В июле заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Зайцев провел личный прием граждан и руководителей организаций в приемной Президента Российской Федерации в Екатеринбурге.
Приём заявителей из разных регионов Уральского федерального округа вёлся как в формате личного общения, так и посредством видео-конференц-связи.
Ряд обращений граждан касался проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе о непринятии мер по своевременному вывозу твердых бытовых отходов с контейнерных площадок, несоблюдении безопасности аварийных домов, недостаточном содержании дорог.
Поступали также жалобы на нарушения прав инвалидов при определении группы инвалидности и на длительное отсутствие необходимых лекарственных средств. Заявители сообщали о незаконном отказе в назначении социальных выплат и пособий для семей с детьми, о неправомерном отказе в назначении страховой пенсии по старости, о списании сумм из пенсий судебными приставами-исполнителями, что привело к уменьшению дохода до уровня менее прожиточного минимума.
Личный приём заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Зайцев проводил в приемной Президента Российской Федерации в г. Екатеринбурге
В ходе личного приёма Сергей Зайцев принял главного редактора «ВЕДОМОСТИ Урал». Татьяна Попова обратилась по двум социально важным вопросам, которые стали поводом для проведения масштабных журналистских расследований, выявивших многочисленные нарушения закона, прав граждан и бизнеса.
Один из вопросов касался многочисленных нарушений, допускаемых при осуществлении захоронений на кладбищах города Екатеринбурга, и мер, принимаемых по данным фактам прокуратурой города Екатеринбурга. Проблемы, озвученные Татьяной Поповой, также неоднократно поднимались на страницах издания.
По мнению редакции, главная проблема в похоронной сфере Екатеринбурга - это искусственно созданный дефицит свободных мест захоронений на городских кладбищах и запредельные цены на услугу копки могилы. Несмотря на то, что земля на кладбищах, в соответствии с действующим федеральным законодательством, предоставляется бесплатно, гражданам приходится платить коммерческим землекопам от 75 до 300 тыс. руб. за рытьё могилы. Происходит это благодаря «нулевой» конкуренции на рынке услуг копки могил, самовольному трактованию городскими чиновниками федерального и местного законодательства, в том числе понятий «родственное захоронение», «свободное место захоронения», и действию на большинстве кладбищ неизвестно кем и неизвестно когда установленных запретов на новые (неродственные) захоронения.
На сайте МКУ "Служба городских кладбищ" сообщается, что большинство кладбищ предназначено только для родственных захоронений
Официальные должностные лица МКУ «Служба городских кладбищ» и Администрации Екатеринбурга в своих ответах утверждают, что запреты на новые захоронения на большинстве кладбищ установлены из-за того, что свободных для новых захоронений мест нет - якобы 70% площадей уже заняты захоронениями, а более 70% территории захоронения занимать не могут по действующим санитарным нормам. Поэтому и разрешены только родственные захоронения.
Если в общепринятом понимании, которого придерживаются и официальные власти различных муниципалитетов в разных регионах нашей страны, родственным является захоронение, смежное (в одной оградке) с могилой ранее захороненного родственника, то чиновники Администрации Екатеринбурга заявляют, что таковым считают захоронение в любом месте в пределах кладбища, на котором ранее был погребен родственник умершего. Но при этом не могут дать разумного объяснения, откуда берутся места для таких «родственных» захоронений, если по их же утверждениям, свободных мест на кладбищах уже не осталось... В ряде официальных ответов многозначительно сообщалось, что места для захоронений предоставляются «в индивидуальном порядке», причем в некоторых случаях - прямо на асфальтированных внутрикладбищенских дорогах... Фактически же почти на всех крупных кладбищах в действительности имеются свободные для новых захоронений участки, на некоторых - целые секции, что подтверждается фотоматериалами журналистских рейдов.
При этом под видом родственных массово осуществляются захоронения на вновь отводимых участках. Примечательно, что в процессе предоставления земельных участков документы, подтверждающие право заявителей на родственное захоронение, предъявляются только для обозрения, копии таких документов не истребуются сотрудниками кладбищ и не хранятся. Длительное время также не осуществлялось межведомственное электронное взаимодействие с ГИС «ЕГР ЗАГС» в целях подтверждения подлинности предъявляемых заявителями документов.
Ни одного документального подтверждения установления процента площади зоны захоронений на кладбищах Екатеринбурга в ходе проводимых проверок чиновниками представлено не было. При этом у кладбищ отсутствуют проекты, а инвентаризации на них по понятным причинам не проводятся, чем игнорируется Поручение Президента РФ от 9 июля 2017 года N Пр-1330, изданное по результатам проверки Контрольного управления Президента, где Свердловская область была отмечена как регион, в котором «имеет место сращивание интересов ритуальных агентов и интересов работников органов местного самоуправления, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и специализированных служб».
Из доклада Контрольного управления Президента Российской Федерации о результатах проверки исполнения законодательства и решений Президента РФ по вопросам организации погребения и похоронного дела, 2017-й год
Президент В.В. Путин поручал исполнительным органам власти всех субъектов РФ «для исключения искусственного дефицита мест погребения» разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающий обязательное проведение инвентаризаций кладбищ...
Установление должностными лицами мэрии Екатеринбурга и МКУ «Служба городских кладбищ» запретов (ограничений) на виды захоронений при наличии свободных земельных участков земли под новые захоронения может прямо нарушать права граждан, гарантированные ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Также имеют место факты бесконтрольного установления на кладбищах огромных надмогильных сооружений, размеры которых существенно превышают площадь выделяемого по нормативу земельного участка под захоронение.
Кроме того, одной из наиболее значимых проблем для граждан является сложность, а в некоторых случаях и невозможность воспользоваться услугами погребения и/или кремации на безвозмездной основе в рамках гарантированного перечня. Как ранее сообщали «ВЕДОМОСТИ Урал», в нарушение федерального законодательства в Екатеринбурге в течение пяти лет (!) под надуманными предлогами не осуществлялись кремации умерших на безвозмездной основе, несмотря на наличие в городе муниципального крематория. После обращения главного редактора «ВЕДОМОСТИ Урал» в Свердловское УФАС и органы надзора прокуратура Ленинского района Екатеринбурга внесла представление руководству «Службы городских кладбищ» - в результате с 31.01.2023 заключен соответствующий муниципальный контракт. Однако как исполняется этот контракт, неизвестно - по состоянию на 31.03.2023 ни одной кремации проведено не было...
Что касается захоронений на безвозмездной основе, по факту они осуществляются только на «Лесном» кладбище, и только в спецсекции для неопознанных и невостребованных трупов (соответствующая информация о произведенных захоронениях была официально представлена в редакцию Администрацией Екатеринбурга), тогда как Федеральный закон № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантирует, в том числе на безвозмездной основе в рамках гарантированного перечня, захоронение на любом кладбище в соответствии с прижизненным волеизъявлением умершего.
Антикоррупционная экспертиза административного регламента, регулирующего порядок оказания муниципальной услуги «Предоставление земельного участка для захоронения умершего» по неизвестным причинам прокуратурой города Екатеринбурга не проводится, а принятые прокуратурой города меры не привели к реальному восстановлению нарушенных прав граждан. Между тем, Генеральный прокурор РФ И.В. Краснов, задавая вектор прокурорам, неоднократно подчеркивал, что итогом проверок, проводимых органами прокуратуры, должно быть реальное восстановление прав граждан.
В Екатеринбурге нарушениям прав граждан способствует правовой хаос и бардак, который, судя по всему, может вполне устраивать официальных должностных лиц Администрации города Екатеринбурга. При этом ситуация в похоронной сфере Екатеринбурга обострилась с 2018 года, когда был принят действующий административный регламент предоставления мест под захоронения. В том же году были прекращены кремации на безвозмездной основе, а из состава административных процедур предоставления услуг по погребению в рамках гарантированного перечня исключено участие подрядных организаций. Примечательно, что именно с 2018 года муниципальную «Службу городских кладбищ» возглавил бывший сотрудник областного полицейского главка, руководивший его «антикоррупционным» подразделением, Константин Калашников.
Кроме того, при существующей ситуации есть основания предполагать, что рынок услуг по копке могил на кладбищах Екатеринбурга может находиться под контролем ОПГ, которая ограничила свободный доступ на этот рынок законопослушным предпринимателям - копать могилы могут только бригады, «работающие при кладбищах», которые предположительно входят в одну структуру, устанавливая фактически монопольные цены. При отсутствии реальной конкуренции говорить о защите прав законного бизнеса не приходится. Фактически возможность выкопать могилу самостоятельно либо привлечь для этого сторонних лиц у граждан отсутствует. И за прошедшие полтора года ситуация абсолютно не изменилась - ни для граждан, которые платят огромные суммы за копку могилы, ни для предпринимателей, которые по факту как не имели, так и не имеют реального доступа на этот рынок...
Татьяна Попова отметила, что ранее редакцией «ВЕДОМОСТИ Урал» уже трижды направлялись официальные обращения в органы прокуратуры по данным фактам, с приложением всех результатов журналистского расследования, включая полученные редакцией официальные ответы, но все обращения в итоге передавались на рассмотрение в прокуратуру города Екатеринбурга (с 2015 года возглавляет прокурор Светлана Кузнецова), которая длительное время вообще не усматривала нарушений и оснований для принятия мер прокурорского реагирования...
Стоит заметить, что в сети Интернет, в средствах массовой информации, социальных сетях, на YouTube-каналах имеется огромное количество публикаций, видеосюжетов и живых комментариев горожан о том, что в действительности происходит на кладбищах Екатеринбурга, и как ведут себя при этом работники муниципальной специализированной службы, а также иные "неустановленные" лица, находящиеся на кладбищах, при обсуждении вопросов, касающихся копки могил. Доходит до того, что люди, отказывающиеся платить коммерческим землекопам больше 100 тысяч, не могут захоронить тело на протяжении месяца... Некоторые, чтобы добиться гарантированных законом прав, вынуждены привозить катафалк с гробом к стенам городской мэрии. Другие - залезают в долги, берут кредиты под огромные проценты, продают имущество, чтобы достойно проводить в последний путь близкого человека. Городская прокуратура как орган, которому поднадзорны Администрация Екатеринбурга и МКУ "Служба городских кладбищ" обязаны реагировать на такие факты.
Только с третьего раза прокуратурой города Екатеринбурга было внесено два представления в адрес главы Екатеринбурга, исполнение которых, однако, не привело к каким-либо существенным изменениям и восстановлению прав граждан и законного бизнеса...
Главный редактор «ВЕДОМОСТИ Урал» обратила внимание заместителя Генерального прокурора, что серьезно и компетентно проверку провели только сотрудники прокуратуры Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, куда редакция обращалась в отношении деятельности двух кладбищ - «Восточное» и «Северное». По результатам данной проверки были выявлены многочисленные нарушения, в связи с чем внесено представление главе города Екатеринбурга. Вместе с тем в ходе разговора с заместителем Генерального прокурора Татьяна Попова выразила мнение, что ситуация требует вмешательства как минимум региональной прокуратуры...
В ходе диалога Сергей Петрович подчеркнул, что озвученные проблемы действительно имеют важное социальное значение, и всем фактам непременно будет дана должная правовая оценка. По обращению редакции о нарушениях в похоронной сфере Екатеринбурга заместитель Генерального прокурора по видео-конференц-связи обратился к прокурору Свердловской области Борису Крылову, поручив ему создать рабочую группу для проведения тщательной проверки всех изложенных в обращении главного редактора «ВЕДОМОСТИ Урал» фактов, в том числе поручил при необходимости обращаться за информацией непосредственно к руководству редакции.
Второй вопрос, с которым главред «ВЕДОМОСТИ Урал» обратилась к Сергею Зайцеву, касался длительного нарушения прав несовершеннолетних учащихся МБОУ СОШ № 215 в деревне Коптяки городского округа Среднеуральск, где чиновники третий год подряд санкционируют работу так называемой «элитной» школы в частном коттедже при наличии более десятка нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Кроме того, главный редактор «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» просила замгенпрокурора обратить внимание и дать оценку возможной коррупционной составляющей в деятельности этого образовательного учреждения, которое, несмотря на свой муниципальный статус, фактически более двадцати лет работает в режиме частной платной школы, предназначенной для определенного контингента обучающихся. Как известно, в школе учатся дети (в том числе проживающие в других муниципалитетах), родители которых на постоянной основе вносят в созданный при школе фонд крупные денежные пожертвования. При этом большинство детей, проживающих на закрепленной территории и имеющих полное право посещать школу по месту жительства, вынуждены ездить учиться в соседний Среднеуральск, находящийся в пяти километрах от дома.
По сведениям редакции, крупные денежные пожертвования в школьный фонд платят практически все родители школьников, и исходя из среднего размера взноса и численности учащихся, общая сумма таких поступлений в Фонд развития МБОУ СОШ № 215 может достигать до 20-25 млн рублей в год. За счет многомиллионных пожертвований школьный фонд многие годы улучшал личное материальное положение директора муниципальной школы, что было установлено в ходе проверки, проведенной в 2021 году Главным управлением Министерства юстиции по Свердловской области.
Сергей Петрович согласился, что нарушения в школе действительно серьезные, подчеркнув, что вопрос находится на особом контроле Генерального прокурора РФ, и необходимые меры органами прокуратуры принимаются и будут приниматься - до тех пор, пока нарушения не будут устранены.
Прокурорские проверки незамедлительно организованы и по всем другим обращениям, озвученным гражданами в ходе личного приёма, их результаты поставлены Управлением Генеральной прокуратуры РФ по УрФО на контроль.
Комментарии
Вот вам и контроль генерального прокурора Что, скажут, законно?