Хотите зарегистрировать права на недвижимость? Придётся встать пораньше потолкаться в очереди за вожделенный талон. И ещё не факт, что вам с первого раза повезёт. Впрочем, есть вариант - обратиться к посредникам. За отдельную оплату, конечно. Тем не менее, в самом областном Росреестре уверены: проблема тамошних очередей подаётся журналистами неправильно. О том, как обстоит дело на самом деле, разъясняет заместитель руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Коломина Людмила Рудольфовна.
Надежды на то, что электронное обслуживание в Росреестре не только упростит процедуру оформления документов, но и поможет ликвидировать очереди в этом ведомстве, пока не оправдались. Люди, которые ни свет, ни заря оккупируют вход в ТЦ «Антей» - тому подтверждение. (Там сдают документы на регистрацию и берут талоны на приём). В здании на пр. Ленина, 68 люди тоже ждут по 2 часа. (Там осуществляется выдача зарегистрированных документов).
- Людмила Рудольфовна, Вы признаёте наличие такой проблемы - непрекращающиеся очереди в ведомстве Росреестра? В чём причина очередей?
- Сразу хочу спросить: какие очереди вы имеете в виду - на получение выписок из реестра или очереди на регистрацию прав? Ведь это 2 разных заявления.
- Большинство граждан, которые обращаются в Росреестр, особой разницы в них не видят. Для них важно, как быстро они смогут получить в Росреестре нужный им документ. А там - нескончаемые очереди. Почему? В чём, по-вашему, их причина?
- Когда вы заходите в магазин, там ведь есть очереди? И вы не возмущаетесь. Пришли вы на почту, за загранпаспортом - везде очереди. Так было всегда.
- То есть столпотворение особенно по утрам в Росреестре - явление абсолютно нормальное?
- Нет, я так не говорю. Но на это есть объективные и субъективные причины.
- Давайте сначала поговорим об электронных услугах.
- Тогда это выписка из ЕГРП - о наличии или отсутствии зарегистрированного права собственности. У нас есть выписки открытого типа и закрытого типа. Первые может получить любой гражданин. Вторые - мы выдаём только лицам, определённым федеральным законодательством. В электронном виде мы выдаём и те, и другие. Чтобы получить открытую выписку по объекту, достаточно зайти на наш портал (раздел «Электронные услуги»), заполнить форму заявления, оплатить услугу (это можно сделать прямо с сайта через электронный кошелёк) и отправить нам. Работает эта услуга уже год. Она востребована. В Свердловской области только с 1 по 17 апреля текущего года через портал электронных услуг Росреестра сведения из ЕГРП запросили 740 человек, из ГКН - 2 985. 15-16 % от количества обращений за этой услугой - это обращения органов власти. То есть к нам лично на приём за выписками представители федеральных органов власти уже не ходят. Если мы говорим о выписке закрытого типа, то для неё нужна электронно-цифровая подпись. Для получения такой подписи на нашем портале (также в «Электронных услугах») можно найти все необходимые сведения - как и кого получить ЭЦП, чтобы она была совместима с порталом, как заполнить форму, а также перечень лиц, которые могут получить выписку закрытого типа. Далее также заполняется форма заявления, оплачивается, отправляется нам, и мы в течение 5 дней даём ответ.
- У электронной выписки из ЕГРП и бумажной равная юридическая сила?
- Да.
- Сколько стоит бумажная версия выписки и сколько электронная?
- Электронная дешевле. Плата за электронную информацию для физических лиц - 150 рублей, за бумажную - 200. При этом надо потратить время на два визита в отдел выдачи информации. Запрашивая электронную информацию о правах отдельного лица в одном регионе (например, о владельце квартиры или земельного участка), физическому лицу нужно заплатить 200 рублей (вместо 500 руб. за бумажный вариант). Но при этом надо знать, что необходимо воспользоваться ЭЦП. Выписка о праве собственности на объект для юридических лиц стоит в бумажной версии 600 руб., в электронном виде - 300.
- Как быть: получила я электронную выписку из реестра, пришла в банк, а мне говорят, раз подписи на документе нет, это уже не документ. Как доказать, что электронная выписка действительно выдана Росреестром?
- Работнику банка надо зайти на наш портал - в сервисе «Услуги» есть раздел «Проверка электронного документа», где подтверждается ЭЦП регистратора. Найти подтверждение просто - каждой выписке присвоен индивидуальный номер. Могу сказать, что не только инцидентов, но даже обращений к нам по этому поводу не было.
У нас в городе ведь сегодня мэрия, и арбитражный суд областной делают немало запросов именно в электронном виде. Электронный документооборот организован с налоговой службой, судебными приставами и так далее. Так что со стороны чиновников проблем как раз не возникает.
- С выписками, судя по вашим словам, всё хорошо - их можно заполучить, не выходя из дома. Теперь, что касается регистрации прав. Тут ведь дело обстоит иначе. Что делается Росреестром, чтобы очередей не было?
- У вас потенциальная работоспособность явно ведь не 24 часа в сутки. У наших работников - тоже. Почти каждый наш сотрудник работает в день по 12 ч. Объёмы подаваемых заявлений на регистрацию сделок и прав колоссальные. Пиковая нагрузка обычно бывает в конце года, в декабре. На сегодня она держится уже 4-й месяц и никоим образом не спадает. Более того, объём желающих подать на регистрацию прав только растёт.
- Чем, по-вашему, обусловлен такой всплеск спроса на данную услугу Росреестра?
- Мы не анализируем, почему оживился рынок недвижимости. Наше дело - регистрировать и вести реестр - в соответствии с законом № 122-ФЗ.
- Может, проблема очередей не столько в том, что оживился рынок недвижимости...
- Я пока назвала только одну причину. Вторая: у нас идёт колоссальное сокращение. (В соответствии с постановлением правительства от 28.01.2011 № 39 по всей стране идёт сокращение штата госструктур). Наше Управление за прошлый и этот год уже сокращено на 17 %. Это 145 штатных единиц (!). В перспективе - продолжение сокращения. При этом нагрузка на сотрудников не уменьшается. Кроме того, люди, которые у нас работают, это, как правило, молодые сотрудники. И они у нас уходят в декрет. У нас сегодня в декрете находятся более двухсот человек. И сколько ещё собираются. А сколько сотрудников сидит с детьми на больничных! В третьих, у нас за несколько лет зарплаты сотрудникам не прибавили ни на копейку. У нас в ведомстве минимальная заработная плата - 7 000 руб., максимальная - 10 000. Можно сегодня прожить на эти деньги? И это при колоссальной ответственности и объёмах работы! Плюс сколько проверок у нас происходит, сколько судов, на которые должны ходить наши специалисты.
- Какие суды и проверки вы имеете в виду?
- Наших сотрудников нередко вызывают для дачи пояснений по той или иной сделке - в правоохранительных органах интересуются позицией нашего Управления. К тому же в последнее время всё больше физических и юридических лиц оспаривают регистрацию права собственности через суды и правоохранительные органы. И это, с одной стороны, хорошо - собственники привыкают решать имущественные вопросы в правовом поле. Но штатное расписание нашего Управления не учитывает, например, значительный рост судебных заседаний, в которых наши специалисты участвуют в качестве третьих лиц. А это тоже время - время, которое фактически отнято от работы с документами заявителей. Поэтому я и говорю, что у нас в Управлении ситуация сейчас, как при Сталине во время войны, когда танки выпускали - мы работаем в таком же режиме. У меня рабочий день начинается с того, что я ломаю голову, где мне взять людей и перекинуть из одного отдела в другой, чтобы те, другие, выжили.
- Страшную картину вы рисуете...
- Это не страшная, это реальная картина. Потому что ситуация внутри никого не интересует. Всех интересует внешняя сторона: а вот у вас очереди!