Антикоррупционный комитет по Свердловской области требует провести проверку в отношении чиновников Администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга в связи недостаточным принятием мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан. Об этом накануне «ВЕДОМОСТЯМ Урал» сообщили в пресс-службе Антикоррупционного комитета, руководством которого инициировано проведение соответствующих проверочных мероприятий силами органов прокуратуры, МВД и Следственного комитета.
Борцы с коррупцией считают, что чиновники Администрации Орджоникидзевского района, возглавляемой бывшим полицейским Романом Кравченко, не в полной мере выполняют работу по ограничению свободного доступа в ветхие, разрушающиеся, подлежащие сносу здания.
Проверки инициированы в связи с поступлением жалоб от жителей Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, сообщавших, что расположенные на территории района здания расселенных жилых домов и других ветхих, подлежащих сносу строений, не имеют ограждений и свободны для доступа посторонних лиц. Граждане обеспокоены, что это может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций и стать причиной гибели людей, в том числе детей.
В распоряжении редакции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» имеется копия письма, поступившего в Антикоррупционный комитет по Свердловской области. Публикуем выдержки из этого письма:
«Уважаемый Леонид Владимирович, просим Вас обратить внимание на работу чиновников администрации города Екатеринбурга и Орджоникидзевского района. Почему у нас везде бардак? Куда ни кинься... Во дворах снег не чистят, на улицах всюду торгаши-нелегалы, никто ничего не сносит. Но есть и другие проблемы, на которые никто не обращает внимания. Я всю жизнь прожил в Орджоникидзевском районе, знаю каждый закуток. Обратите внимание на наш Летний парк на Уралмаше. Стоит там здание бывшего общественного туалета. Не работает давно. То, что внутри - просто жуть. Конечно, все загажено, мусор там же складируют. Но само здание опасное, рухнуть может. А ведь тут дети все-таки гуляют. Не дай бог...
На Стахановской бывшая общага - сколько раз горела уже!!! И все равно ничего не делают. Ни заграждений никаких, ничего. Так как оно гореть не будет - там и бомжи собираются, алкаши, наркоманы, и подростки туда же лазят.
На Шефской 8 после переселения отдела полиции тоже остался этот опасный барак. У меня там сноха рядом живет. Все открыто настежь. Уже тоже горело что-то внутри. Мусор кто-то сваливает.
Разве чиновники не обязаны следить за такими зданиями и принимать меры, чтобы там не случилось какого-нибудь ЧП? Неужели нет за это ответственности - административной, уголовной?
Главе нашего района жаловаться бесполезно. Он же сам бывший милиционер, знает прекрасно все, чем это грозит.
А все равно не хотят работать. Потому и развал у нас в стране. Садят мало!
Просим Вас, Леонид Владимирович, взять это дело на контроль. Заранее благодарны.
Валерий Н.»
В ходе проверки поступившей от граждан информации сотрудниками Антикоррупционного комитета был произведен выезд по адресам нахождения объектов, несущих опасность, сообщается в пресс-релизе:
- В частности, произведен осмотр зданий: расселенного жилого дома по улице Кировградской, 46 - ул. 40-летия Октября, 31, бывшего общежития по улице Стахановской, 2; здания бывшего отдела полиции по улице Шефской, 8, а также 1-этажного нежилого здания бывшего общественного туалета, расположенного на территории Летнего парка в районе улиц Машиностроителей, Кировградская, Красных борцов.
Установлено, что все указанные здания длительное время находятся в заброшенном, аварийном состоянии, подвергаясь разрушению (в стенах зданий имеются просветы и трещины, частично разрушена кладка). Во всех случаях отсутствует ограждение территории, на окнах нет остекления и решеток. При этом доступ посторонних лиц в здания не ограничен, в том числе асоциальных элементов. Вблизи и внутри некоторых зданий играют дети.
Кроме того, осмотрены полуразрушенные нежилые здания по улице 22 партсъезда, 11 и 22 партсъезда, 15 (бывшая больница), по периметру которых установлены ограждения, не препятствующие доступу в них посторонних лиц, в том числе детей. Высота ограждения у бывшей больницы располагается на уровне человеческого роста, а наличие на нем поперечных перекладин позволяет даже ребенку легко преодолеть препятствие - перелезть через забор и проникнуть в здание. Ограждение здания на ул. 22 партсъезда, 11 имеет повреждения, благодаря которым также обеспечивается свободный доступ в него.
Как известно, свободный доступ в ветхие здания нередко приводит к пожарам, а иногда и к трагическим последствиям в результате обрушения конструкций - с человеческими жертвами и серьезным ущербом здоровью людей. Примеров таких немало. В апреле прошлого года в г. Первоуральске в заброшенном здании школы-интерната на 16-летнего подростка рухнули бетонные плиты перекрытия, у него были травмированы таз и ноги. В мае прошлого года трагедия произошла в Верхней Пышме, где 13-летнего мальчика задавило насмерть плитой от бетонного забора вблизи гаражного комплекса. В июне 2018 года в Челябинской области едва не погибла 14-летняя девочка, гуляя по заброшенному зданию. Годом ранее в том же Челябинске подросток, беспрепятственно проникнув в недостроенное здание на территории детской городской клинической больницы №1, упал с высоты. За три месяца до инцидента в том же здании трагически погиб подросток. В Кемеровской области в апреле 2018 погибла 13-летняя девочка в результате обрушения кровли заброшенного здания, где подростки проводили свое свободное время. В 2012 году в Новосибирской области погибли три ребёнка при обрушении заброшенного здания. Погибшие школьники искали в гаражах цветной металл...
Полуразрушенные заброшенные здания в Орджоникидзевском районе из-за непринятия мер администрацией района уже горели не раз, тем не менее, доступ в них по прежнему остается свободным, в том числе для детей.
Глава Орджоникидзевского района Роман Кравченко не стесняется позировать на фоне здания бывшего общежития на Стахановской, 2, в котором из-за свободного доступа регулярно происходят пожары
Как считают в Антикоррупционном комитете по Свердловской области, если руководство Администрации Орджоникидзевского района в срочном порядке не предпримет меры, трагедии могут повториться и в Екатеринбурге.
Собственником зданий, по данным Антикоррупционного комитета, является муниципалитет. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. То, что указанные здания признаны непригодными для проживания и использования, подлежат сносу, не освобождает должностных лиц Администрации Орджоникидзевского района от обязанности в установленном законом порядке осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащим имуществом, нести бремя содержания имущества, не допускать нарушений прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, в том числе соблюдать Правила пожарной безопасности, предупреждать чрезвычайные ситуации.
Вместе с тем, доступ в ряд заброшенных зданий в Орджоникидзевском районе продолжает оставаться свободным вопреки требованиям положений Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", правил пожарной безопасности,
Примечательно, что здание бывшего отдела полиции № 14 на улице Шефской, 8 в Орджоникидзевском районе уже не в первый раз попадает в поле зрения Антикоррупционного комитета по Свердловской области. Борцы с коррупцией в течение нескольких лет добивались запрета эксплуатации этого здания и передислокации сотрудников полиции в другое помещение. Поводом к тому были неоднократные жалобы и сообщения в комитет от родственников сотрудников полиции, многие годы несущих службу в абсолютно непригодном для этих целей здании, износ конструкций которого составлял более 80%. На протяжении нескольких лет нахождение в здании представляло реальную угрозу безопасности как для сотрудников полиции, так и для его посетителей. Тогда для решения злободневной проблемы Антикоррупционный комитет по Свердловской области задействовал различные государственные органы, в том числе Генеральную прокуратуру, Правительство Российской Федерации, Совет Федерации, надзорные органы районного, городского и областного уровня. Только в апреле 2017 года сотрудников многострадального ОП № 14 по решению суда на основании иска городской прокуратуры Екатеринбурга переселили из аварийного барака в здание на улице Баумана.
«Со зданием на Шефской, 8 просто рок какой-то, - комментирует председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев. - Сначала мы несколько лет добивались прекращения его эксплуатации, теперь вынуждены снова к нему возвращаться и требовать от властей обезопасить граждан от угроз, которые продолжает нести это ветхое строение».
Впрочем, проблема заброшенных зданий характерна для всех районов Екатеринбурга и городов Свердловской области. Жители Орджоникидзевского района, где эта проблема стоит наиболее остро, традиционно отличаются особой активностью, сигнализируя о нарушениях во все инстанции.
Как сообщил «ВЕДОМОСТЯМ Урал» глава Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев, материалы осмотра зданий, включая фотоматериалы, направлены в прокуратуру, а также в региональные структуры МВД и Следственного комитета России:
- Данный вопрос не содержит коррупционной составляющей, однако связан с реальной угрозой жизни и здоровью граждан, в том числе детей, и мы не можем не отреагировать, хотя вопрос не совсем наш. Мы просим принять меры по устранению нарушений законодательства, а также инициировать и провести доследственную проверку на предмет возможного наличия в действиях ответственных должностных лиц органа местного самоуправления признаков состава преступлений, предусмотренных статьями 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) и 293 (халатность).
Хочу отметить, что в ряде муниципалитетов главы администраций, районов без «пинка» со стороны надзорных органов вообще не хотят ничего делать. Пока не вмешается прокуратура, пока суд не вынесет решение, и о ситуации не начнут писать в средствах массовой информации, дело не двигается. В некоторых муниципалитетах прокуратуре приходится постоянно принимать те или иные меры прокурорского реагирования, чтобы заставить чиновников выполнять свои прямые обязанности. Например, в Среднеуральске - где руководству городского округа и подведомственных ей муниципальных организаций постоянно указывают на необходимость устранения тех или иных нарушений законодательства. Это касается и заброшенных зданий, и ремонта дорог, и по наведению порядка на местном кладбище, благоустройству территории закрытой свалки и т.д. Считаю, что такая практика недопустима.
Ситуацию с заброшенными зданиями в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга «ВЕДОМОСТЯМ Урал» прокомментировал также прокурор Кирилл Тетерин:
- Здесь ситуация следующая. Прокуратурой в настоящее время проводится проверка по одному из расселяемых зданий. Установлено, что администрация района его снести не может, потому что по двум квартирам идут суды. Квартиры эти не муниципальные, а принадлежат гражданам. Несмотря на то, что граждане там не живут, это их собственность, снести здание невозможно. И мы сейчас понуждаем администрацию принять меры к охране здания. Будут внесены представления, в которых мы обяжем осуществлять охрану, ограничить свободный доступ в них. Обращений по другим объектам в прокуратуру не поступало. Поступят - будем незамедлительно принимать меры.