можно ли переломить эту ситуацию, чтобы родители перестали «добровольно» нести денежные пожертвования в сомнительный школьный фонд? Можно. Для этого нужна воля - прежде всего руководства администрации городского округа, руководства управления образования, нового директора (назначения которого ждут с января этого года) и отчасти городской прокуратуры как главного надзорного органа, бдящего за соблюдением прав несовершеннолетних школьников. Представители именно этих органов могут и должны донести до всех родителей, что МБОУ СОШ № 215 - школа муниципальная, а не частная, как думают многие. Что бюджет финансирует деятельность этой школы своевременно и в полном объеме, соответственно, никакой необходимости в сборе дополнительных средств на её содержание нет.
А родители, если уж так желают помогать муниципальному учреждению, всегда могут делать это напрямую - перечисляя пожертвования самой школе, минуя «прокладку» в виде Фонда развития МБОУ СОШ № 215... который за 15 лет своего существования не передал «на развитие» школы, ради чего и создавался, ни копейки. Есть все основания предполагать, что многие годы фонд 215-й школы существует ради самого себя, при этом большая часть закупаемого на средства пожертвований имущества по неизвестным причинам не отражается в бухгалтерском балансе организации. Так, например, пять школьных автобусов, купленных на деньги фонда, были поставлены на баланс только после внесения представления прокуратурой, которая провела проверку на основании предоставленной «ВЕДОМОСТЯМИ Урал» информации. (До этого все автобусы были оформлены в личную собственность двух заместителей директора школы и приближенных к Захаровой других сотрудников). Перед родителями руководство фонда отчитывалось о закупках оборудования, мебели и учебной литературы на миллионы рублей ежегодно, тогда как в балансе сегодня числится товарно-материальных ценностей на сумму чуть больше 100 тысяч рублей... При том, что школе № 215 фонд, созданный для её развития, никакого имущества не передавал и финансовой помощи не оказывал - согласно официальному ответу Управления образования ГО Среднеуральск.
Согласно официальному ответу Елены Сюзевой, в период с 2009 по 2023 годы школа № 215 не получала от Фонда развития МБОУ СОШ № 215, собирающего многомиллионные суммы с родителей учащихся, ни имущества, ни какой-либо финансовой помощи «на развитие»... Лишь в 2020 году фонд перевел школе плату за питание детей, вносимую родителями
Перечисление пожертвований самой школе сделает процесс их расходования на порядок прозрачнее и эффективнее. Вот только нужна ли будет госпоже Захаровой в этом случае муниципальная школа в её личном коттедже, большой вопрос...
Редакция «ВЕДОМОСТИ Урал» просит считать настоящую публикацию открытым обращением, которым просит органы прокуратуры и следственного комитета дать надлежащую уголовно-правовую оценку действиям руководства МБОУ СОШ № 215 и Управления образования ГО Среднеуральск в связи с расходованием, в крупном размере, бюджетных средств на улучшение имущества, находящегося в собственности частного лица, а также по факту проведения опасных строительных работ без получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. А до получения такого заключения ни о каких строительных работах, тем более о признании её готовой к началу нового учебного года, не может быть и речи. Единственным законным вариантом остается перевод детей в более безопасные образовательные учреждения.
«ВЕДОМОСТИ Урал» продолжают следить за ситуацией.
Комментарии