Говорят, история не имеет сослагательного наклонения. И всё же… Если бы в то злополучное 22 марта штатные стражи концертного зала в Крокус Сити Холле могли на входе вскинуть автомат навстречу террористам?
Мы не дадим однозначного ответа, как повернулись бы события в случае этого болезненного «если», да и никто не даст. Дерзость, жесткость, расчёт на неожиданность, заблаговременная разведка, увы, всё равно дали бы бандитам форы.
Ваша корреспондент специально прошлась накануне по торговым центрам Екатеринбурга.
Жизнь в «Мегаполисе», «Пассаже», «Гринвиче», других центрах постепенно входит в привычное русло. Стихают напряжение и охранное усиление первых дней трагедии в Подмосковье.
Опрос продавцов, арендующих в екатеринбургских торговых центрах площади, показал – никакой «чрезвычайки», дополнительных инструктажей с сотрудниками уже не проводится.
«Да, сразу после теракта в Крокусе был всплеск -, говорили мне те сотрудники, кто вообще был склонен откровенничать с журналистом, - выявляли: есть ли среди персонала выходцы из Центральной Азии, требовали копии их паспортов. Но сейчас уже всё, как и прежде».
Я вчиталась в местные форумы, где в сообществах обсуждаются горячие события.
Свердловчане, определённо, хотят большей защищённости в местах массовых собраний.
Одна категорично настроенная екатеринбурженка даже предложила свою формулу безопасности торговых центров. Дескать, если одномоментная посещаемость большого пространства - тысяча посетителей, должен дежурить один отряд спецназа, две тысячи – два отряда, и так далее, кратно. Пишет, мол, только так ей будет спокойно.
При этом к «ЧОПовцам» с висящими на ремнях брюк электрошокерами народ относится скептически. «Что они смогут, ворвись настоящие отморозки с огнестрелами!».
Теперь, о сути полемики, ведущийся сейчас на самом верху авторитетными умами на тему: кого чем вооружать и на каких подступах отражать возможные атаки.
Не все знают, что владельцы крупных брендовых торговых площадей страны объединены в, своего рода, профсоюз.
Он называется Российский совет торговых центров. Структура солидная, выходящая на Правительство РФ, сотрудничающая с властями Екатеринбурга, Волгограда, Тюмени, Казани, Владивостока, Калининграда, Нижнего Новгорода и др. В РСТЦ вырабатывают общую стратегию, единую политику, строят согласованные планы развития, обмениваются информацией.
Так вот в части перспектив вооружения охраны своих бизнес-пространств у Совета уже сформирована категоричная позиция. А именно: «охраняющий персонал торговых центров не должен быть экипирован огнестрельным оружием».
Скажу сразу: нравится мне эта позиция или не нравится, но аргументы в её защиту я не назову слабыми.
Первый из них – функционал бизнеса и функционал государства должны быть разделены. Точнее, они уже разделены, Совет вынужден лишь напомнить, что защита россиян от террористов - задача государственных специальных служб: ФСБ, МВД, Российской гвардии.
Имеющие профессиональную подготовку террористы, подчеркнул в интервью «НИ» глава Совета торговых центров, господин Климов, могут получить достойный отпор, только столкнувшись с равными по уровню обучения бойцами. Обычный охранник ТЦ даже с лицензией на огнестрел в кармане, ни опыта, ни тренировок по ведению спецопераций не имеет.
Скорее всего, бандиты, аргументирует Климов, просто положат весь персонал охраны ещё на входе, тем более что фактор неожиданности всегда на стороне нападающих и уровень сопротивления просчитывается ими заранее.
Следующий довод «против» - экономический. Что такое оснащение персонала ТЦ боевым оружием? Это дополнительные издержки управления из расчёта – ежемесячные полусотня тысяч рублей умноженные на полусотню (средняя численность с учётом смен) охранников крупного торгового центра. В итоге годовые издержки вырастают до 25 млн рублей, которые при наблюдаемом с 2019 года снижении доходности торговых центров, ощутимо ударят по бизнесу.
Новые затраты неизбежно повлекут рост стоимости аренды. Арендаторы, в свою очередь, не замедлят заложить это в ценах на товары. Как следствие - обороты пойдут вниз ещё стремительней, потянув за собой и налоговые отчисления.
А что такое убыточность и закрытия больших торгово-развлекательных комплексов? Это перспектива оставить без средств к существованию суммарно около четырёх миллионов человек. Вот уж тогда точно оберегать от террористов будет некого, как и обеспечивать товарами.
Следующий аргумент – общественная опасность вооружения непрофессионалов.
В условиях СВО, считает президент Совета торговых центров, когда всё общество взвинчено, нервы у людей обострены, где гарантия, что ЧОПовец, возвращающийся домой с оружием, избежит соблазна решить с помощью ствола неожиданно возникший конфликт?
А если последний случился в толпе? Ведь, только профессионал знает, как обезвредить бандита, не нанеся при этом урона случайным прохожим. Любитель со свежей лицензией может натворить ещё больших бед.
Само по себе владение оружием ещё не делает ЧОПовца спецназовцем. И при серьёзной заварушке он всегда проиграет наёмнику с многолетней выучкой…
Что тут можно сказать, итожа?
Наверное, власти должны найти золотую середину между возложением полной ответственности на персонал охраны ТЦ за удавшиеся вылазки отморозков и полным снятием с него этой ответственности.
Нужны тесная связка, контакт, взаимодействие управляющего центрами бизнеса и государственных спецслужб. Учебная отработка общих алгоритмов действия во всех возможных экстренных ситуациях.
Любая боль со временем уходит. Уходящая боль притупляет бдительность. Главное, чтобы нашей общей боли после Крокус Сити Холла хватило на то, чтобы выучить все уроки трагедии.