$
91.78
98.03

Сообщить информацию

«Элитная» школа (часть 1): Сколько «пожертвовать», чтобы получить бесплатное образование в муниципальной школе? Просим замгенпрокурора Сергея Зайцева взять проверку на личный контроль

12.02.2021

В течение всей второй половины ушедшего 2020 года журналисты «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» проводили журналистское расследование, разбираясь в деятельности одного из так называемых «элитных» свердловских учебных заведений - школы № 215, расположенной в окрестностях Екатеринбурга, в деревне Коптяки Среднеуральска. И сейчас готовы рассказать о его результатах: об истории создания школы, о том, какую роль в ее деятельности сыграли местные градоначальники, позднее получившие длительные сроки за коррупцию, почему родителям приходится «жертвовать» сотни тысяч рублей, чтобы их дети могли ходить в обычную муниципальную школу, в чьей собственности оказались купленные на деньги родителей автобусы, почему не все дети, для которых создавалась деревенская школа, имеют возможность в ней учиться... а некоторые официальные лица на протяжении почти двух десятков лет на все это «закрывают глаза».


Ежегодно в начале каждого учебного года в родительской среде традиционно обсуждается вопрос школьных поборов. Именно начало учебного года, как правило, является временем, когда родители вынуждены выкладывать круглые суммы ради того, чтобы процесс обучения их чад проходил без проблем и в относительно комфортных условиях. Обычно в это же время представители прокуратуры, общественных институтов в рамках правового просвещения информируют граждан и напоминают, что образование в нашей стране является общедоступным и бесплатным, разъясняя, за что родители платить ни в коем случае не обязаны, о том, что материальная помощь школе может быть исключительно добровольной, и что следует делать, когда принудительно собирают деньги на те или иные школьные нужды.

Впрочем, пользуются такими рекомендациями далеко не все родители, большинство которых, как показывает практика, действительно сталкивается с проблемой школьных поборов. Чаще всего родители продолжают платить, опасаясь, прежде всего, проблем и неприятностей у ребенка в школе. И опасения эти, прямо скажем, небезосновательны... Когда в единичных случаях родители идут на принцип и пытаются-таки следовать тем самым рекомендациям прокуратуры, увы, далеко не всегда находят понимание и защиту, в том числе и на местах в органах надзора, а также иных ведомствах, которые обязаны стоять на страже интересов несовершеннолетних. Более того, складывается впечатление, что на сомнительную деятельность некоторых образовательных учреждений проверяющие и вовсе смотрят сквозь пальцы, упорно не замечая очевидных нарушений, которые одними поборами далеко не исчерпываются. Есть учебные заведения, существование которых в принципе невозможно с точки зрения действующих норм законодательства, тем не менее, они есть.


Предприимчивый педагог-менеджер родом из 90-х...

Сфера образования традиционно воспринимается в нашем обществе как постоянно недофинансируемая, несмотря на то, что в любом муниципалитете расходы на образование составляют практически половину всего бюджета. Директора, учителя в школах зачастую жалуются родителям на нехватку средств, говоря о том, что нужны деньги одно, второе, третье - ремонты, мебель, благоустройство, охрану, учебники, хозтовары и канцелярские принадлежности, следствием чего, судя по всему, и становятся бесконечные школьные поборы, о чем и говорит постоянно прокуратура. Однако некоторые особо талантливые руководители при умелом подходе умудряются очень даже неплохо жить, трудясь в «убыточном» государственном образовании. 

Героем, а точнее героиней очередного журналистского расследования «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» стала руководитель одной из рядовых (казалось бы...) муниципальных свердловских школ. Знакомьтесь, Екатерина Германовна Захарова - директор МБОУ СОШ № 215 г.Среднеуральска. Женщина, сумевшая построить себе два загородных коттеджа общей площадью более 1000 кв. метров, приобрести четыре дорогостоящих участка земли в живописном и экологически чистом районе, сад, пять квартир, два капитальных гаража, а также люксовую иномарку, и не одну... занимая при этом всего-то скромную должность директора небольшой деревенской муниципальной школы.

Напомним, в лихие 90-е годы, когда после развала СССР в стране шел разгул преступности и бо́льшая часть населения стремительно нищала, некоторые предприимчивые россияне, сумев вовремя «перестроиться», наращивали свои первые капиталы. Именно в то время государство только-только официально разрешило предпринимательство. Кто-то подался в торговлю, начав заниматься мелким «челночным» бизнесом, кто-то ремонтировал бытовую технику или автомобили в собственном автосервисе,  были и те, кто становился рэкетирами и бандитами... Екатерина Захарова в те годы тоже нашла свою нишу - образование. Стоит вспомнить, что именно в тот период зародился бизнес, связанный с написанием дипломов, курсовых и прочих трудов для нерадивых студентов, однако у бывшей учительницы истории были куда более амбициозные планы - по ее признанию, в начале 90-х она совместно с группой коллег вынашивала идею создания частной альтернативной школы. А поскольку потребность в образовательных учреждениях нового толка, учитывая появление прослойки состоятельных «новых русских», уже имелась, воплотить эту идею в жизнь Екатерине Захаровой удалось - в 1991 году была создана частная школа под названием «Перспектива», которую она же и возглавила.

Образовательное учреждение было официально зарегистрировано в Екатеринбурге, хотя базировалось в соседнем Среднеуральске - в здании корпуса ведомственной базы отдыха Среднеуральской ГРЭС «Энергетик», в лесу на берегу живописного Исетского озера в деревне Коптяки. Клиентами «элитной» школы становились дети состоятельных родителей, большинство которых проживали не в Среднеуральске, а в Екатеринбурге и Верхней Пышме. Фишкой частного образовательного заведения был школьный автобус, который ежедневно привозил детей в школу и доставлял их обратно домой, избавляя от забот занятых бизнесом родителей. Позже школа ради развоза иногородних учащихся обзавелась целым автобусным автопарком из 4-х школьных автобусов.

Бизнес на обучении детей «новых русских», судя по всему, оказался весьма успешным, и уже через три года директор школы Захарова занялась строительством собственного жилого коттеджа - поблизости, в тех же Коптяках.


По-русски...

Существует обоснованное мнение, что заработать крупные капиталы честным трудом в нашей стране, мягко говоря, почти невозможно, и что добиться этого можно лишь в том случае, если имеешь доступ к бюджету или прочим государственным ресурсам. К слову, в начале 90-х нажить многомиллионные состояния сумели как раз те, кто имел доступ к различным советским ведомствам и заводам, продукции отечественных предприятий - они успешно зарабатывали, торгуя цветными металлами, нефтью, газом, лесом и т.п. Хотя надо сказать, что и в сегодняшнее время в этом плане мало что изменилось. Думается, к этой же мысли со временем пришла и Екатерина Захарова, осознав, что частный бизнес - дело хорошее, но куда лучше, надежнее и выгоднее «прислониться» к  государственным структурам и их финансовым ресурсам...

И вот, в 1997 году частная школа Захаровой непостижимым образом получает муниципальный статус, а с ним, соответственно, и бюджетное финансирование. Это был, как принято говорить, звездный час - ведь поступления от состоятельных родителей школьников никуда не исчезли, тогда как на оплату труда педагогов (а это основная часть расходов любого учебного заведения) уже не нужно было тратиться, поскольку их взял на себя бюджет, причем не бюджет маленького Среднеуральска, где располагалась школа, а Екатеринбурга.

В 1998 году Екатерина Захарова уже закончила строительство своего личного шикарного коттеджа в Коптяках площадью более 400 «квадратов»...  а спустя некоторое время ее «осенило» - почему бы не разместить в нем школу, а себе не построить еще один коттедж, тут же, по соседству со школой? Благо с финансами-то проблем не было. Так, в 2002 году в деревне Коптяки, прямо среди частных жилых домов, на улице Солнечная, появилась муниципальная школа № 215, которая существует здесь и по сей день.

И все бы ничего, если бы не недовольство местных деревенских жителей соседством с довольно шумным заведением, а также сомнительная финансовая деятельность школы Екатерины Захаровой и созданного при ней фонда. Все дело в том, что образование в 215-й школе, несмотря на ее муниципальный статус и вопреки гарантиям государства, Попечительский совет школы сделал доступным далеко не для всех желающих и, мягко говоря, не совсем бесплатным.


Конституция не гарантирует?

Убедиться в том, что получить гарантированное Конституцией бесплатное образование в муниципальной школе № 215 Среднеуральска является непростой задачей, можно посетив наиболее известные местные родительские форумы, на которых родители бурно обсуждают все вопросы и проблемы, связанные с материнством, детством, воспитанием и обучением детей. Не секрет, что размещение информации на таких форумах является еще и наиболее эффективным средством рекламирования различных товаров и услуг, потребность в которых испытывают заботящиеся о своих детях родители. Текст одной из таких публикаций, размещенной в 2006 году на правах рекламы на сайте www.u-mama.ru, доступен для чтения и сегодня: «Муниципальное образовательное учреждение -  средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №215 г. Екатеринбурга «Перспектива» находится в экологически чистом уголке природы - загородном особняке коттеджного поселка Коптяки г. Среднеуральска, построенном по индивидуальному авторскому проекту специально для детей. Свежий воздух, тишина, лес за окнами - все это помогает ребенку «собраться с умом», мобилизовать свои интеллектуальные запасы. Завершалась публикация благоговейным приглашением: «Школа Солнца и Успеха на улице Солнечной» - так ласково называют ребята свою загородную страну и рады принять Вас в свою дружную семью».

Правда, о том, какое количество денежных знаков должны иметь родители, чтобы их ребенок попал в «семью», в рекламной статье скромно умалчивалось. Между тем, в комментариях к статье и в обсуждениях школы в других темах форумчане этот пробел быстро восполнили, некоторые добавили еще и личное мнение относительно качества обучения в «школе Солнца»:

Алла, 11 февраля 2011 г. 11:14:

«Училась я в этой школе с 1 по 7 класс... Таких цен <...> и по сей день больше нигде нет... А потом очень сложно адаптироваться к обычной школе, там ведь тебя никто на отличные оценки не вытягивает... Да и к обычной повседневной жизни не так просто привыкнуть... Так что - не советую».

Аноним 368 08 февраля 2013 г. 17:41

«120 тыс. в год подруга платит»

olga1012 × 02 октября 2016 г. 12:07

«в 1 классе стоило 120 каждый год поднимают на 10 в этом году не поднимали платим 140».

Заметьте, в комментариях родители рассказывают не о каких-то «классических» разовых школьных поборах, на которые традиционно жалуются родители во многих учебных заведениях, речь идет о регулярных денежных взносах, размер которых сопоставим со стоимостью обучения в престижном вузе.

И надо сказать, что данное образовательное учреждение, несмотря на наличии в его наименовании слов «муниципальное» и «бюджетное», действительно всегда воспринималось многими как частное, а любого родителя, интересующегося возможностью обучения ребенка в нем, прежде всего, волновал денежный вопрос. До последнего времени руководители МБОУ СОШ № 215, не особо скрывая, называли цифры.

Переписка одной из родительниц с заместителем директора школы Т.П. Андреевой

Зато сегодня директор МБОУ СОШ № 215 Екатерина Захарова бьет себя кулаком в грудь, доказывая всем и вся, что обучение в ее школе доступное и совершенно бесплатное... просто родители на протяжении более двух десятков лет попадаются сплошь состоятельные и понимающие, и все как один помогают школе финансово.

Разумеется, официально деньги за обучение в этой школе не берут - вместо этого родителям предлагается оказывать помощь в виде так называемых добровольных пожертвований. О сумме, которую школа просит «пожертвовать», каждому родителю сообщают в начале учебного года.

Сами родители вопросов по этому поводу особо не задают, считая школу на самом деле частной, поэтому, не глядя, подписывают  выдаваемые им договоры пожертвований. И, стоит сказать, что на протяжении многих лет такая ситуация многих устраивала. Скандал разразился весной прошлого года, когда из-за пандемии коронавируса в стране был введен локдаун, и все образовательные учреждения с конца марта и до конца учебного года были переведены на дистанционное обучение, а руководство МБОУ СОШ № 215 почему-то продолжало «просить» у родителей школьников внесения «добровольных» пожертвований. Некоторые закономерно возмутились - зачем платить, если дети школу не посещают, не питаются и не пользуются школьным имуществом? Да и что говорить - многие родители в этот период сами оказались в непростом материальном положении из-за потери доходов в результате длительного приостановления деятельности большинства предприятий.

В редакцию «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» тогда за помощью обратились несколько родителей, предоставив, в том числе, переписку с одним из классных руководителей, в ходе которой педагог бесплатной школы периодически напоминала о «долге по пожертвованиям» и необходимости внести деньги.

Более того, и сама директор Екатерина Захарова в одном из классных чатов призывала родителей проявить сознательность и «помочь школе финансово», чтобы «сохранить школу и ее сотрудников»... не поясняя при этом, причем тут родительские деньги. Ведь школа является муниципальной, и зарплаты педагогов и прочих работников в ней вроде бы финансируется из бюджета, а финансирование, естественно, никто не отменял.

Когда же родители, в свою очередь, напомнили «просителям», что пожертвования - дело сугубо добровольное, в школе, по-прежнему не желая отказываться от причитающихся денег, предложили «компромиссный вариант» - перенести долги на следующий год... Словом, именно «добровольно-принудительные» пожертвования и стали отправной точкой в нашем журналистском расследовании, которое, как позже оказалось, вскрыло множество других проблем в деятельности муниципальной школы, требующие тщательного и серьезного разбирательства.


Почем «бесплатные» учебники?

В ходе регулярно проводимых «горячих линий», которые открываются министерством образования или органами прокуратуры, до сведения родителей школьников доводят информацию о том, что они не обязаны приобретать учебники и учебные пособия за свой счет, поскольку на эти цели каждому образовательному учреждению выделяются средства из бюджета. То же касается и оплаты расходов на содержание учебных зданий, их ремонта, охраны и т.д. Ссылки руководства школы на нехватку бюджетных средств не принимаются.

Так, официальную позицию прокуратуры по данному вопросу в «Областной газете» публично озвучивала помощник прокурора Свердловской области по правовому обеспечению Вероника Гурышева, официально заявляя: «никакие дополнительные сборы на учебники и пособия с родителей законом не предусмотрены. Образовательные учреждения выполняют госзаказ на обучение и финансируются по нормативам органами госвласти субъектов РФ. На местное самоуправление возложено бремя расходов на содержание зданий и коммунальные услуги. И если финансирования недостаточно, именно школа (или детсад) должна принимать меры к его увеличению: проводить инвентаризацию школьных библиотечных фондов, формировать перечень закупаемых учебников, подавать заявки о выделении денег для их приобретения, оспаривать (в том числе и в судебном порядке) методики расчёта субвенций, если они не покрывают расходы. А не собирать эти средства с родителей».

Однако в школе № 215, как и в местном Управлении образования ГО Среднеуральск о разъяснениях прокуратуры либо не знают, либо намеренно их игнорируют. Иначе как объяснить, что на протяжении многих лет приобретение бо́льшей части учебников в этом бюджетном муниципальном образовательном учреждении финансируется за счет средств родителей, несмотря на то, что их приобретение является прямой обязанностью МБОУ СОШ № 215? Так, на приобретение учебной литературы для МБОУ СОШ № 215 ежегодно расходовалось до полумиллиона (!) рублей родительских денег, тогда как из областного бюджета на эти цели поступало менее 180 тыс. руб. в год. Местные чиновники из Управления образования и администрация школы не усматривают в этом никаких проблем. На все вопросы ответ был один: «Родители вносят пожертвования добровольно...».

По этому поводу, к слову, высказалась одна из родительниц учащихся МБОУ СОШ № 215, пояснив, что она, как и все остальные родители, регулярно платит школе так называемые пожертвования, сумма которых обычно карандашом указывается в выдаваемом в начале учебного года договоре пожертвования, и зависит она не от воли самих родителей, а от денежных запросов школьной администрации:

- В договоре, который я подписывала, действительно есть пункт о том, что пожертвования могут расходоваться на приобретение учебной литературы. Но при этом указано: «дополнительно, вне бюджетного финансирования». Так, простите, если закон предусматривает, что приобретение учебников по основной программе на 100% финансируется из бюджета, то за счет пожертвований школа имела право приобретать только дополнительную литературу - в дополнение к учебникам, а не сами учебники. Например, учебники по факультативным занятиям. Но в нашей школе никаких факультативных занятий никогда не было, и нет. Да, представьте себе, во многих обычных школах есть и кружки, и дополнительные занятия, а здесь, несмотря на то, что мы платим в среднем по 15 тысяч рублей в месяц за ребенка, нет вообще ничего - дети изучают только основную программу. Вот у меня лично и возник вопрос: а с какой стати я должна оплачивать покупку учебников по основной общеобразовательной программе, если за них и так платит государство? Уж лучше бы на эти деньги организовали для детей какую-то спортивную секцию. По крайней мере, была бы польза - они же весь день за партами сидят до четырех часов...

Между тем, у некоторых родителей МБОУ СОШ № 215, помимо недовольства относительно покупки за их счет бесплатных учебников, уже возникают подозрения, что за «двойным» финансированием приобретения учебной литературы могли скрываться финансовые манипуляции с родительскими деньгами... По неизвестным причинам администрация школы скрывает от интересующихся родителей документы, подтверждающие приобретение учебников на средства Фонда развития МБОУ СОШ № 215, в котором аккумулируются денежные пожертвования.

Более того, помимо оплаты приобретения школьных учебников, на протяжении всех лет существования школы за счет родительских пожертвований на постоянной основе оплачивается еще и содержание  здания школы, включая ремонт и реконструкцию, которые, как выше было сказано, по закону обязан финансировать местный бюджет. Многие другие статьи расходов деятельности муниципальной школы также год из года оплачиваются родителями.

В ходе журналистского расследования редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» направила десятки запросов местным чиновникам, а также руководству школы № 215, чтобы выяснить, почему в обычной муниципальной школе, деньги на содержание которой де-юре выделяет государство, едва ли не за все платят родители. И выяснили.


«Волшебный» протокол

Как правило, главной причиной того, что родители школьников вынуждены оплачивать те или иные расходы, которые по закону оплачивать не обязаны, всегда называется недостаток бюджетного финансирования. Поэтому редакция нашего издания направила официальные запросы: руководству самой школы № 215, в администрацию городского округа, которая является учредителем школы, в областное министерство образования, а также в Фонд развития МБОУ СОШ № 215, из которого оплачивается львиная доля затрат на содержание деятельности муниципальной школы. Естественно, первый вопрос, на который хотелось получить ответ - достаточно ли выделяется из бюджета средств на содержание МБОУ СОШ № 215? Если недостаточно, то обращалась ли директор школы к учредителю и в министерство образования по этому поводу?

Результаты длительной переписки оказались впечатляющими. Что касается приобретения учебников, в администрации Среднеуральска и областном министерстве образования, отвечая на редакционные запросы, официально сообщили, что руководством МБОУ СОШ № 215 никогда не ставились вопросы о недостаточности бюджетного финансирования. Таким образом, вывод напрашивается один - приобретение учебной литературы за счет средств родителей (вместо получения их от государства!) было инициативой исключительно самой школы?

Другой важный вопрос касается оплаты содержания здания МБОУ СОШ № 215. Объясняя причины того, почему бюджет городского округа на протяжении многих лет не оплачивает коммунальные расходы и ремонт здания МБОУ СОШ № 215, местные чиновники откровенно «путались в показания», в результате так и не смогли дать разумного объяснения данному факту. По версии, озвученной начальником МКУ «Управление образования городского округа Среднеуральск» Светланой Кулагиной, местный бюджет не выделял средства на оплату коммунальных услуг по зданию 215-й школы «в  связи  с тем, что городской округ Среднеуральск не является собственником здания». Аналогичный по содержанию ответ поступил в редакцию от бывшего мэра Среднеуральска Андрея Зашляпина. Однако позже чиновники сами же официально подтвердили, что закон не содержит никаких законодательных запретов на оплату из бюджета коммунальных услуг арендованного здания школы, соответственно, оснований не платить у мэрии не было и быть не могло.

Вместе с тем, обязанность администрации ГО Среднеуральск оплачивать коммунальные услуги здания МБОУ СОШ № 215 прямо зафиксирована в договоре аренды, заключенном с собственником здания - Екатериной Захаровой. В приложении № 5 к договору аренды от 01.08.2012 черным по белому написано, что арендатор, то бишь мэрия Среднеуральска, в качестве арендной платы обязана оплачивать арендодателю (Захаровой) стоимость коммунальных услуг в сумме 8325 рублей ежемесячно. Однако по совершенно необъяснимым причинам эту «почетную» обязанность мэрии возложил на себя, а если быть точнее, на кошельки родителей школьников, Попечительский совет школы. Мэрия же за все годы аренды не заплатила ни копейки арендной платы! И, судя по всему, платить никогда не намеревалась, поскольку в бухгалтерском учете администрации ГО Среднеуральск начисления арендной платы даже не проводились - это официально в ответе подтвердил редакции мэр Среднеуральска Зашляпин.

Когда редакция обратилась к главе администрации ГО Среднеуральск с просьбой пояснить причины отказа мэрии от исполнения своих обязательств по договору аренды,  мэр сослался на некий протокол Попечительского совета № 9 от 20.01.2009, который, к слову, постоянно фигурирует во многих ответах администрации городского округа, Управления образования, руководства школы и Фонда развития МБОУ СОШ № 215, направленных в редакцию нашего издания.

Этот же странный протокол упомянула в своем ответе в ноябре прошлого года и директор 215-й школы Екатерина Захарова, отвечая на запрос редакции о том, предъявляла ли она как арендодатель когда-либо претензии к администрации ГО Среднеуральск в связи с неисполнением последней своих обязательств по договору. Как и в случае с мэрией, Захарова призналась, что, несмотря на заключенный договор аренды, в действительности она не намеревалась «просить администрацию ГО Среднеуральск оплачивать содержание здания МБОУ СОШ № 215».

Все «точки над i» были расставлены, когда в редакцию поступила выписка из того самого Протокола Попечительского совета № 9 от 20 января 2009 года.


«Что за зверь такой?»

Прежде необходимо пояснить, что из себя представляет Попечительский совет, на протокол которого ссылаются местные чиновники и руководство школы, решениям которого «строго подчиняется» муниципальное образовательное учреждение, а вместе с ним и все родители школьников, ежегодно сдавая сотни тысяч рублей в кассу школы и школьного фонда развития.

Оказалось, что этот странный орган имеет двойственную натуру. С одной стороны, это коллективный орган управления, входящий в структуру самой школы № 215 и действующий на основании ее Устава и утвержденного директором Положения. С другой стороны, это орган надзора, входящий в структуру управления совершенно другого юридического лица - Фонда развития МБОУ СОШ № 215, созданного в конце марта 2009 года непосредственно для сбора родительских пожертвований. Попечительский совет как коллективный орган управления школы, согласно Положению, состоит из родителей, педагогов и иных заинтересованных в деятельности школы лиц. Членами Попечительского совета Фонда развития могут быть любые лица. Оба Попечительских совета созданы ради одной цели - для привлечения пожертвований и их расходования. Но, судя по всему, оба Попечительских совета представляют одни и те же лица.

Еще один важный момент, на который необходимо обратить особое внимание, и к которому мы еще не раз вернемся. Согласно Положению о Попечительском совете МБОУ СОШ № 215, все пожертвования и имущество, приобретённое на них, являются собственностью Учреждения (то есть школы) и учитываются в балансе на отдельном счете. В Уставе Фонда развития МБОУ СОШ № 215 также содержится пункт, в котором говорится, что всё имущество Фонда является его собственностью и не может перераспределяется между участниками фонда.


Абсурд «в законе»

Документ, о существовании которого, заметьте, доподлинно известно и руководству МБОУ СОШ № 215, и учредителю школы - администрации ГО Среднеуральск, и местному Управлению образования, судя по его содержанию, прямо противоречит статье 43 Конституции Российской Федерации. Протокол этот гласит, что в школе, возглавляемой Екатериной Захаровой, достойны учиться дети лишь тех родителей, которые имеют возможность вносить пожертвования на финансирование деятельности школы. Согласно протоколу, пожертвования являются обязательным и непременным условием пребывания ребенка в этом учреждении, их размер рассчитывается и устанавливается Попечительским Советом, а директор школы обязана «строго выполнять» данное решение.

Цитируем выписку из Протокола Попечительского совета № 9 от 20 января 2009 года (орфография автора сохранена):

«Администрация школы должна провести разъяснительную работы среди родителей учащихся школы, привлечь их к внесению средств пожертвований. <...> Те родители, которые не имеют возможности внести средства пожертвования, которые используются на содержание их детей в школе, должны перевести своего ребенка в другую школу, где идет полное бюджетное финансирование ОУ».

На сегодняшний день непонятно, какой из двух Попечительских советов «родил» этот странный протокол, но совершенно очевидно, что его авторы уж точно не вправе определять условия получения несовершеннолетними детьми образования в муниципальном учреждении. Тем не менее, факты таковы, что некая группа людей (их имена тщательно скрываются от редакции) принимает «решение», которым диктует муниципальной школе условия пребывания в ней детей, в том числе, в ультимативной форме предлагая родителям либо «добровольно» вносить пожертвования, либо переводить ребенка в другую школу. Самое потрясающее, что следовать этому абсурдному решению 12-летней давности неизвестного какого органа неизвестно какой организации должны родители учащихся МБОУ СОШ № 215, которые о существовании данного «документа» даже могут не знать, а также будущие родители, которые когда-нибудь приведут сюда своих детей учиться...

Вторым открытием для редакции после изучения протокола Попечительского совета № 9 от 20.01.2009 стало то, что  государство, оказывается, уже много лет «не выделяет средств на содержание здания, оплату электроэнергии, оплату теплоэнергии, содержание транспорта, обеспечение медицинского обслуживания, услуги СЭС, охранную и пожарную сигнализацию, воспитательный процесс, оплату учебной литературы и учебных пособий, содержание компьютерной техники, школьной мебели, канцелярских товаров». Естественно, редакция задалась вопросом - неужели правда? Проверили. Оказалось - 100% ложь. По данным того же Управления образования, всем школам Среднеуральска государство исправно выделяет деньги на все необходимые расходы.

И, судя по всему, «инфу» по поводу отказа государства оплачивать расходы запустила сама директор школы Захарова, ведь бюджетные средства школе № 215 не выделялись именно потому, что сама школа от них отказалась, поскольку ее Попечительский совет так решил, возложив практически все расходы на родителей!

