Сначала новость, вдохновившая «ВЕДОМОСТИ Урал» на углубление в тему. Вазовская, флагманская Lada Aura скоро выйдет в новой версии – укомплектованной электрическим двигателем. Уже начались ездовые испытания.
После презентованного в прошлом месяце автофургона e-Largus, это будет второй опыт перевода отечественным автопромом российских моторов с бензина на электрическую тягу. Впрочем, второй, если, не считать «Москвич Зе» - лицензионную копию китайского кроссовера, сошедшего с конвейера столичного завода.
Глава корпорации «Ростех», господин Чемезов, публично анонсируя премьеру, меж тем, избежал коснуться технических параметров ожидаемой электрической «Лады».
Остаётся предположить, что по аналогии с фургоном e-Largus, мощность электромотора новинки будет не меньше 163 «лошадок», что явно превзойдёт сегодняшний силовой предел бензиновой «Ауры».
Можно даже попытаться спрогнозировать стоимость новинки на выходе в рынок. Чтобы сделать это с достаточной долей приближения, нужно сравнить ценовые пропорции бензиновой в 1,67 млн руб. и электрической в 2,99 млн версий старшего брата «Ауры», всё того же e-Largus.
Логика ценовой экстраполяции, с учётом того, что «Аура» на жидком топливе стоит сегодня не ниже 3 миллионов, даст нам где-то 4, 5 миллиона рублей за одноимённый «электромотор».
Но будет ли соответствовать производительность вазовских станков показателям реальных продаж электрокаров автогиганта? Не случится ли «затоварки» складов из-за не в полной мере созревшего спроса?
Разберёмся в трендах.
С января по июль этого года в России, как сообщают «НИ», было реализовано 11 387 авто на электрической тяге. Наибольший пик продаж дал март.
Если взять общее число всех новых ушедших к автолюбителям моторов, доля электрических покажется совсем небольшой – всего 1 процент.
Но даже в этой, скромной пока, доле Россия только готовится потеснить электрических «китайцев». Но чем потеснить? Сравнимой ли мощью? Ценой ли? Или доступностью «родных» запасных частей? Рынок скоро ответит на эти вопросы лучше, чем кто-либо-другой. Будем наблюдать.
В автосалонах Екатеринбурга даже поставляемые по параллельному импорту китайские электрокары «Zeekr» сегодня явно не боятся конкуренции. Ну или пока не боятся… Сейчас они – самые ходовые.
К примеру, екатеринбургский раздел популярного ресурса drom.ru выдал «ВЕДОМОСТЯМ Урал» 96 предложений электромобилей, большинство из которых произведены в Поднебесной.
«Зеккеры» идут в уральскую столицу через третьи страны. Один из посреднических вариантов транзита – Кыргызстан.
Меж тем, в екатеринбургских онлайн- объявлениях вашему корреспонденту не довелось найти предложений отечественных электровозов ни на первичном рынке, ни после чьих-то рук.
Предположу, что вследствие молодости «электро-сегмента» национального автопрома «е-вторичка» еще не накопилась и не заполнила рынки регионов.
Но только ли цена мешает наметившемуся было в России тренду взять курс на масс-маркет. Заметим, во многих странах переход на экологический источник энергии мотора идёт куда стремительней.
Предположу, что помимо кусачей цены, главный, сдерживающий российского потребителя, фактор – отсутствие разветвлённой инфраструктуры заправочных станций. Да, электрокар – это здорово и заманчиво. Но!
Сможете ли вы на своём крутом, премиальном авто подъехать к любой АЗС и так же легко «залиться» электроэнергией, как вы делаете это в варианте с бензиновым шлангом? Ответ – нет. Не всегда и не везде.
Хотя, есть альтернатива, к которой, судя по всему, и прибегают первопроходцы из одного процента продаж. Это – самостоятельная подзарядка электромобиля дома.
«ВЕДОМОСТИ Урал» изучили вопрос. У домашней заправки, как оказалось, есть лишь два минуса. Причём, преодолеваемых.
Первый минус – временной. Если на, пусть редкой в наших мегаполисах, специализированной электрозаправочной вы зарядите свой автомобиль за час-полтора, то эта же манипуляция с собственной силовой розеткой займёт до 15 часов.
Много ли это по времени? Тут как сказать. Зависит от эксплуатации машины. Если в среднем мощности целиком заряженного мотора хватает на 400 км, то процедура «дозаправки» наверняка не будет ежедневной.
Второй минус домашней подзарядки связан с локацией проживания владельца. Обеспечить восстановление батареи авто до полной мощности гораздо удобнее в частном доме, нежели в многоквартирном. Вам, попросту, тяжело будет тянуть электрокабель, скажем, с третьего этажа до своей машины под окнами, а потом ещё и контролировать процесс в течение долгих 15 часов.
Из этого ваша корреспондент рискнёт предположить, что сегодняшние покупатели e-мобилей – это, в основном, владельцы коттеджей.
Ну вот вам и плюсы, и минусы, и общая информация к размышлению на тему «иметь или не иметь».
Еще немного статистики. В начале 2023 года в Свердловской области насчитывалось 440 электромобилей. Для их обслуживания в Екатеринбурге действуют 40 электрозарядных станций.
Лично я всё же немного погожу. Погожу и в ожидании инфраструктуры заправок, и в надеждах на удешевление электрических «лошадок».
Ну а быть ли им отечественными? Почему, нет?