$
92.59
100.27

Сообщить информацию

Пишите заявления! Свердловские власти обещают помочь всем, кто пострадал от действий убитого застройщика Максимова и других его «коллег»

20.01.2023

«Прочла недавно у вас на сайте статью про «легендарного» нашего строителя Воробьева, который кинул сотни семей, обещая построить для них доступное жилье. Там написано, что пострадавших от Воробьева людей включили в какой-то областной реестр, и государство им окажет помощь. Но ведь кроме Воробьева были тут у нас и другие мошенники. Максимов тоже многих людей обобрал и оставил без жилья. Он тоже на Уралмаше дома строил. Знаем, что убили его несколько лет назад. Наделал он делов...  Но люди-то, которых его семейка надула, никуда не делись, им надо где-то жить. Напишите, пожалуйста, включат ли их в этот реестр? И по убийству Максимова тоже. Нашли убийцу, или убийц?

Маргарита, Екатеринбург»


Чтобы ответить на вопрос читательницы, редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» направила официальный запрос на имя губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, по инициативе которого в 2019 году Правительством региона был создан Фонд защиты прав участников долевого строительства Свердловской области. Как оказалось, воспользоваться помощью государства сегодня могут не только граждане, вложившие деньги в сомнительную «долёвку», но те, кто пострадал от мошеннических действий застройщиков, незаконно насаждавших многоквартирные дома на землях ИЖС.

В ответе не редакционный запрос «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» заместитель Департамента информационной политики Свердловской области Сергей Симаков сообщил, что в соответствии со статьей 30 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-03, в реестр лиц, имеющих право на поддержку из Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Свердловской области, могут быть включены граждане, пострадавшие от действий всех застройщиков, возводивших многоквартирных дома на землях для ИЖС, включая застройщика Дмитрия Максимова. В ответе департамента информполитики уточняется, что обратиться с заявлением о включении в реестр может любой гражданин, пострадавший от деятельности лиц, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 123-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» возбуждено производство о банкротстве застройщика. Сообщается, что с апреля 2022 года инвестор-застройщик уже ведет работу с гражданами, включенными в Реестр, путем организации рабочих встреч. Завершить процесс по оказанию мер поддержки планируется до конца 2023 года.

Таким образом, главным условием попадания в реестр обманутых дольщиков является наличие возбужденного производства о банкротстве застройщика. Отметим, что заявление о признании покойного Дмитрия Максимова банкротом поступило в Арбитражный суд Свердловской области в сентябре 2018 года, спустя четыре месяца после того, как стало известно о его убийстве. Согласно данным финансового управляющего, стоимость имущества, оставшегося после смерти Максимова, составила чуть более 11 миллионов рублей - это два земельных участка в переулке Татарском в Екатеринбурге. В мае прошлого года они были выставлены на торги, в то время как ущерб пострадавших от действий Максимова составляет порядка 100 миллионов... Очевидно, что пострадавшим может помочь теперь только государство.


Помогал пенсионерам... лишиться жилья

Напомним, Дмитрий Максимов «прославился» несколько лет назад, став самым молодым застройщиком, незаконно привлекавшим денежные средства граждан на  строительство многоквартирных жилых домов на земелях частного жилого сектора - в основном, на территории Уралмаша и Эльмаша: по ул. Орловской, Расковой, Линейной, Норильской, а также Харьковской, Баумана и в пер. Татарском.

Максимов, как и его старший «коллега» Владимир Воробьев, осужденный к 6,5 годам за мошенничество, действовали по одной схеме. Выкупали в частном секторе земельные участки с домами под снос, после чего чего строили на них трехэтажные многоквартирники. Для строительства привлекали денежные средства граждан, заключая с ними договоры инвестирования, о совместной деятельности, в некоторых случаях договоры займа. При этом никаких разрешительных документов и даже проектной документации на дома у застройщиков не было.

Первый многоквартирный дом на 30 квартир был построен Максимовым в 2012 году, на улице Линейной, в частном секторе напротив ТРЦ «Радуга-парк». В сентябре 2014-го этот дом был снесен по решению суда. Всего застройщик возвёл на землях ИЖС семь таких многоквартирников, три из которых успел заселить жильцами.

Примечательно, что рекламу своих «новостроев» Максимов и Воробьев публиковали в газете для пенсионеров. В поддержку подобного «малоэтажного строительства» тогда открыто выступал главный «пенсионер» Свердловской области и иные известные лица...

К слову, на фасаде дома по ул. Линейной, который позже был снесён, размещался баннер с надписью «Дом пенсионеров» и логотипом РПП.

Пострадавшими от этой масштабной аферы оказались в основном именно пенсионеры, а также инвалиды, студенты, одинокие мамы, молодые семьи, в том числе многодетные. Люди, поверив обещаниям строителя «доступного жилья», вкладывали в строительство незаконных многоквартирников все свои сбережения, некоторые продавали имеющееся жильё, рассчитывая стать обладателями нового благоустроенного жилья. Добиваться уголовного преследования Максимова им пришлось несколько лет.

Напомним, что именно редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» активно освещала темы незаконного строительства на землях ИЖС в Екатеринбурге, что вызывало очевидное недовольство аферистов.

В 2015 году Дмитрий Максимов даже обращался в суд, заявив, что журналисты «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» опорочили его «честное имя». При общении с журналистами нашего издания в суде, а также со свидетелями - пострадавшими от его действий гражданами, Максимов вёл себя не совсем адекватно.

Тогда, надо сказать, не обошлось без «чудес» - Кировский районный суд (первая судебная инстанция) частично удовлетворил требования истца. Единственным аргументом суда в пользу Максимова было отсутствие у него процессуального статуса обвиняемого в возбужденном уголовном деле. «ВЕДОМОСТИ Урал» обжаловали это решение в Свердловский областной суд, где в ходе апелляционного рассмотрения дела Максимов потерпел полное фиаско. В марте 2016 года облсуд встал на сторону редакции и обманутых нелегальным застройщиком граждан: решение суда первой инстанции было отменено и принято новое решение - отказать Максимову в удовлетворении всех его требований в полном объёме.

 

Долгое следствие, печальный финал...

Отметим, что на тот момент статус Максимова в уголовном деле изменился, поскольку в декабре 2015-го он добровольно написал явку с повинной, чистосердечно признавшись в самоуправстве и незаконном предпринимательстве... рассчитывая на освобождение от уголовной ответственности за истечением срока давности. Однако потерпевшие настаивали на том, чтобы горе-предпринимателя судили не за самоуправство, а за мошенничество.

Кстати, в том же 2016 году, когда уже расследовалось уголовное дело, скандальный застройщик открыл в центре Екатеринбурга офис агентства недвижимости "Социальное"... В Антикоррупционный комитет по Свердловской области, который выступал инициатором уголовного преследования Дмитрия Максимова, тогда поступали сообщения о двойных продажах квартир... которые на тот момент уже подлежали сносу по решению суда.

Председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев:

- В нашу организацию поступало большое количество жалоб - как от соседей новостроек, неожиданно «выросших» на землях частного жилого сектора, так и от обманутых граждан, заключивших договоры с застройщиком о приобретении квартир в таких домах. Узаконить эти дома было невозможно в силу действующего законодательства. Длительное время сотрудники полиции, к которым обращались с заявлениями потерпевшие, не усматривали состава преступления в действиях Максимова и отправляли граждан в суд.

Добиться возбуждения уголовного дела, безусловно, помогла широкая огласка в средствах массовой информации - и по Максимову, и по Воробьеву, и по другим их «коллегам». Но СМИ бывают разные, и в своей практике нам нередко приходилось сталкиваться с журналистами, которые не гнушались писать хвалебные статьи в угоду лиц даже с такой сомнительной, мягко говоря,  репутацией - небесплатно, конечно. Но если подключаются действительно принципиальные и независимые СМИ, освещая ту или иную острую тему, то результаты в большинстве случаев положительные. Я не сомневаюсь, что именно благодаря публикациям журналистов, предостерегавших людей от покупки такого «доступного жилья», количество пострадавших от мошенничества было гораздо меньше, чем могло быть.

Только в апреле 2018 года было завершено расследование уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере, где обвиняемой выступала ближайшая родственница Дмитрия Максимова. В отношении него дело было выделено в отдельное производство в связи с розыском обвиняемого. По версии следствия, потерпевшими от преступной деятельности Максимовых стали 84 человека, которым был причинен ущерб в сумме более 97 млн рублей.

Перед судом Дмитрий Максимов так и не предстал. В мае 2018 года его труп с признаками насильственной смерти был обнаружен в гаражах на Уралмаше, завёрнутым в одеяло, где пролежал не меньше 3-4 месяцев. По сведениям источников редакции, 30-летний Максимов был задушен. По факту убийства возбудили уголовное дело, расследование которого в настоящее время приостановлено.

Редакция направила запрос в прокуратуру Орджоникидзевского района Екатеринбурга и в районный следственный комитет, из ответов которых следует, что лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу, до настоящего времени не установлено.

Однако после смерти Максимова основные версии высказывались две: либо он стал жертвой мести кого-то из обманутых им граждан, либо его «убрали» соучастники.

Глава Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев убеждён, что Дмитрий Максимов никогда не был истинным организатором этого незаконного бизнеса:

- Незадолго до смерти Максимова, когда он уже являлся обвиняемым по уголовному делу, я лично с ним общался - он приходил в приемную Антикоррупционного комитета, надеясь как-то разрешить свои проблемы. В ходе разговора стало понятно, что он не владеет вообще какой-либо информацией о собственном бизнесе, он путался, ни на один вопрос ответить компетентно и по существу не мог. И после встречи с ним я только укрепился во мнении, что этот человек в силу своей молодости, отсутствия жизненного опыта и вообще, должной компетентности в вопросах строительства, по моему мнению, просто был не в состоянии проворачивать подобные аферы. Ему отводилась лишь роль исполнителя, «зиц-председателя». Считал и считаю, что тогда работала организованная преступная группа, действовавшая под покровительством некоторых сотрудников контролирующих органов.

До сих пор остаётся загадкой, почему долгое время городские чиновники не предпринимали своевременных и реальных действенных мер против незаконного строительства многоквартирных домов на землях ИЖС. Достоверно известно, что многие из этих объектов строились на основании разрешений, выданных горадминистрацией на строительство одноквартирных жилых домов для проживания одной семьи. Выдавая такие разрешения, должностные лица прекрасно видели, что «семья» состоит из 27-30 человек, которые не связаны между собой родственными узами. Тем не менее, выдавали...

Само уголовное дело в отношении Максимова, как и в случае с Воробьевым, расследовалось долго - сотрудники полиции упорно не усматривали в его действиях состава преступлений. В 2014-2016 годах покупатели, оставшиеся без жилья и без денег, приходили на прием в Антикоррупционный комитет почти каждую неделю. Они писали заявления в полицию, из которой их отправляли в суд - «разрешать гражданско-правовые споры». В то время это была весьма распространённая практика - перекладывать свою работу на судей и на самих потерпевших, которые, потеряв все свои сбережения, были вынуждены тратиться еще и на адвокатов. Сдвинуть это с мертвой точки удалось с большим трудом - долгое время уголовное дело было бесфигурантным, а после явки с повинной следствие по неизвестным причинам квалифицировало действия Максимова не как мошенничество, а как самоуправство и незаконное предпринимательство. Стоит отметить принципиальную и компетентную позицию суда, который дважды возвращал дело в прокуратуру с формулировкой «для квалификации действий как более тяжкого преступления».

Не думаю, что убийство совершил кто-то из потерпевших. Скорее всего, его «убрали» сами организаторы  этого бизнеса. Возможно, Максимов, осознав реальный шанс оказаться за решёткой за мошенничество, мог начать угрожать своим «вышестоящим» подельникам сдать их, если те его не «вытащат»... Финал печален. Честно говоря, мне жаль его. Молодой парень, 30 лет. Да, он преступил закон, пострадало много людей, и он заслуживал наказания... но уж точно не смерти. 

Сегодня хочется надеяться, что государство действительно не оставит в беде тех, кто оказался обманут мошенниками, и окажет реальную поддержку людям, оказавшимся на улице по вине недобросовестных застройщиков. На будущее хотелось бы пожелать нашим гражданам: прежде чем вкладывать деньги в какие-либо проекты, какими бы привлекательными и надёжными они не казались, сто раз подумать, проверить, оценить все риски, и обязательно проконсультироваться с опытными и компетентными юристами.

В 

«ВЕДОМОСТИ Урал»

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK