Решение властей видится более чем справедливым, поскольку ситуация порой складывалась парадоксальная.
С одной стороны, россияне вправе были рассчитывать на социальный контракт с государством (о нём подробно ниже) в том случае, если их доход на члена семьи не дотягивал до прожиточного минимума. С другой – случалось, что именно уже выплаченные социальные пособия по рождению и содержанию детей, будучи учтёнными в расчёте, чуть-чуть, да мешали выйти на требуемую сумму. Точнее, наоборот, мешали не превысить её.
Убрать этот перегиб, а вместе с ним и нерациональную расчётную практику «помощи на помощь», правительству ещё в минувшем декабре поручил Президент.
Сегодня под постановлением, исполняющим поручение главы государства, уже стоит подпись премьер–министра Михаила Мишустина.
Детские пособия больше не будут фигурировать в формуле расчёта и перестанут считаться доходом и без того небогатых людей.
Власти прогнозируют, что подобная корректировка правил даст возможность увеличить число «социальных контрактников». И хотя заявления на социальный контракт малоимущие подают сугубо добровольно, в правительстве уже смогли прикинуть – число соискателей этого вида государственной поддержки будет, благодаря коррективе, каждый год возрастать приблизительно на 118 000 человек. Казна выделит на эти цели сотню миллиардов рублей. Это - цифра на 6 лет и на все регионы в режиме солидарного софинансирования.
Теперь о том, что такое «социальный контракт».
Таковым считается договор между государством и семьёй.
И дух, и буква документа говорят об одном – не только государство, но и сам получатель социальной помощи заинтересован вытащить себя и семью из бедности.
Причём, поскольку ситуации у всех кандидатов на СК разные, единой формы контракта нет, у всех свои приложения к договорам «о социальной адаптации конкретного имярека».
К примеру, деньги могут быть выделены на организацию собственного дела, либо на профессиональную переквалификацию, либо на обучение новым навыкам. В приложении также могут быть прописаны конкретные суммы на покупку детской одежды, обуви, школьных предметов.
Финансы даются безвозмездно, но с обязательством освоения в определённый срок и с отчётностью о целевом характере расходов.
Уровень жизни в разных регионах разный, а потому цифры выплат отличаются по территориям, а также некоторые из условий получения помощи.
К примеру, в Свердловской области регулярно выплачиваемая финансовая поддержка по социальному контракту с пометкой «на поиск работы» может достигать 9 месяцев. Ежемесячная сумма при этом 16 675. Да, денежка не очень велика, но подразумевается, что адресат тоже будет «крутиться», будучи, не менее чем государство, заинтересованным в улучшении своего бытия.
Другой контракт с государством - «на организацию предпринимательской деятельности» - предполагает социальный грант в 350 тысяч рублей. Причём, прежде чем выплатить его, социальные службы тестируют соискателя по специальной программе на предмет «сдюжит ли», исследуя наличие в заявители именно «бизнес-жилки».
Конечно, прикинули мы в «ВЕДОМОСТЯХ Урал», на подъёмные в 350 тысяч с крупным и даже средним бизнесом не разгонишься, но почему бы не стать самозанятым.
Многие мамочки - превосходные кулинарки, иные – умелые швеи. Закупить на выделяемую сумму кухонное или швейное оборудование на одни рабочие руки, а также стартовые расходные материалы вполне возможно. Осталось дать объявление на АВИТО, скажем, «пеку торты» или «шью постельное бельё».
Конечно, мечта государства превратить социальных иждивенцев в новые источники налоговых поступлений, прекрасна, но срабатывает ли она в случае с социальными контрактами, к слову повсеместно внедрёнными уже как пятый год?
Судя по отчётности, - срабатывает.
В эффективности программы убежден член думского комитета по налогам и сборам, депутат Никита Чаплин, заявивший «Известиям», что пользу СК можно считать за пять лет уже доказанной.
Высокоэффективной называет меру и госпожа Егорова, возглавляющая одну из профильных научных лабораторий в РЭУ имени Г. В. Плеханова. Так, за период работы программы без малого 80 процентов получателей помощи по СК смогли выйти на самостоятельное увеличение своих доходов. То есть, от государства был лишь «толчок». А 42 процента адресатов поддержки оставили позади себя черту бедности. Такова статистика.
Хорошо, если после повсеместного внедрения в стране скорректированной расчётной формулы, ещё более позитивные статданные тоже не заставят себя ждать.