Достижима ли прозрачность образования цен на авиабилеты? Есть ли чёткие формулы и нормативы? Почему с января этого года тарифы на воздушные перелёты ежемесячно растут в довольно ощутимом для нашего кошелька диапазоне 9-22 процентов? Эти актуальные вопросы обсуждались на совместном заседании комитета по экономической политике СФ РФ, высокопоставленных представителей авиационной отрасли и профильных министерских чиновников.
По результатам разговора было составлено письмо с рекомендациями на имя вице-премьера Виталия Савельева, подписанное руководителем комитета Совета Федерации, господином Кутеповым.
Оказывается, чтобы установить, наконец, прозрачность механизма ценообразования в авиаотрасли, не нужно изобретать новых формул, достаточно вспомнить об уже имеющейся.
Есть одна, понятная, зафиксированная, в так называемом, «семьсот двадцать четвёртом» постановлении правительства.
Разрешённый уровень рентабельности по ней – 20 процентов от себестоимости. Что означает - лишь пятую часть всех своих издержек и не более авиакомпания может закладывать в цену, что называется, «сверху».
Отмечено, что правила этого хозяйствующие перевозчики не придерживаются, то есть существует некий волюнтаризм.
Если пассажир приобретает билет очень близко к часу вылета, компании могут задрать цену, далеко уйдя за двадцатипроцентную маржу.
Правда, справедливости ради, надо сказать, когда покупка места в самолёте происходит хорошо загодя до даты взлёта, билет может быть продан даже ниже себестоимости. Но это, считают представители власти, лишь подчёркивает отход от любых правил и невозможность контроля за ценообразованием.
Отметим, обычно жители Екатеринбурга в целях экономии покупают билеты заблаговременно.Так, например, наиболее популярным зарубежным направлением для отдыха в начале 2024 года был Дубай. В среднем екатеринбуржцы покупали авиабилеты в этом направлении за 41 день до вылета. На другие популярные направления билеты обычно бронируются за два месяца до путешествия. И это действительно дает существенные преимущества в части стоимости перелета.
Сейчас предлагается утвердить единый механизм формирования тарифов с такими же понятными «верхними сдержками».
Найти ту грань, при которой отрасль не упадёт вниз, а россияне, смогут потянуть подъём вверх.
Далее. На совещании в Совфеде озвучены претензии пассажиров с детьми. Не всеми авиакомпаниями выполняется общая норма, по которой российская детвора до 12 дет должна летать в полцены взрослого.
Парламентарии предписали правительству директивно зафиксировать все скидки, обновив «Общие правила воздушных перевозок», принятые ещё 17 лет назад.
Следующий повод для растущего недовольства путешествующих воздухом россиян – практика аннулирования транзитных билетов.
Выглядит это так. Предположим пассажир оплатил стыковочный маршрут, состоящий из трёх сегментов – из города А в Б, а потом из Б в С. Так вот, если вдруг он, по каким-то личным причинам, предпочтёт добраться из А в Б, скажем, на автомобиле, то его право вылететь из Б в С авиакомпании сегодня автоматически аннулируют.
Есть ли в этом хоть какая-то логика? - возмутились участники совещания. Абсолютно никакой. Принять меры к устранению порочной практики аннулирования билетов – таковым было очередное предписание законодательной власти в адрес чиновничества.
Учредитель сервиса RunAvia, господин Патраков поделился с «Известиями» своим взглядом на вещи, в частности на предложение власти подчинить ценообразование общей прозрачной методике.
Он посомневался что при нынешнем частом изменении самой структуры входящих в понятие «себестоимость» величин, можно этот параметр зафиксировать единожды в одной формуле.
Себестоимость, сетует эксперт, растёт третий год подряд. Причина – санкции, рыночные факторы. Меняется структура себестоимости, фиксация которой будет усложнена.
В унисон с ним высказался и руководитель агентства «АвиаПорт», господин Пантелеев, хотя и достаточно обобщённо.
Власть, убеждён специалист, должна заботиться о том, чтобы росли доходы населения. Тогда и авиабилеты будут доступны большинству по цене. А вот с авиаперевозчиков финансовую нагрузку сейчас бы лучше снизить…
При такой незавидной разноголосице суждений и интересов, правительству лишь остаётся не ошибиться с учётом всех факторов в поиске золотой середины.