Похоже, процедура возвращения брендов, в своё время покинувших Россию, обещает переиначить русскую поговорку: «вход - рубль, выход – два». Здесь дороже станет возвратное движение. В настоящее время правительство по поручению Президента разрабатывает механизм повторного вхождения западных корпораций в структуру российской экономики.
Как сообщил «Ведомостям» уполномоченный чиновник Минфина, кабинет министров при этом опирается на два соответствующих указа главы государства, касающихся временных экономических мер.
Дело в том, что прописанные в этих документах положения обращены не только на продажу бизнеса иностранцами, но и на их возвращение в страну. И хотя многое ещё предстоит детализировать, основные принципы просматриваются достаточно чётко.
Во-первых, каждый новый прецедент «обратного стука в ту же дверь» будет рассматриваться индивидуально.
Во-вторых, определять: «принять или отказать», станет специальная правительственная комиссия, курирующая вопросы иностранных инвестиций.
В-третьих, решение самой комиссии будет базироваться на мнении ведомства профильного компании-соискательницы на возвращение.
В последнее время, в связи с некоторым, пока очень зыбким, но всё же наметившимся потеплением российско-американских отношений, многие отечественные политологи и экономисты заводят дискуссии об условиях «приёма назад».
Позиции в этой дискуссии разделились на полярные. Если одни высокопоставленные чиновники убеждены, что «мы сами с усами», дескать, обойдёмся, другие – за лояльное и приветственное отношение ко всем возвращающимся западным компаниям.
Индивидуальный подход к каждой из претендующих на возвращение корпораций, объясняют в правительстве, будет выражаться в фиксации её конкретных по размеру финансовых обязательств перед российской казной, например, обещанием вложения определённого процента доходов в нашу экономику. Также могут быть прописаны и скреплены печатями условия передачи конкретных технологий, либо обязательство локализовать производство.
А разве уже есть желающие вернуться? - спросит читатель.
На самом деле, разговоры по ту сторону российской границы о подобной перспективе, неформальные приватные переговоры и зондирование почвы уже имеют место быть.
К примеру, как сообщает ТАСС со ссылкой на вице-президента Союза торговых центров, господина Люлина, пока в частном порядке о возможном возвращении заговорила испанская Inditex, владеющая такими популярными в России брендами, как Zara, Pull & Bear, Bershka.
Южнокорейский Hyundai Motor Group, информирует ресурс retail.ru, ссылаясь на южнокорейское СМИ, также не считает нулевой перспективу возможного обратного выкупа заводских мощностей, базирующихся в Санкт-Петербурге.
Автогигант, напомним, немногим более года назад продал своё предприятие российской компании. Однако, по договору у корейцев ещё не упущена календарная возможность всё отыграть назад в случае смены ситуации и планов.
О возможном восстановлении экономических отношений с РФ, судя по сигналам, уже начинают подумывать LG и Samsung. Впрочем, китайцы так активно работают над освоением ниши бытовой электроники, что южнокорейским корпорациям есть большой смысл не медлить.
Телеграм-канал Shot небезосновательно сообщает о возможных видах на возвращение со стороны японской корпорации Uniclo, два года назад объявившая о приостановке на неопределённый срок своей деятельности в РФ. Накануне компания разослала сразу нескольким своим экс-сотрудникам вопрос, не желали ли бы те вернуться к работе. Такой зондаж вряд ли мог свидетельствовать о чём-либо другом кроме планов по возобновлению сотрудничества.
Меж тем, за три года, прошедшие после дружного демарша из нашей страны западных компаний, многое изменилось. «Худо» стало потихоньку становиться «добром».
Как пояснил руководитель Минэкономразвития, господин Решетников, непростая экономическая ситуация открыла отечественным компаниям и бизнесу из дружественных стран большие возможности занять определённые ниши, начать развиваться, инвестировать.
Теперь, когда от капиталовложений ожидают окупаемости, появление на горизонте иностранных конкурентов российские предприниматели не особо-то бы приветствовали. Вот потому решение «пускать чужаков или придержать» не будет для властей лёгким, и уж точно не будет массовым.
Предстоит балансировать между двумя сверхзадачами. Между здоровым протекционизмом «своему» производителю и не менее полезной экономической конкуренцией, влияющей на темпы развития, качество продукции и цены.
В какую же сторону качнётся наш российский интерес? Позвольте тут вашему корреспонденту ответить с высоты своего потребительского шестка.
Я за то, чтобы дать зелёный свет возвращению всех юридических лиц, по каким бы причинам они нас не покинули. Абсолютно всех. Я – за пришпоривание цен, которым рынок в случае высокой конкуренции скажет «стоять!». За то, чтобы голова кружилась от обилия выбора чего бы то ни было - одежды, обуви, парфюма, лекарств, бытовой техники, автомобильных иномарок. За то, чтобы я, а не кто-то за меня, выбирал, на чём мне лететь из пункта «А в пункт «Б» - на «Сухом», «Боинге» или «Аэробусе».
Не знаю, будет ли всё именно так. Но очень хочется, чтобы было…