$
100.22
105.81

Сообщить информацию

Денежные поборы и незаконное репетиторство стали главной темой антикоррупционного «круглого стола», прошедшего в прокуратуре Орджоникидзевского района уральской столицы

01.11.2018

Накануне, 31 октября, в прокуратуре Орджоникидзевского района Екатеринбурга прошло мероприятие, темой которого стали вопросы противодействия коррупции в деятельности образовательных учреждений.


Мероприятие, организатором которого выступила прокуратура Орджоникидзевского района Екатеринбурга, под руководством прокурора Кирилла Тетерина проводится уже во второй раз.

Участниками круглого стола стали представители районного надзорного ведомства в лице прокурора Кирилла Тетерина, заместителя прокурора Натальи Бердниковой и старшего помощника прокурора Елены Кочневой, представитель Департамента образования администрации Екатеринбурга - главный специалист-юрист Зоя Пучкова, начальник районного управления образования Елена Яровикова, глава Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев, а также руководители ряда муниципальных образовательных учреждений Орджоникидзевского района.

Открывая совещание, прокурор отметил, что проведение подобных мероприятий продиктовано не столько реальными фактами коррупционных проявлений, сколько неким недопониманием ситуации со стороны педагогического сообщества.

- Я бы, коллеги, хотел попросить вас прислушаться к нашим словам и сделать для себя определенные выводы. Мы ни в коем случае не хотим кого-то чем-то пугать, настаивать на том, что вы тут коррупционеры, и приглашены сюда из-за того, что мы имеем к вам какие-то претензии в плане несоблюдения антикоррупционного законодательства. Но ваши учреждения были субъектами прокурорских проверок, поэтому мы хотим обсудить имеющиеся вопросы, и, может быть, они вас уберегут от каких-то ошибок, а вы постараетесь довести уже до своих работников, чтобы в дальнейшем у нас с вами не возникало никаких проблем.

Прокурор с сожалением констатировал, что сфера образования является традиционно коррумпированной. В этой связи Кирилл Тетерин обратил внимание на достаточно сильное распространение в Екатеринбурге, как, впрочем, и на других территориях, разнообразных благотворительных фондов, создаваемых при образовательных учреждениях. На счетах таких благотворительных фондов аккумулируются, как правило, деньги родителей, которые вносят так называемые добровольные пожертвования. В правление фондов также входят представители родительского сообщества.

«Цели-то создания благие, -  отметил прокурор, - чтобы детям жилось комфортнее, чтобы обучение происходило на более высоком уровне, но, к сожалению это приводит к тому, что начинаются злоупотребления. Руководители учреждений начинают вводить некую квоту, обязательную, по количеству тех, кто сдает эти взносы, по суммам, которые сдаются».

С точки зрения законодательства и, соответственно, с позиции прокуратуры, подобные действия рассматриваются уже как коррупционный фактор, поскольку тем самым нарушается свобода волеизъявления граждан,  и принцип добровольности пожертвований не соблюдается.

Присутствующая на мероприятии руководитель 144-й гимназии Светлана Мокина рассказала о том, как работает благотворительный фонд, созданный при возглавляемом ею учреждении. По словам директора гимназии, каких-либо проблем в связи со сбором родительских пожертвований не возникает, суммы никак и никем не регламентируются, они абсолютно различные - каждый родитель решает сам, сколько и на какие цели вносить, а фонд ежегодно отчитывается за расходование всех собранных средств, которые «тратятся только на детей». Светлана Мокина  обратила внимание на то, что руководство фонда лишь информирует всех родителей о том, на какие цели осуществляется сбор денежных средств, и родители уже сами, индивидуально, принимают решение. Кто считает нужным участвовать, тот и участвует. Директор гимназии заверила, что дети, родители которых не вносят добровольных пожертвований, ни в чем не ущемлены, и каких-либо жалоб от родителей ей не поступает.

Однако, по словам прокурора, отсутствие жалоб родителей вовсе не означает отсутствие проблем в школе, поскольку зачастую присутствует латентность, скрытость таких проблем:

- Вот вы говорите, что делаете вывод - раз человек не пишет жалобу, значит, проблемы нет. А я считаю наоборот. Просто родители боятся жаловаться, писать письменные обращения, опасаясь, как бы это не отразилось на их детях. Вы со своей стороны думаете, раз это благотворительный фонд, и вы прямого отношения к нему не имеете, то это не ваши проблемы. На самом деле это проблемы ваши - вы создание этого фонда инициировали, или позволили его создать. Вы, пожалуйста, как руководители интересуйтесь, что происходит в правлении фонда, принуждают ли, не принуждают ли... Если даже не принуждаете вы, родители сами могут начать принуждать других родителей. Родительский «экстремизм», он тоже может присутствовать. Потому что им кажется, что несправедливо, когда кто-то сдает по 10 тысяч в год, а кто-то не сдает. А это может проецироваться на детях. Потому что какие-то не очень умные, не воспитанные родители могут сказать своим детям,  что, мол, мы сдаем, стараемся для вас, а родители Маши, Пети не сдают...

Это вопрос серьезный. Массовых жалоб нет, но это не значит, что люди все этим довольны. Многие сдают через «не хочу» - лишь бы не выделяться из общей массы родителей.

Несмотря на то, что руководители образовательных учреждений, все как один, уверяют, что пожертвования в их благотворительные фонды вносятся исключительно на добровольной основе,  прокурор Тетерин счел необходимым обратить внимание на количество людей, сдающих деньги в благотворительные фонды и количество тех, кто отказывается их сдавать.  «Само по себе это соотношение, сдающих и не сдающих, будет очевидным - сдает большинство. А большинство людей просто так деньги сдавать не будут. Это всегда не совсем добровольно...», - подчеркнул прокурор.

http://лицей100.екатеринбург.рфО работе благотворительного фонда, организованного при лицее № 100 (ул. Ильича, 48а), рассказал директор лицея Петр Корнеев, который, надо сказать, был одним из самых активных участников круглого стола. Петр Владимирович, как и его коллега из 144-й гимназии, заявил о том, что пожертвования в фонд, который был создан по инициативе родителей, сдаются только добровольно. «Сейчас родители понимают, что создано юридическое лицо, есть реквизиты, на которые можно деньги перечислить, вот отчет, из которого можно отследить все поступления на счет и все расходы», - рассказал директор лицея.

На это прокурор задал вопрос:

- Можно - это хорошо. А кто отслеживает? Может, никто и не отслеживает...

Петр Корнеев сообщил, что «абсолютно прозрачный» отчет о деятельности фонда представляется ежегодно на конференции, и доступен для ознакомления любому родителю. То, что деньги на счет фонда поступают от родителей примерно одинаковыми суммами, директор объяснят договоренностью между родителями, которые сами между собой решают и договариваются, на что и по сколько они «скидываются». Никаких признаков принуждения директор в этом не видит. По его словам, родителей, которые не хотят платить, никто принуждать не будет. При этом, как утверждает Петр Корнеев, ни он сам, ни педагоги лицея, не участвуют в обсуждении каких-либо финансовых вопросов с родителями. На вопрос председателя Антикоррупционного комитета Леонида Андреева, зачем специально создаются именно благотворительные фонды для сбора пожертвований, а не используются счета самого учреждения, директор лицея и его коллеги объяснили, что так хотят сами родители: «Это деньги родителей и распоряжаться ими хотят сами родители, через свой коллегиальный орган».

Главный специалист-юрист Департамента образования администрации города Екатеринбурга Зоя Пучкова также отметила, что было бы лучше, чтобы все расходы, касающиеся деятельности образовательного учреждения, осуществлялись через само учреждение:

- У вас был бы контроль, как у руководителя. Вы почему уверены, что фонд дает вам достоверную отчетность о том, сколько собрали, сколько потратили? Самим-то проще контролировать...

В заключении разговора о работе благотворительных фондов при образовательных учреждениях прокурор попросил руководителей более внимательно относиться к деятельности таких фондов, в том числе «почаще проводить работу в этом направлении с педагогами», которые непосредственно общаются с родителями.

«Пожалуйста, относитесь к этому посерьезнее. Не надо ждать, когда мы в эту работу включимся. Я хотел бы, чтобы вы понимали, что в любом случае это ваша ответственность. Это иллюзия, что вроде бы вас это не касается. Если вопрос вдруг какой-то встанет, и мы начнем разбираться, скорее всего, этот вопрос будет адресован, в том числе, и к руководителям образовательного учреждения. Всё должно быть действительно добровольно. Ни при каких обстоятельствах это не должно отражаться на детях - сдают родители деньги, не сдают... Может быть, вообще не нужно информировать педагогов и классных руководителей, попытайтесь обезличить эту работу, чтобы никто не знал, кто сдает, кто не сдает. А если мы услышим отзвуки какого-то давления - неважно, кем оно оказывается - самими вами ли, педагогами ли, вашими классными руководителями - эту проблему мы вынуждены будем решать. И тогда уже мы будем ее решать так, как мы должны это делать...», - отметил Кирилл Тетерин.

Продолжая обсуждение проблемы сбора денег с родителей, глава Антикоррупционного комитета Леонид Андреев заострил внимание на деятельности родительских комитетов и на увеличении количества поступающих в Антикоррупционный комитет жалоб от родителей школьников.

По его словам, к решению проблемы необходимо привлекать средства массовой информации, благодаря которым появляется обратная связь с родителями - в частности, с теми, кто недоволен и не желает вносить так называемые пожертвования, которые по факту становятся добровольно-принудительными. В качестве примера Леонид Андреев привел данное им [«ВЕДОМОСТЯМ Урал» - ред.] накануне 1 сентября интервью по теме школьных поборов, после публикации которого в Антикоррупционный комитет поступило около десятка заявлений и сообщений от родителей школьников.  Всех родителей Андреев условно разделил на две категории - тех, кто «зубами скрипят, но деньги вносят», и тех, кто «вносит с удовольствием». Он отметил, что часто родители, которые по своей инициативе, или по просьбе администрации школы, классного руководителя проводят сбор денег, устраивают информационную травлю в отношении тех родителей, которые отказываются делать взносы, начинают позорить их в соцсетях, в интернет-мессенджерах, где происходит общение между родителями.

Кроме того, по словам Андреева, в деятельности родительских комитетов отсутствует какой бы то ни было контроль - зачастую отчеты за израсходованные деньги родителям не предоставляются, по каким ценам закупается то или иное оборудование, материалы, никем не проверяется, приобретенное имущество не ставится на баланс образовательного учреждения. Все это также дает благодатную почву для многочисленных злоупотреблений.

Вступая в разговор о сборе денежных средств родителями, начальник районного управления образования Елена Яровикова отметила, что запретить это родителям ни директора школ, ни управление образования не может.

«ВЕДОМОСТИ Урал»

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK