Есть две новости - хорошая и свершившаяся, и не очень хорошая, но в перспективе.
Начнём со свершившейся.
Правительством РФ принято, подписано и с марта действует новое для страны правило, по которому детям с 10 до 18 лет будут продавать билеты на поезда дальнего следования вполовину цены от стоимости поездки для взрослого.
Так, с пятидесятипроцентной скидкой уже можно купить билеты на детей и несовершеннолетних подростков на междугородние железнодорожные маршруты, стартующие с 1 июня.
«ВЕДОМОСТИ Урал» попытались прикинуть – сколько сэкономит от нововведения семья свердловчан, имеющая двоих несовершеннолетних подростков, скажем, 13 и 16 лет, пожелавшая показать детям летом Москву.
Изучаем информацию на официальном сайте Российских железных дорог.
На первое июня есть несколько вариантов с конечными точками на выбор – Казанский вокзал Москвы, либо Ярославский. Стоимость плацкартных мест на взрослого пассажира разнится от 4990 рублей до 5332.
Считаем кошелёк в один конец по максимальной стоимости на папу, маму и двоих детей, имея в виду только что принятые правительством скидки. Получаем 15 996 рублей. Общий же кошелёк семейных трат на «добраться в столицу и вернуться» будет соответственно 31 992 рубля. Тоже немалые деньги. Но всё же и не 42 656 рублей, потребовавшиеся семье в случае, если бы власти не ввели льготу.
Что ещё в былой практике скорректировано постановлением для адресатов скидки?
Теперь не потребуется предъявлять, как это было прежде, проводнику перед посадкой справку о том, что-де подросток является учащимся такой-то средней общеобразовательной школы. Пятьдесят процентов от «взрослой цены» положены всем – неважно, школьник ли ты или студент ВУЗа, техникума. С этого года скидка стала доступна и для детей, находящихся на домашнем обучении, что раньше также было невозможным.
При входе в вагон достаточно будет показать паспорт, если подростку уже «за четырнадцать», или метрику о рождении, если четырнадцати лет маленький россиянин ещё не достиг.
Меж тем, ограничения у льготы тоже есть. Правило «половины цены» не распространяется на скоростные поезда и купейные вагоны.
Пятидесятипроцентная скидка доступна только путешествующим в поездах дальнего следования в вагонах общего пользования и плацкартных.
Впрочем, в купе льгота действует, но только в случае двухэтажных вагонов.
А что за новость анонсирована как не очень хорошая? - спросит внимательный читатель, запомнивший начало статьи.
Отвечаем. С января следующего, 2026-го, года начнёт действовать обновленная тарифная система.
По ожиданиям Минэкономразвития, цены на железнодорожные билеты поднимутся на 11,6 процентов в будущем году, и на 5, 9 процентов ещё через год, в 2027-м.
Впрочем, что говорить о перспективах, если в минувшем декабре стоимость мест в поездах дальнего следования уже подскочила на без малого 12 %. В администрации Российских железных дорог повышение объяснили потребностью найти источник финансирования для модернизации парка вагонов и локомотивов. Иначе, дескать, инвестиционная программа обновления РЖД окажется под угрозой срыва.
Также если мы возьмём динамику цен за последние несколько лет, то их стремление вверх становится очевидным. Только в 2022-м билеты РЖД дорожали дважды – в начале года и затем в октябре.
Возникает вопрос – не нивелируют ли растущие цены саму льготу для несовершеннолетних. Ведь если постоянно растёт база, от которой берутся 50 процентов, увеличивается и льготная цифра.
Так может быть компенсацией растущим ценам станет хотя бы обновлённая материальный парк железных дорог?
В перспективе этого небезосновательно сомневаются «Новые Известия», проанализировавшие свежие жалобы граждан на состояние подвижного парка ведомства и уровень обслуживания в вагонах.
Скидки и бонусы, отмечает одна из путешественниц, существуют рядом со снижающимся уровнем сервиса, а поездки в поездах оставляют общее неприятное впечатление.
Что ж, выходит «мёд» 50 –процентной скидки и «дёготь» не лучшего сервиса, действительно, остаются в одной «бочке».
«ВЕДОМОСТИ Урал» следят за темой.