Похоже, вольница, позволявшая россиянам сколь угодно долго тянуть с постановкой на государственный учёт индивидуальных строений, подходит к концу.
Суть нового законопроекта, рекомендованного к принятию парламентом в первом чтении уже этой осенью, можно сформулировать просто: возвёл дом - тут же регистрируй на себя в Росреестре и плати имущественные налоги, иначе штраф и последствия.
Иной непосвящённый читатель удивится – а разве сейчас не так?
Сейчас не так. По нынешнему законодательству регистрация собственности и постановка на кадастровый учёт имеют заявительный характер.
Последний на языке юриспруденции означает, что все оформительские процедуры, связанные с объектом недвижимости, диктуются волей собственника.
Оттого многие, купившие участок земли и построившиеся на нём, не спешат с формальностями, а живут себе, не тужат.
Так, бюджет Свердловской области, судя по расчётам регионального управления Росреестра, ежегодно недополучает в среднем около трёх миллиардов рублей в виде не поступивших имущественных налогов.
В кабмине убеждены – в каждом российском регионе накопилось «неучтёнки» в сфере частной недвижимости от тысячи до пяти тысяч единиц.
Почему? А потому что с ограничениями владельцы незарегистрированных объектов ИЖС сталкиваются лишь при необходимости продать или обменять свой дом. Нельзя ведь передать другому формально несуществующее право. А пока такой нужды у людей нет, в управу и муниципалитеты они не спешат.
Но не только желание сэкономить на налогах движет в этом случае россиянами.
Как заявил в интервью «Известиям» депутат Госдумы, возглавляющий Союз садоводов страны, господин Валенчук, у явления есть и объективные причины.
Во-первых, это усложнённость и длительность самой процедуры постановки на кадастровый учёт. Нередко случаются реестровые недочёты, которые иногда делают межевание неосуществимым в принципе. Причём неосуществимым не только на конкретном участке земли, но и во всё садовом некоммерческом товариществе.
Во-вторых, считает эксперт, есть люди, попросту заблуждающиеся, недостаточно информированные, полагающие, что «привязанный» к ним дачный участок автоматически означает закрепление за ними всего построенного на земле.
И, наконец, останавливать граждан может немалая стоимость формализации объекта ИЖС.
В 14 тысяч рублей в среднем становятся, к примеру, жителям Подмосковья услуги по межеванию. Не меньше попросит за привязку дома и кадастровый инженер.
На другой чаше весов – оформленные в качестве мотивирующей части законопроекта резоны и доводы правительства. Среди них выпадающие налоги - не единственная позиция.
Успешное развитие территорий и отсутствие учёта всего того, что на них уже построено – вещи несовместимые, считает власть.
Скажем, замыслит крупный инвестор прийти и воплотить на конкретной земле что-либо амбициозное и обществу полезное. Но как реализовать задуманное, если нельзя ни попытаться выкупить объекты несуществующего права, ни даже разыскать их обладателей, пусть и неформальных.
Словом, государство, жалуясь на тяготы управления территориями при недостаточной информации о них, ускоренно пытается исправить это законодательно.
По новым правилам, граждан, не оформивших объект в собственность и не вставших на государственный кадастровый учёт сразу же по окончании строительства, ждёт штраф.
Вот такая перспектива. Готовимся.