Несмотря на всю абсурдность протокола Попечительского совета № 9 от 20.01.2009, именно его муниципальные чиновники раз за разом предъявляли редакции в качестве законного (!) обоснования того, что финансирование содержания школы № 215 перекладывается на плечи родителей школьников, причем под предлогом добровольности. И это несмотря на то, что из текста протокола четко следует, что ни о какой добровольности речи в принципе идти не может. Смысл прост - либо плати пожертвования, либо ищи другую школу для своего ребенка.


«Что Вы имели в виду?»

К слову, пытаясь уловить хоть какое-то логичное объяснение ответам среднеуральских чиновников, которые на полном серьезе заявляют, что возложение на родителей расходов по содержанию муниципальной школы законно, редакция проявила настойчивость, направив им еще ряд официальных запросов, с просьбой уточнить свои позиции по данному вопросу. Последние полученные ответы и вовсе повергли в шок.

Когда начальнику Управления образования Светлане Кулагиной был задан вопрос, какими нормативными правовыми актами она руководствовалась, называя решение Попечительского совета, принятого на заседании 20.01.2009, соответствующим принципам добровольности, Светлана Алексеевна, не моргнув глазом, совершенно официально заявила... что не понимает, что имеется в виду под соответствием принципам добровольности при принятии Попечительским советом решений.

То есть главная чиновница городского образования Среднеуральска, занимающая свой пост более восьми лет и получающая доход в размере более 75 тыс. руб. в месяц (по данным ее декларации за 2019-й год) готовила на подпись главе ответы, в которых утверждается, что договоры пожертвования подписываются родителями исключительно в добровольном порядке, оказывается, сама ничего не знает о принципах добровольности. Приехали!.. Что ж, будем устранять пробелы в образовании.

Статья 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» № 135-ФЗ от 11.08.95 гласит, что «граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, никто не вправе ограничивать свободу выбора целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления». Соответственно, решения Попечительского совета, какого-либо иного органа, принятые в составе нескольких человек, о необходимости внесения всеми родителями пожертвований в качестве внебюджетного финансирования школы, еще и с предложением о переводе ребенка в другую школу в случае невозможности их внесения - это и есть прямое нарушение принципа добровольности и свободы выбора благотворительных целей. Никто, ни один орган, как бы он ни назывался - родительский комитет или попечительский совет, не вправе принимать решения за всех родителей, поскольку такие решения принимаются каждым родителем самостоятельно, и только за самого себя. Согласно официальной позиции органов надзора, внесение родителями пожертвований в массовом порядке, установление фиксированных сумм взносов, ежемесячно в одном и том же размере, когда договорами определена одна для всех благотворительная цель, также нарушает принцип добровольности и, по сути, может являться ничем иным как скрытой формой поборов.

Теперь хочется верить, что начальник Управления образования станет чуточку информированнее.... Хотя вопросов к ее компетенции и профпригодности остается еще много.

Между тем, один из последних ответов директора МБОУ СОШ № 215 в редакцию оказался на удивление откровенным и правдивым. В нем Екатерина Захарова честно призналась, что «никаких правовых оснований  для проведения разъяснительной работы среди родителей учащихся по поводу привлечения средств пожертвований нет», просто «была объективная реальность в необходимости этих средств».

Но даже в этом ответе г-жа Захарова лукавит, говоря лишь о необходимости «доведения здания до существующих норм санитарно-эпидемиологических и пожарных». Деньги нужны были, в первую очередь, для увеличения площади здания школы, которое, еще раз напомним, является ее личной собственностью. Может, просто у директора школы возникла острая необходимость в улучшении личного имущества? И непременно за счет средств родителей школьников? А родители - добрые люди - собрались и решили помочь, разумеется, без какого-либо давления и принуждения (озвученная Попечительским советом в протоколе № 9 от 20.01.2009 перспектива перевода в другую школу - не в счет), исключительно по доброте душевной. И так - на протяжении 12 лет...


В чем интерес?

Учитывая, что чиновники мэрии Среднеуральска не просто были осведомлены о существовании протокола Попечительского совета № 9 от 20.01.2009, но и своим бездействием (не исполняя возложенные государством на муниципалитет обязанности по содержанию здания МБОУ СОШ № 215) поощряли действия руководства школы и Попечительского совета по взиманию денежных пожертвований с родителей, можно предполагать, что несоблюдение порядка финансирования расходов в муниципальном общеобразовательном учреждении, вследствие чего многие школьные расходы оплачивались из фонда родительских пожертвований, могло происходить не просто с ведома, но и, возможно, при личной заинтересованности некоторых должностных лиц, главной функцией которых является организация предоставления общедоступного и бесплатного образования детям.

Более того, исходя из имеющейся информации, складывается мнение, что целью создания в деревне Коптяки муниципальной школы могло быть вовсе не обеспечение права несовершеннолетних детей на получение доступного и бесплатного образования по месту их проживания, а, возможно, нечто совсем другое. Стоит напомнить, что официальным основанием для создания в Среднеуральске школы № 215 в качестве муниципальной была необходимость обеспечения доступного и бесплатного образования для детей, проживающих на территории деревни Коптяки и поселка Кирпичный. Согласно официальным данным, предоставленным редакции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» Управлением образования ГО Среднеуральск, по состоянию на июль 2020 года в школе № 215 из 138 учащихся только 43 проживали в Коптяках и Кирпичном. По сведениям самой МБОУ СОШ № 215, около 40% всех ее воспитанников составляют жители Верхней Пышмы и Екатеринбурга, в то время как 54 школьника, проживающие рядом со школой и имеющие полное право в ней учиться, ежедневно ездят в Среднеуральск - в городские школы... По словам родителей местных школьников, которые не в состоянии платить по 100 тыс. рублей в год и более пожертвований, на сайте образовательного учреждения сообщается, что в школе «свободных мест нет»... Так откуда им взяться, если места занимают иногородние учащиеся?

Учитывая, что ведущую роль в деятельности МБОУ СОШ № 215 на протяжении многих лет играет созданный при ней фонд развития, диктуя свои решения, можно предположить, что деньги родителей школьников - это именно то, ради чего, возможно, и существует школа Екатерины Захаровой? А факт того, что деньги родителей являются ничем иным как платой за услуги, которая оформляется договором пожертвования, официально подтвердила сама начальник управления образования в своем ответе в редакцию. Светлана Кулагина сообщила, что Фонд развития МБОУ СОШ № 215 взимал с родителей плату (!) за присмотр и уход... на основании договора пожертвования. Как говорится, что и требовалось доказать...

Может, у начальника Управления образования Среднеуральска недостаточно знаний, чтобы понять, что, плата за услуги, при всем ее желании, ну, никак не может называться добровольным пожертвованием? Это два взаимоисключающих понятия. Хотя надо признать, что госпожа Кулагина, наконец, назвала вещи своими именами.

С другой стороны, у родителей, которые вносили деньги в качестве платы за услуги по присмотру и уходу за детьми, сейчас могут быть основания требовать признания договоров пожертвований недействительными, включая тех, чьи дети в школе уже не учатся...


И это «элитная» школа?

Отдельного внимания заслуживает то, в каких условиях предоставляется образование в МБОУ СОШ № 215 и качество образовательных услуг. Если сам район расположения школы - в экологически чистой местности, рядом с лесом - не вызывает никаких вопросов, то само здание - наоборот. Очевидно, что частный коттедж - не лучшее место для образовательной деятельности. А то, что администрация школы преподносит как ее преимущества - например, маленькие классы - в действительности могут являться нарушением санитарных норм. В настоящее время классах МБОУ СОШ № 215 от 7 до 17 учащихся - и это при том, что в текущем учебном году общая численность сократилась на 8 человек по сравнению с прошлым.  А в 2020 году был, например, класс с численностью в 19 человек. Это значит, что в соответствии с санитарными нормами площадь учебных кабинетов должна быть от 17 до 47,5 кв.м. К слову, факт нарушения санитарных норм по площади учебных помещений был официально зафиксирован во время плановой проверки школы сотрудниками Роспотребнадзора в сентябре 2017 года. Тогда руководству школы было выдано предписание об устранении правонарушения... которое якобы было исполнено. Вот только как его можно было исполнить без достройки новых площадей, остается загадкой. Сейчас идет проверка.

Маленькая площадь учебных помещений в МБОУ СОШ № 215 стала поводом для претензий Роспотребнадзора. До реконструкции школьные классы размещались даже на мансардном этаже! (фото с сайта u-mama.ru)

Поясним, что во время проверки Роспотребнадзора 2017-го года (акт от 28.09.2017 размещен на сайте школы) проверяющие, странным образом, выявили несоответствие по площади лишь в трех школьных кабинетах. Но как удалось выяснить редакции, руководство МБОУ СОШ № 215 представило тогда в Роспотребнадзор справку, в которой было указано всего 95 обучающихся вместо фактических 127 человек. То есть, при расчете нормативной площади сотрудниками Роспотребнадзора не были учтены данные о 32-х обучающихся (в соответствии с нормами СанПиН одному школьнику должно быть обеспечено 2,5 кв.м площади в учебном помещении).  Есть все основания полагать, что если бы численность была учтена полная (как это и должно быть, согласно ответу Северного Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 05.02.2021 в редакцию), то нарушения были бы куда существеннее. Так, для класса из 12 человек площадь учебного помещения, исходя из действующих санитарных норм,  должна составлять не менее 30 квадратных метров. А в 2018/2019 учебном году, когда предписание Роспотребнадзора якобы было исполнено руководством 215-й школы, в восьми классах численность учеников составляла от 12 до 17 человек... и при этом в здании не было ни одного учебного кабинета с площадью 30 кв.м.  и более, не говоря уж о 42,5 «квадратах», необходимых для класса из 17-ти человек.

В ходе плановой проверки в 2017 году руководство МБОУ СОШ № 215 предоставило в Роспотребнадзор справку с заниженной численностью - 95 человек вместо 127, но начальник управления образования Кулагина (она готовит ответы на подпись главе) пытается и это оправдать!

Многие родители, чьи дети учатся в школе № 215, обращают внимание на крутые и узкие межэтажные  лестницы в здании, а также отсутствие площадки перед лестницей на первом этаже, что вызывает серьезное беспокойство за безопасность детей, в том числе в случае, если, упаси бог, возникнет ситуация, требующая срочной эвакуации школьников.

У кого-то из родителей может вызвать удивление тот факт, что в «элитной» школе, за пребывание в которой родители готовы платить по 150 тысяч рублей в  год, вообще отсутствуют кабинеты физики, химии и биологии, предусматривающие оборудование лаборантскими. Для решения этого вопроса руководство школы заключило договор со школой № 6, находящейся в Среднеуральске, что, в свою очередь, требует использования школьного автобуса для доставки детей и создает для них дополнительные риски. Впрочем, сами школьники говорят... что никогда не бывали на уроках химии и физики в 6-й школе. Такая же история - со спортивным залом, который в нарушение СанПиН располагается на цокольном этаже здания и используется для занятий детей физкультурой и ритмикой, тогда как официально в документах говорится о том, что школа использует спортзал находящейся в Среднеуральске ДЮСШ «Энергия». Вот такой «элитный» сервис! По словам самих учащихся, в «Энегрии» они бывали лишь изредка...

Во время проверок Роспотребнадзора руководство МБОУ СОШ № 215 заявляет, что спортзал на цокольном этаже с высотой потолков 2 метра, в котором дети занимаются физкультурой и ритмикой, якобы не используется... (фото с сайта u-mama.ru)

 

Немало вопросов вызывает периодическое отсутствие в школе выпускных классов. Например, за последние пять лет выпуск 9-го класса отсутствовал в 2017 и 2020 годах, 11-го класса не было в 2018-2020 годах. Это говорит о том, что к концу обучения детей почему-то забирают из этого «элитного» учреждения. Как объясняют некоторые родители, забравшие своих детей из 215-й школы, они поняли, что уровень образования в ней оказался не соответствующим их ожиданиям, и поэтому было принято решение перевести детей в другие учебные заведения. Одна из родительниц рассказала, что у нее «открылись глаза» как раз во время пандемии, когда детей перевели на онлайн-обучение: «Стало понятно, что у ребенка серьезные проблемы по многим школьным предметам, и я была просто вынуждена искать другие варианты - перевела в другую школу. Сейчас ситуация с успеваемостью, слава богу, постепенно выправляется. Но пришлось усиленно заниматься, даже нанимать репетиторов, чтобы наверстывать материалы за несколько классов, по которым у него в дневнике, между прочим, стояли хорошие оценки...».

 
«Вот где собака зарылась...»

Отметим, что когда редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» только начала свое журналистское расследование, далеко не сразу стало понятно, почему Екатерина Захарова, являясь собственником здания школы площадью в 800 квадратных метров, сдает его в аренду муниципалитету фактически бесплатно, как и то, почему целенаправленно на протяжении многих лет отказывается от бюджетных средств на содержание этого здания. Со стороны все выглядело даже благородно - словно директор муниципальной школы так печется об образовании чужих детей, что готова ради этого пожертвовать своим личным имуществом, безвозмездно передав его в пользование школьникам, при этом (не чудо ли!) даже почти не просит денег из бюджета - ну, разве что на зарплату педагогам и персоналу. А родители школьников в благодарность за столь трогательную заботу дружно решили самостоятельно финансировать содержание здания и прочие расходы - ведь здесь учатся их дети! И мало кто из родителей задавался вопросом, куда уходят их деньги.

Между тем, за время существования муниципальной школы на улице Солнечной в деревне Коптяки в ходе неоднократных реконструкций, капитального ремонта здания школы-коттеджа и благоустройства ее территории, в улучшение школы - то есть личного имущества «скромного» директора школы были вложены значительные средства родительских пожертвований, после чего общая площадь принадлежащего Екатерине Захаровой здания увеличилась, по данным БТИ, на 376,5 кв. м. 

В отчетах Попечительского совета за 2008-2020 годы, размещенных на официальном сайте МБОУ СОШ № 215, указано, что на реконструкцию и капремонты здания, принадлежащего Екатерине Захаровой, благоустройство территории возле него, было израсходовано порядка 7 млн. рублей пожертвований

Родители передавали свои пожертвования все-таки на финансирование школы, а не на улучшение личной недвижимости Екатерины Захаровой. Более того, до 4 апреля 2012 по документам здание официально являлось индивидуальным жилым домом г-жи Захаровой, а вовсе не помещением школы.  И в эксплуатацию после проведенной реконструкции оно вводилось именно как индивидуальный жилой дом. Впрочем, и после 2012 года он как был ее личным коттеджем, так им и остался.

Здание МБОУ СОШ № 215 после реконструкции принималось среднеуральскими чиновниками как индивидуальный жилой дом... Разрешение на ввод в эксплуатацию подписывал тогдашний вице-мэр Астахов, позже осужденный на 5 лет за злоупотребления служебным положением

Стоит ли напоминать, что в типовом договоре пожертвования не было указано, что деньги родителей будут израсходованы на реконструкцию и ремонт личного жилого дома Екатерины Захаровой, размер которого за время функционирования в нем школы увеличился на 377 квадратных метров - площадь десяти 1-комнатных квартир! Да что там говорить - многие родители даже и не знали, что школа является ее личным имуществом, и все неотделимые улучшения и постройки, оплаченные их пожертвованиями школе, в итоге останутся в собственности г-жи Захаровой и существенно увеличат стоимость ее объекта недвижимости, который в будущем она сможет продать значительно дороже или оставить в наследство своим родственникам...

Площадь здания МБОУ СОШ № 215, принадлежащего на праве личной собственности директору школы Захаровой, увеличилась с 423 до 799,5 квадратных метров - почти в два раза!

Нет ни единого сомнения, что если бы школа финансировалась только за счет бюджетных средств, никто и никогда не позволил бы за счет государства вести строительные работы в пользу частного лица, даже если оно является директором этой школы. Но ведь совсем другое дело, когда речь идет о родительских деньгах...


Что-то не сходится...

Полная же ясность и понимание пришли, когда мы сравнили суммы взносов родителей с суммами, фигурирующими в отчетах, которые публикуются на официальном сайте школы, а также с официальной отчетностью  школы и фонда развития, представленной в официальные госорганы. Путем простейших арифметических подсчетов мы вышли на ориентировочную сумму так называемых пожертвований, которые могли ежегодно поступать в распоряжение школы и фонда от родителей. Цифра вышла весьма внушительная (если взять в среднем 130 учащихся по 140 тыс. руб./год) - порядка 18 миллионов в год. Тем временем в отчетах Попечительского совета фигурируют суммы в 5-7 с небольшим миллионов рублей в год, а в официальной бухгалтерской отчетности и в отчетах, сданных фондом в областной Минюст и того меньше. До 2015 года в бухгалтерских балансах красовались вообще одни нули, в Минюст «нулевки» сдавались вплоть до 2016 года... Подчеркнем, что говоря о предполагаемых суммах родительских пожертвований, мы намеренно не делаем никаких утверждений - определить точные суммы возможно только путем проведения соответствующих оперативных мероприятий силами правоохранительных органов. И только путем опроса всех родителей учащихся - как сегодняшних, так и тех, чьи дети уже покинули стены 215-й школы, но ранее являлись жертвователями. Вот тогда и станет ясно, насколько соответствуют данные отчетности реальным цифрам. Сама директор школы Захарова предоставила редакции ответ, согласно которому средняя сумма пожертвования в последние годы составляла около 50 тыс. рублей в год. При этом, судя по указанному в ответе количеству жертвователей, деньги вносили не все родители, хотя ранее секретарь фонда развития Наталья Федерягина говорила совсем другое - подтверждала, что пожертвования платят все. Думается, что родители школьников МБОУ СОШ № 215 будут сильно удивлены таким скромным цифрам... и сомнительно, что те, кто платил по 140-150 тыс. руб. в год, сообщат в полиции, под протокол, что платили в три раза меньше.

Похоже, что ответ на вопрос, почему руководство школы на протяжении многих лет намеренно отказывалось от бюджетного финансирования, найден. И он до банальности прост. Все заявления руководства школы и ее Попечительского совета о том «государство не выделяет» средства на содержание школы (что, как мы уже установили, не соответствует действительности), могли быть лишь прекрасным поводом для того, чтобы «просить» у родителей школьников пожертвования.

Сегодня есть четкое понимание причин создания и школьного фонда. Ведь одно дело - тратить пожертвования, когда они поступают в распоряжение школы как муниципального учреждения и находятся под каким-никаким контролем официального органа, где за каждый потраченный рубль нужно представить отчет. Совсем другое - тратить родительские деньги, поступающие в «свой» фонд, который, по большому счету, почти неподконтролен государству. Сбор денег в фонд открыто осуществлялся должностными лицами школы, которые были уверены, что никто из родителей, которые, по сути, просто вносят плату за пребывание своих детей в школе, не станет (да что там - не посмеет!) задавать вопросов, а сам фонд никто и никогда проверять не будет, поскольку деньги-то расходуются не бюджетные. К слову, Фонд развития МБОУ СОШ № 215 за все годы его существования (более 12 лет!) Министерство юстиции - главный орган государственного контроля НКО - действительно ни разу не проверяло. Однако пришло время, когда нашлись грамотные родители, которые не только начали задавать неудобные вопросы руководству школы и фонда, но и уже обратились с официальным заявлением в правоохранительные органы.


«Свой человек»...

Руководителем Фонда развития МБОУ СОШ № 215 - единоличным исполнительным органом и фактическим распорядителем поступающими в фонд родительскими пожертвованиями - до последнего времени являлась предположительно родственница директора школы Елена Демчук, которая спешно оставила занимаемую должность в августе 2020 года, вскоре после начала нашего журналистского расследования. Возникла срочная необходимость в поиске нового руководителя на столь ответственную должность. После ухода Демчук на вакантное место вроде бы нашелся претендент - сосед Екатерины Захаровой и один из родителей ее подопечных Павел Авсеенко  - по крайней мере, его фамилия была указана в новом бланке договора пожертвования на сайте школы, хотя никаких изменений в ЕГРЮЛ официально не вносилось. Однако, судя по всему, узнав о проводимом журналистском расследовании, Авсеенко проявил благоразумие и отказался от руководства фондом и его неоднозначной деятельностью. А с 6 ноября 2020 года эту должность заняла Валентина Григорьева, которая, по сведениям источников редакции, на протяжении последних 15-ти лет была помощницей по хозяйству у Екатерины Захаровой...

Кстати, в ходе журналистского расследования в распоряжении редакции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», помимо «волшебного» протокола № 9 от 20.01.2009, оказалось еще несколько весьма любопытных документов, предоставленных руководством 215-й школы. Например, распоряжение президента Фонда развития МБОУ СОШ № 215 Елены Демчук от 1 сентября 2012 года, которым она уполномочила (!) должностных лиц муниципальной школы - заместителей директора Татьяну Андрееву и Валентину Лавелину - принимать от родителей пожертвования и оформлять приходные документы, причем с использованием школьной печати. Вдумайтесь только, руководитель стороннего юридического лица дает распоряжение (!) должностным лицам муниципальной школы брать деньги с родителей, оформляя их прием документами с печатью учреждения!

Особая же ценность данного распоряжения состоит в том, что 1 сентября 2012 года г-жа Демчук вообще не являлась президентом Фонда, поскольку, согласно данным ЕГРЮЛ, эту должность она заняла только в декабре 2014 года. Тем временем официальные должностные лица МБОУ СОШ № 215, занимающие руководящие должности, исправно выполняли распоряжение несуществующего руководителя сторонней организации, ставя печати школы на квитанциях о приеме пожертвований вплоть до августа 2016 года...


Где деньги?

Вот только выяснилось, что ни копейки родительских пожертвований ни в кассу, ни на расчетный счет МБОУ СОШ № 215 не поступало - по крайней мере, в период с 2013 по 2016 годы. В официальных ответах редакции руководство школы и управления образования утверждают, что пожертвования в муниципальное учреждение не поступали, что является заведомой ложью, потому как редакция располагает подлинными документами, подтверждающими обратное.

Несмотря на то, что у родителей школьников на руках имеются и договоры пожертвований, и квитанции о приеме денег именно школой, официальные должностные лица МБОУ СОШ № 215 и Управления образования ГО Среднеуральск упорно твердят о том, что все пожертвования родители сдавали только в Фонд развития. То есть у родителей есть договоры и оригиналы квитанций с синей печатью, подписями заместителей директора МБОУ СОШ № 215, и опровергнуть это невозможно, но деньги школа все равно не брала... Чудеса! Но именно такие объяснения руководство школы дает в полиции.

Вместе с тем, редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» выяснила, что в Фонде этих денег тоже нет, что подтверждает официальная отчетность, которую руководство фонда сдавало в налоговую инспекцию и в Управление министерства юстиции по Свердловской области.

Как уже было упомянуто выше, платили пожертвования в фонд все без исключения родители школьников - это официально подтвердила редакции учредитель и секретарь Фонда развития Наталья Федерягина, подчеркнув, что деньги вносились «добровольно». Правда, подтвердить добровольный характер родительских взносов руководство фонда сейчас не в состоянии, поскольку все договоры пожертвований почему-то были уничтожены. Как теперь фонд намерен доказывать прокуратуре и полиции добровольность поступавших пожертвований - неизвестно.

Сейчас в правоохранительных органах по заявлению одного из родителей проводится проверка того, как расходовались поступающие на финансирование школы родительские пожертвования. И это тема отдельной публикации, которой посвящена часть нашего журналистского расследования.

Как бы то ни было, совершенно ясно, что предъявляемые сегодня директором школы Захаровой решения Попечительского совета, в результате которых на родителей учащихся школы под видом внесения добровольных пожертвований фактически была возложена обязанность оплачивать пребывание их детей в школе, приобретать учебники и нести прочие дорогостоящие расходы на содержание образовательного учреждения (когда светит перспектива перевода в другую школу при невозможности внесения пожертвований), вряд ли могут иметь законные основания. Надеемся, что в скором времени правоохранительные органы, наконец, разберутся, чем в действительности являются деньги родителей - пожертвованиями или платой за обучение? Для этого достаточно опросить всех родителей школьников и установить, за что, кому и в каком размере они платили все эти годы.

Важно отметить, что после нашего журналистского расследования в администрации ГО Среднеуральск решили, наконец, предусмотреть в местном бюджете 2021 года средства на оплату договора аренды здания МБОУ СОШ № 215, то есть все коммунальные расходы, что, в свою очередь, может подтвердить факт того, что чиновники обязаны были включать эти расходы в бюджет и во все прежние годы, но этого не делали под надуманными предлогами.

Между тем, у городской общественности резонно возникает вопрос: почему бюджет Среднеуральска должен нести расходы на образование детей, которые в Среднеуральске не проживают, а местные дети из Коптяков и Кирпичного вынуждены ездить учиться в городские школы? Между прочим, для 54-х детей, которые, проживая в Коптяках и Кирпичном, ездят в школы в Среднеуральск, мэрия обязана обеспечить курсирование школьного автобуса... которого нет. Обращаем внимание прокуратуры на данный факт!

В этом учебном году набора в первый класс МБОУ СОШ № 215 не было по причине отсутствия свободных учебных помещений в школе. Посмотрим, жители каких территорий попадут в 1-й класс этой школы в следующем учебном году... если, конечно, к тому времени школа еще будет работать...

Накануне стало известно, что прокуратура Верхней Пышмы внесла представление начальнику Управления образования Светлане Кулагиной по факту нарушений ст. 28, 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по факту приобретения учебников за счет средств родителей учащихся МБОУ СОШ № 215. Кроме того, как сообщил «ВЕДОМОСТЯМ Урал» начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Александр Маренич, материалы прокурорской проверки направлены в МО МВД «Верхнепышминский» для организации рассмотрения в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ и решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц. Также по требованию прокуратуры в отношении МБОУ СОШ № 215 на основании заявлений редакции сейчас проводятся мероприятия налогового контроля силами Межрайонной инспекции ФНС России № 32 по Свердловской области.

Редакция же «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» с результатами проведенного журналистского расследования в отношении МБОУ СОШ № 215 и ее фонда намерена официально обратиться с заявлением к новому заместителю Генерального прокурора по УрФО Сергею Зайцеву.

Отметим, что родительские пожертвования, вносимые в МБОУ СОШ № 215, это лишь «вершина айсберга», по сути, конечный результат, видимая часть того, что многие годы могло скрывать руководство «элитной» школы, в том числе от родителей. Но об этом мы расскажем во второй части нашего журналистского расследования.

Продолжение следует...

«ВЕДОМОСТИ Урал»

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK