$
92.05
98.64

Сообщить информацию

Главный судмедэксперт России Андрей Ковалёв уволен с должности. В свердловском бюро судмедэкспертизы тоже идет проверка

Фото: Фото: vesti.ru
12.09.2020

О том, что директор Центра судебно-медицинской экспертизы Андрей Ковалёв написал заявление об увольнении по собственному желанию ещё 7 сентября, пишет РБК. По данным федерального издания, увольнение Ковалева связано с нарушениями трудовой дисциплины. По стечению обстоятельств, незадолго до своего увольнения руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации (РЦСМЭ) стал героем ряда разоблачительных  публикаций в СМИ.

Факт увольнения Ковалёва сегодня подтвердили в пресс-службе Минздрава России, пояснив что с 8 сентября он не занимает должность директора Центра. Своё увольнение РБК прокомментировал и сам Ковалёв: «Я уволился по собственному желанию, с 8 сентября не работаю директором Центра. Не знаю, занимаю ли я ещё должность внештатного специалиста, - я приказов не получаю. На имя министра я писал объяснительную, что якобы я нарушал трудовую дисциплину»...

Отметим, что увольнение Андрея Ковалева последовало за рядом критических публикаций в СМИ летом этого года. В частности, информационно-аналитическое интернет-издание «Ленправда» в июле этого года сообщило о результатах проведенной в январе-феврале 2020 года проверки Росздравнадзора РФ в отношении деятельности РЦСМЭ. По данным издания, которое располает копией акта проверки Росздравнадзора, в ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства со стороны должностных лиц РЦСМЭ под руководством и с непосредственным участием директора центра Андрея Ковалева.

Вот некоторые выдержки из акта, которые приводит «Ленправда»:

«в РЦСМЭ зачастую не составляются акты вскрытия упаковки, в связи с чем, в каком состоянии поступили материалы, определить не представляется возможным (наличие повреждения или отсутствия упаковки, перечень объектов исследования)».

«Руководством РЦСМЭ не обеспечены необходимые условия для сохранения конфиденциальности «объектов исследований» и их результатов, о чем свидетельствует, в том числе, отсутствие личных печатей у судебно-медицинских экспертов, необходимых для опечатывания сейфов с «объектами исследования» и материалами дел».

«В отделениях судебно-медицинских экспертиз обнаружены помещения, в которых хранятся материалы дел, объекты исследований, медицинская и иная документация, используемая при проведении судебно-медицинских экспертиз. Таким образом, отсутствует возможность персональной ответственности за сохранность объектов исследования и иных материалов, имеющих отношение к производству экспертизы, в связи с чем хранение объектов исследования и материалов дел вне кабинета врача - судебно-медицинского эксперта допускается исключительно в специально предусмотренных охраняемых помещениях, коими вышеуказанные не являются».

«В ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России в нарушение установленных нормативно-правовых актов и порядка организации проведения комиссионных судебно-медицинских экспертиз, для проведения которых привлекаются эксперты (специалисты), не состоящие в штате ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России, отсутствуют оборудованные для указанных лиц рабочие места, в связи с чем эксперты вынуждены самостоятельно вывозить оригиналы материалов уголовных дел и вещественные доказательства (медицинскую документацию) на общественном транспорте, так как экспертам служебный транспорт не предоставляется, и затем оставлять данные материалы по месту основной работы привлекаемых экспертов (специалистов), подвергая тем самым риску их утраты, видоизменению или порче».   

Более того, в акте говорилось о том, что у РЦСМЭ отсутствует лицензия «на судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа», наличие которой предусмотрено действующим законодательством и является необходимым при осуществлении указанного вида медицинской деятельности. При этом в 2019 году и ранее сотрудниками РЦСМЭ в отсутствие специального разрешения (лицензии) «проводились вскрытия и исследования иных трупов (№ 216/18, № 160/18) с внесением их результатов в экспертные заключения, что ведет к ничтожности данных заключений и соответственно принятых (незаконных) на основании этих экспертных заключений судебных решений и решений органов предварительного следствия».

В акте также сообщалось, что «в РЦСМЭ в нарушение требований, предусмотренных ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к исключению обращения медицинских изделий с истекшим сроком годности, в отделе молекулярно-генетических экспертиз (исследований) были выявлены медицинские изделия с истекшим сроком годности (на 17.01.2020): Abbott mSample Preparation System, производитель: Promega Corporation, USA, REF 06K12-24, LOT: 10938341, срок годности: 2016-12-14, в количестве: 2 упаковок, а также обнаружено большое количество просроченных реактивов и расходных материалов, которые использовались и используются по настоящее время при производстве молекулярно-генетических исследований, проводимых как по уголовным, так и по гражданским делам, назначаемым в учреждение правоохранительными органами и судами. 

Данные обстоятельства использования в ходе исследований просроченных, а значит непригодных реактивов и расходных материалов ведут к ничтожности полученных на основании этих исследований заключений молекулярно-генетических судебных экспертиз, что в свою очередь может привести к неверным и незаконным судебным решениям. Указанные действия проводятся с ведома и согласия директора РЦСМЭ Ковалева, а по документам якобы закупаются и расходуются надлежащего качества материалы».    

Вместе с тем, по данным издания «Ленправда», акт проверки №60/20 от 21.02.2020 г. в марте текущего года был отменён по формальным основаниям - в связи с тем что один из членов комиссии проводивший проверку, Евгений Тучик, главный внештатный судебно-медицинский эксперт Росздрава, не сдал председателю комиссии свою часть акта. Примечательно, что через месяц после отмены акта Тучик занял одну из руководящих должностей в РЦСМЭ, став, по сути, подчиненным Андрея Ковалева.

По некоторым данным, после выхода в СМИ публикаций деятельностью Андрея Ковалева заинтересовался Следственный комитет и Генеральная прокуратура.

Отметим, что в Свердловской области в настоящее время тоже проводится проверка деятельности областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Как стало известно «ВЕДОМОСТЯМ Урал», поводом для проверки стало обращение жительницы Верхней Пышмы в Министерство здравоохранения России, в Генеральную прокуратуру России и Следственный комитет РФ в отношении действий экспертов данного госучреждения, а также непосредственно начальника бюро. Женщина заявила, что из-за действий ряда должностных лиц ГБУЗ СО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» она оказалась лишена возможности установления точной причины смерти своего сына, скончавшегося в январе текущего года при весьма странных обстоятельствах. По словам заявительницы, предварительной причиной смерти сына было указано отравление, однако в нарушение Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н биоматериалы трупа были направлены не на экспертизу, а на исследование, причем в недостаточном количестве и объеме, после чего сразу были уничтожены. При этом результаты судебно-медицинского исследования и последующей за ним экспертизы вызвали серьезные сомнения в их достоверности.

Согласно официальному заключению независимого эксперта московского «Института судебных экспертиз и криминалистики», куда обратилась женщина, заключение экспертизы, проведенной ГБУЗ Свердловской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в отношении трупа ее покойного сына, "не является полным и всесторонним, содержит предположительный, необъективный, научно неподтверждённый вывод о причине смерти". Между тем, провести повторное исследование (экспертизу) для установления точной причины смерти человека уже не представляется возможным по причине уничтожения биоматериалов трупа. Как говорится в  заключении Института судебных экспертиз и криминалистики, в нарушение п.99 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 мая 2010 г. № 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ", согласно которому биологические объекты, подвергающиеся гниению, после анализов хранятся в течение одного года, администрацией ГБУЗ Свердловской области "Бюро СМЭ" в 2011 г. был издан внутренний Приказ, устанавливающий предельный срок хранения их в судебно-химическом отделении - 3 месяца. И даже при этом, изъятый с трупа материал был захоронен (уничтожен) менее чем через 2 месяца после окончания судебно-химического исследования, что лишает возможности провести повторную экспертизу неполноценного анализа.

Свердловское бюро судебно-медицинской экспертизы с 2009 года возглавляет Дмитрий Кондрашов - бывший совладелец одного из коммерческих похоронных агентств Екатеринбурга - «Уральское похоронное агентство», деятельность которого стала также предметом журналистского расследования «ВЕДОМОСТЕЙ Урал». Любопытно, что сегодня в здании, где располагается возглавляемое господином Кондрашовым государственное учреждение, ныне функционирует  ООО с названием «Уральская похоронная компания». Впрочем, это тема отдельной публикации...

Теги: женя
«ВЕДОМОСТИ Урал»

Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK