Внесение сведений о недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) — не просто бюрократическая формальность, а важный шаг для подтверждения прав собственности и обеспечения правовой защиты имущества. Заместитель руководителя Управления Росреестра по Свердловской области Ирина Семкина подробно разъяснит, какие объекты считаются “ранее учтенными”, и почему их регистрация в ЕГРН является ключевым моментом для собственников.
- Ирина Викторовна, какие объекты считаются «ранее учтенными объектами недвижимости»?
- Это объекты, которые были зарегистрированы в соответствии с законодательством до 1 марта 2008 года, даты вступления в силу Федерального закона № 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”. К таким объектам относятся здания, помещения, сооружения и объекты незавершенного строительства, для которых документация технического учета была подготовлена до 1 января 2013 года.
Также к этой категории принадлежат объекты, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет, но права на них зарегистрированы в ЕГРН, не прекращены и им присвоены условные номера в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
- Как определить, что тот или иной человек является собственником ранее учтенного, но не включенного в ЕГРН объекта недвижимости? И что с этим делать?
- Право собственности подтверждается правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами. Например, в отношении земельного участка это могут быть свидетельства о праве собственности на землю, иные государственные акты, выданные уполномоченными органами и удостоверяющие права на землю. В отношении объектов капитального строительства, помещений - договоры и другие сделки, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации.
Сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Кроме того, права на ранее учтенные объекты, полученные по наследству, могут подтверждаться свидетельством о праве на наследство.
- Кто и как выявляет эти объекты недвижимости?
Процесс выявления объектов недвижимости осуществляется администрациями муниципальных образований через их структурные подразделения. Он включает в себя несколько этапов:
Сбор информации: Администрации муниципальных образований анализируют доступные им данные, включая архивные записи, и направляют запросы в различные органы и организации, такие как БТИ, нотариусы, налоговые службы, органы внутренних дел и Пенсионный фонд, для получения информации о ранее учтенных объектах.
Подготовка проекта решения: После сбора информации составляется проект решения о выявлении правообладателя, который затем направляется предполагаемому правообладателю, публикуется на сайте муниципального образования и отправляется лицу, выявленному как правообладатель.
Принятие решения: Если в течение 30 дней не поступит возражений, администрация принимает решение о выявлении правообладателя.
Направление заявления в ЕГРН: В течение пяти рабочих дней после принятия решения, администрация направляет в регистрационный орган заявление о внесении сведений в ЕГРН, касающихся как объекта недвижимости, так и правообладателя.
Копия решения о выявлении правообладателя отправляется выявленному лицу по адресу регистрации или, при наличии, по электронной почте.
- Зачем вносить сведения в ЕГРН гражданам?
- В первую очередь для обеспечения защиты имущественных прав собственников со стороны государства. В частности, правообладатель зарегистрированного в ЕГРН имущества может подавать заявление о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода права без его личного участия.
Так же наличие зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости является необходимым условием предоставления компенсационных выплат в случае утраты объектов недвижимости в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий, а также в ситуациях резервирования земель для строительства на них социально-значимых объектов.
Кроме того, внесение сведений в ЕГРН повышает качество услуг по учету недвижимости и регистрации прав, позволяет своевременно информировать правообладателей об установлении охранных зон, об ином ограничении прав. Сведения, содержащиеся в ЕГРН также будут отображены в Личном кабинете Росреестра и настроив необходимые уведомления через сервис можно получать смс-сообщения или письма на электронную почту об изменениях характеристик объекта недвижимости, о факте наложения или прекращения ареста на имущество и других происходящих изменениях.
В целом это снижает количество судебных споров, связанных с отказами в учете и государственной регистрации, о признании права собственности на ранее учтенные объекты, в том числе после наследования.
- Могут ли органы власти самостоятельно вносить данные о правообладателе?
- Да, при отсутствии возражений выявленного правообладателя орган местного самоуправления самостоятельно направляет орган регистрации прав соответствующее решение.
Следует отметить, что данные о правообладателе вносятся в сведения кадастра недвижимости, а не реестра прав.
- На территории Свердловской области много ранее учтённых бесправных объектов недвижимости?
- На 1 марта 2024 года количество бесправных объектов недвижимости в ЕГРН составляет 376 477.
- Какие советы и рекомендации Вы бы хотели адресовать собственникам недвижимости?
- Управление рекомендует собственникам недвижимости зарегистрировать свои права на ранее учтенные объекты в ЕГРН, чтобы обеспечить защиту своих прав и возможность без препятствий осуществлять сделки с недвижимостью. Для этого можно подать заявление в любой многофункциональный центр Свердловской области. В рамках проекта “Единое окно” с апреля по май 2024 года можно обратиться в офисы МФЦ Екатеринбурга каждый четверг без предварительной записи. При этом, для ускорения процесса, следует обратиться к администратору офиса.
Важно отметить, что на данный момент за регистрацию прав, возникших до введения платы за государственную регистрацию, госпошлина не взимается, что делает процесс более доступным для граждан.
Использовано Изображение от freepik