Очередная внеплановая проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности прошла в МБОУ СОШ № 215 (Среднеуральск, Свердловская область) в конце мая этого года - территориальный отдел надзорной деятельности проверял, как выполнено февральское предписание. Как и прогнозировали «ВЕДОМОСТИ Урал», ни одного пункта предписания «элитная» школа не выполнила.
Судя по ответу отдела надзорной деятельности, поступившему на официальный запрос редакции, все пять пунктов ранее выданного школе предписания перейдут в новое, уже седьмое (!) по счету предписание. Не устраненными остались и три новых нарушения, которые были выявлены органом Госпожнадзора в ходе предыдущей проверки. Так что, школу скорее всего ждет очередной крупный штраф, который в случае наложения, как и прежние санкции, фактически будет оплачиваться налогоплательщиками.
Напомним, масса нарушений были выявлены надзорными органами в ходе проверки инициированной «ВЕДОМОСТЯМИ Урал» по результатам журналистского расследования. Главная проблема школы заключается в том, что используемое ею здание - это обычный частный коттедж. А если быть точнее индивидуальный жилой дом, принадлежащий экс-директору школы Захаровой, который более двадцати лет назад она приспособила под возглавляемое ею же учреждение образования (только в 2012-м дом был переведен в нежилой фонд - и то, как установила прокуратура, в нарушение требований законодательства). Многие годы чиновники местной администрации закрывали глаза на происходящее, но в 2021 году проверки, инициированные редакцией, выявили беспрецедентные и вопиющие нарушения в деятельности МБОУ СОШ № 215. И можно быть уверенным, что ни в одной другой российской школе ТАКИХ нарушений не найти - в том числе и потому, что другие муниципальные школы в частных жилых домах не открываются...
С момента первых проверок прошло почти три с половиной года. За это время школе и её учредителю - администрации ГО Среднеуральск - прокуратура внесла множество представлений с требованиями устранить нарушения федерального законодательства. Особое внимание обращалось на грубейшие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в числе которых было отсутствие вторых эвакуационных выходов на трех этажах здания школы, несоответствие путей эвакуации, несоблюдение противопожарного расстояния между зданием школы и сооружением газовой котельной, а также невозможность объезда здания пожарными машинами со всех сторон по всей длине.
Но вместо выполнения требований надзорных органов руководство МБОУ СОШ № 215, которое по закону об образовании обязано обеспечивать безопасность учащихся во время их нахождения в школе, предпочитало судиться с прокуратурой и отделом надзорной деятельности, заявляя о незаконности предъявляемых ими требований. При этом директор школы Захарова (ныне бывший) пафосно утверждала, в том числе публично в СМИ, что нарушений в её школе нет, либо они несущественные (лампочка перегорела, не те шторки повесили), а надзорщики к ней излишне придираются... На деле всё оказалось куда серьезнее - настолько, что вопрос встал о возможном приостановлении деятельности образовательного учреждения. Все суды школа проиграла, а выданные ей предписания и требования суды признали законными.
В судебных решениях было прямо указано, что нарушения пожарной безопасности в здании школы являются очевидными, и за три прошедших года у школы имелась возможность их устранить, однако не были приняты все зависящие меры.
В данной ситуации единственным разумным решением должен был стать перевод детей в другие, более безопасные образовательные учреждения. И ради справедливости надо отметить, что глава города Алексей Стасёнок в прошлом году действительно предпринимал попытку перевода - в школе № 215 проводилось родительское собрание с участием представителей прокуратуры и Госпожнадзора, где родителям разъясняли, что здание не соответствует требованиям пожарной безопасности, и нахождение в нем детей создает угрозу их жизни и безопасности, а также нарушает закон. Но спустя некоторое время позиция мэрии волшебным образом изменилась, что, по мнению редакции, связано с вмешательством в ситуацию неких влиятельных лиц...
После этого в администрации Среднеуральска заявили, что школа продолжит работать, несмотря на все имеющиеся нарушения. Напомним, отвечая на запросы редакции, прошлым летом глава администрации уверял, что все (!) нарушения будут устранены до начала 2023/2024 учебного года, чего, конечно же, не произошло. Тем не менее вопрос перевода учащихся больше никто не поднимает... Даже после того, как Свердловский областной суд сказал, что здание непригодно для размещения в нём образовательного учреждения.
Все понимают, что мэр Среднеуральска в первую очередь был заинтересован в том, чтобы избавиться от проблемной школы Захаровой, прекрасно осознавая, что легче, пожалуй, даже построить новую школу, чем устранить все выявленные в частном коттедже нарушения пожарной безопасности. Но, вместо того, чтобы оградить детей от смертельной угрозы, чиновники продолжают усиленно «спасать» саму школу...
Очевидно, что есть какая-то сила, которая, несмотря на все обстоятельства, включая вынесенные не в пользу школы судебные решения, упорно дает «зеленый свет» на продолжение её работы в пожароопасном здании. А учитывая, что работа СОШ № 215 неразрывно связана с «золотым» школьным фондом, можно предполагать в происходящем и наличие возможной коррупционной составляющей...
Тень над школьным фондом
В основе деятельности МБОУ СОШ № 215 на протяжении всего времени её существования был и остается созданный при школе Фонд развития, в котором ежегодно аккумулируются миллионы рублей за счет вносимых родителями школьников так называемых пожертвований. Сбор пожертвований обусловлен, прежде всего, фактом нахождения муниципальной школы в частном коттедже госпожи Захаровой, на содержание которого формально и осуществляется сбор пожертвований. Во главе фонда и в его Попечительском совете, который распоряжается всеми многомиллионными финансами, состоят приближенные к Захаровой лица (ранее много лет состояла и она сама). То, что родительские пожертвования в действительности были платой за обучение в муниципальной школе, и что за счет этих пожертвований фонд на постоянной основе улучшал личное материальное положение директора школы Захаровой, еще в 2021 году было установлено проверкой Главного управления Минюста России по Свердловской области. Отсюда логический вывод - не будет пожертвований школьного фонда - пропадёт смысл отдавать личный коттедж под муниципальную школу...
Из акта проверки от 20.02.2021 ГУ Министерства юстиции РФ по Свердловской области: директор школы Захарова многие годы входила в состав Попечительского совета Фонда развития МБОУ СОШ № 215 - высшего органа управления, занимавшегося вопросами расходования родительских пожертвований
Проверки подтвердили, что так называемые пожертвования родителей школьников являлись оплатой за обучение в муниципальной школе, где обучение, в соответствии со ст. 43 Конституции РФ должно быть бесплатным
Стоит заметить, что все до одного градоначальники Среднеуральска знали о практике сбора денежных пожертвований в школе Захаровой на оплату содержания здания (закон об образовании запрещает возлагать эти расходы на родителей), но никаких мер реагирования по этому поводу не принимали. С одной стороны, потому что дети самих руководящих чиновников администрации (не всех, но многих) учились именно в этой школе. С другой, были озабочены несколько иными проблемами... за что в итоге некоторые из них - Данилов, Астахов, Тарасов - и получили реальные тюремные сроки по коррупционным статьям, остальные - Козлов, Зашляпин, Ковальчик - оставили мэрское кресло, не проработав и половины положенного срока...
Нынешний мэр Стасёнок официально сообщает, что финансирование МБОУ СОШ № 215 осуществляется в полном объеме и своевременно, в том числе средства выделяются и на оплату всех коммунальных услуг, это значит, что никакой необходимости осуществлять сбор родительских пожертвований нет и быть не может.
В действительности школа № 215 вообще не нуждается в каком-либо дополнительном внебюджетном финансировании, так как на всё средства выделяются! Об этом официально уведомляет действующий глава Стасёнок. Впрочем, средства выделялись в достаточном объеме и в бытность его предшественника Ковальчика, о чем он также сообщал официально в редакцию "ВЕДОМОСТЕЙ Урал"...
Более того, мэр Стасёнок уверяет, что до родителей школьников на проводимых собраниях доводится информация о доступности и бесплатности образования в МБОУ СОШ № 215. "Обучающимся МБОУ СОШ № 215 в соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечено право на образование. С родителей, обучающихся плата за образовательные услуги МБОУ СОШ № 215 не взимается", - заявил глава Среднеуральска.
«Всё, что нажито непосильным трудом...»
Отдельная тема - имущество, приобретённое фондом на средства родительских пожертвований. Напомним, что фонд официально собирает деньги с 2009 года, и ранее ежегодно публиковал на сайте муниципального учреждения отчеты о закупках различного оборудования, мебели и прочего имущества - для нужд школы. Вот только за все 15 лет своей "плодотворной" деятельности так НИЧЕГО и не передал муниципальной школе, ради развития которой создавался. Надо понимать, что фонд - это некоммерческая организация, там нет производства, при котором закупленные товарно-материальные ценности списываются на себестоимость продукции. Всё закупленное имущество должно официально числиться на балансе организации - до тех пор, пока оно находится в пользовании. Но, удивительное дело, судя по балансу Фонда развития МБОУ СОШ № 215, все его имущество состоит из неких материальных запасов на смехотворную сумму 118 тыс. руб. (!) и пяти автобусов. Напомним, автобусы приобретались на родительские пожертвования, но были незаконно оформлены в личную собственность (!) некоторых руководителей и сотрудников школы, а возвращены в фонд и поставлены на его баланс только после обращения редакции "ВЕДОМОСТИ Урал" в прокуратуру...
Вопросы о том, куда делось остальное закупленное фондом имущество, на миллионы рублей (!), и почему оно не передано школе, редакция задавала президенту Фонда развития МБОУ СОШ № 215 Валентине Григорьевой, направив соответствующий официальный запрос. Ответ в редакцию так и не поступил.
Между тем, исходя из среднего размера «пожертвования», вносимого родителями учащихся МБОУ СОШ № 215, и численности обучающихся, всего в «котёл» школьного фонда может поступать до 20 миллионов рублей в год... на которые вполне можно было (при согласии родителей, которые явно были бы не против) провести все необходимые мероприятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности используемого под школу частного коттеджа. Однако тратить миллионы на обеспечение безопасности детей в планы фонда не входило. Вместо этого госпожа Захарова, еще будучи директором школы, полностью осознав, что закрывать глаза на нарушения требований пожарной безопасности больше никто не будет, начала отчаянно требовать деньги из бюджета на устранение нарушений. И произошло чудо - получила их...
Бюджетные деньги - в частную собственность?
На сегодняшний день известно о том, что в ноябре 2023 года местное управление образования предоставило школе Захаровой из бюджета субсидию в размере 4 946 293, 82 руб. с формулировкой «для устранения предписаний пожарной безопасности».
В январе 2024-го было заключено еще одно соглашение о предоставлении субсидии - уже на сумму 26 823 000 руб (!). В документе говорится о том, что средства субсидии предоставляются «на ремонт эваквыхода, обустройство пожарных резервуаров, приобретение насосной станции СОШ № 215». Суммы, надо сказать, впечатляют, особенно учитывая, что речь идёт о небольшой сельской школе, где обучается чуть более ста учеников...
Вложения бюджетных средств в установку пожарных резервуаров и гидрантов, размещённых на муниципальной земле, кажутся вполне оправданными, поскольку они обеспечивают безопасность не только школы, но и всех жителей деревни Коптяки, чего, в том числе, и добивалась редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», обращаясь в надзорные органы. А вот финансирование работ, связанных с частным зданием и участком, на котором оно стоит, вызывает серьезные вопросы. Давайте разберёмся, почему.
Прежде всего, как раз потому, что здание, в которое «вбухиваются» многомиллионные суммы, не является муниципальной собственностью.
Сама школа № 215 — муниципальное бюджетное учреждение, организационно-правовой статус которого предполагает использование в образовательной деятельности имущества, предоставленного ему учредителем как собственником на праве оперативного управления. Закон предписывает учредителю финансировать содержание только таких объектов. Если же речь идет о земельных участках, то они должны быть переданы бюджетному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование. Соответствующие нормы содержат Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Факты свидетельствуют о том, что у школы № 215 нет недвижимого имущества, закреплённого за ней на праве оперативного управления, что подтверждает сам глава Среднеуральска Стасёнок в официальном ответе на редакционный запрос «ВЕДОМОСТЕЙ Урал».
Бюджетное учреждение тратит многомиллионную субсидию на улучшение объекта капитального строительства, не имея в оперативном управлении таких объектов
Земля под зданием школы в постоянное (бессрочное) пользование учреждению не передавалась, так как тоже не принадлежит муниципалитету. Согласно уставу МБОУ СОШ № 215, обязанность финансировать содержание объектов недвижимости, не являющихся собственностью учредителя, у последнего отсутствует. Следовательно, администрация Среднеуральска, как учредитель, не обязана и не должна оплачивать за счет бюджетной субсидии содержание частной недвижимости.
Бюджетный кодекс, как известно, требует целевого и эффективного расходования бюджетных средств. А траты, тем более исчисляемые десятками миллионов рублей, на объекты, не являющиеся муниципальной собственностью и не находящиеся в оперативном управлении учреждения, по мнению редакции, нарушают эти принципы, что предположительно может квалифицироваться как возможное нецелевое расходование бюджетных средств...
Но это далеко не всё, на что имеет смысл обратить внимание, прежде всего, правоохранительным органам.
Как уже отмечено, первый транш субсидии, полученный школой в 2023 году, предназначался для "устранения предписаний пожарной безопасности", однако конкретика по предмету расходования средств не была уточнена. В то время как госпожа Захарова, будучи еще директором школы, в октябре прошлого года заключила три договора с ООО "Кадастровое бюро" на общую сумму почти миллион рублей. Эти договоры (редакция располагает копиями) включали проведение обследования здания для обустройства эвакуационных выходов, инженерно-геодезические и геологические изыскания территории (проводятся в целях реконструкции), а также подготовку проектной документации для реконструкции здания.
Таким образом, возникает вопрос о возможном нарушении целевого использования предоставленной субсидии. Потраченные из бюджета средства, подразумевающие значительные капитальные вложения в личное имущество самой Захаровой, ставят под сомнение законность таких расходов. В данном контексте особенно важно то, что согласно официальному ответу из администрации города, на реконструкцию коттеджа школе средства субсидии не выделялись.
На осуществление реконструкции школы-коттеджа субсидия не предоставлялась, но бюджетные средства расходуются...
Ранее руководитель Экспертного центра Института госзакупок Александр Евсташенков комментировал «ВЕДОМОСТЯМ Урал», как уголовный закон квалифицирует действия бюджетных учреждений в случае расходования субсидий на улучшение личной недвижимости руководителя, используемой в основной деятельности:
- Расходование учреждением субсидий, выделенных из бюджета, на проведение неотделимых улучшений объекта капитального строительства, принадлежащего директору такого учреждения, следует рассматривать как действия, в которых имеется личная заинтересованность директора учреждения. Соответственно, такие улучшения не должны производиться. В случае расходования средств субсидии на финансирование капитальных вложений в имущество, принадлежащее директору учреждения, указанные действия могут быть, по нашему мнению, классифицированы как действия, подпадающие под состав уголовного преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».
В конце мая редакция направила руководству школы официальный запрос, с просьбой сообщить, на каких правовых основаниях МБОУ СОШ № 215 расходует бюджетные средства на оплату услуг, связанных с планируемой реконструкцией здания, которое не принадлежит учредителю школы и не находится в оперативном управлении МБОУ СОШ № 215, к тому же, на реконструкцию субсидия не предоставлялась. И.о. директора школы Андреева в своем ответе заявила, что израсходованные средства будут учтены при возмездной передаче здания в муниципальную собственность...
Информация, конечно, интересная - ни в одном из ответов администрации ГО Среднеуральск ранее не сообщалось о планах по выкупу коттеджа Захаровой в собственность муниципалитета. И насколько это соответствует действительности - большой вопрос. Если выкуп действительно планируется, вопрос с израсходованными на улучшение частной собственности бюджетными деньгами в любом случае не снимается. И что означает фраза "будут учтены"? Что именно, на каких условиях, в каком размере, кем и как будет учтено? Не получится ли так, что сейчас бюджет будет вкладывать миллионы в частный коттедж Захаровой, а после этого еще и выкупит его по рыночной стоимости, существенно возросшей за счет этих самых бюджетных вливаний?..
Кстати, если администрация Среднеуральска выкупит коттедж-школу у Захаровой, собирать с родителей школьников многомиллионные пожертвования на содержание частной собственности уже будет невозможно. Обучение станет действительно бесплатным. Это в свою очередь скорее всего запустит процесс самоликвидации школьного фонда.
Впрочем, если останутся родители, страстно желающие помогать школе деньгами, они смогут делать это, минуя "прокладку" в виде школьного фонда, переводя деньги напрямую школе. Контроль за расходованием пожертвований, поступающих не в какой-то фонд-"междусобойчик", а на официальный расчетный счет муниципального учреждения, будет на совершенно ином уровне. Когда речь идет о средствах, поступивших в распоряжение бюджетного учреждения, где каждая копейка подлежит контролю, вряд ли кто-то позволит себе оформить приобретенное за счет родительских пожертвований имущество на себя или "своих людей" под предлогом [несуществующей] экономии...
Ну, а пока что мы видим лишь то, что бюджетные средства активно осваиваются школой. Более того, похоже, что миллионы рублей школа намеревается потратить на ремонт того, чего не существует. Несколько дней назад стало известно, что вместо реконструкции в здании будет проводиться капитальный ремонт...
Цель - отремонтировать то, чего нет?
Так, не менее важный вопрос возникает относительно цели предоставления январской субсидии школе № 215, указанной в соглашении от 10.01.2024 № 18: «на ремонт эваквыхода». То, что начальник городского управления образования Елена Сюзева в предмете столь важного соглашения решила словосочетание «эвакуационый выход» сократить до «эваквыхода», выглядит немного странно, однако смысла написанного не меняет. Другой вопрос в самой сути обозначенной цели.
В ответе на официальный редакционный запрос и.о. директора школы № 215 Андреева также сообщила, что в целях устранения нарушения в части отсутствия вторых эвакуационных выходов заключен договор на выполнение проектной документации капитального ремонта здания, а не его реконструкции.
Чтобы понимать разницу между реконструкцией и капитальным ремонтом, обратимся к Градостроительному кодексу РФ, который содержит оба понятия и их определения. Если коротко, то капитальный ремонт проводится для замены, возвращения изначальных свойств строительным конструкциям либо их элементам при условии, что не затрагиваются несущие части строения. В это понятие входит замена, ремонт инженерно-технических систем, соответствующих объектов капитального строительства, их составляющих. Возможна также установка новых частей несущих конструкций вместо утративших свои характеристики, если с их помощью могут быть восстановлены, улучшены свойства постройки.
Реконструкция же предусматривает изменение параметров здания, его частей (высота, количество этажей, площади, объема), возведение надстройки, переустройство.
Для проведения капитального ремонта необходимы серьезные основания, в том числе комиссионное обследование здания специалистами с составлением акта, в котором будет указано, какие конкретно строительные конструкции требуют восстановления или замены, и путем проведения каких работ это необходимо сделать.
Напомним, что в 2021 году руководство МБОУ СОШ № 215 предъявляло в прокуратуру экспертное заключение, составленное экспертом УрГУПС, о результатах технического обследования используемого школой здания, выводы которого указывали на то, что строительные конструкции в норме, не требуют замены или восстановления, а ремонт если и требуется, то исключительно косметический...
Еще недавно нанятый "элитной" школой эксперт УрГУПС утверждал, что зданию требуется лишь косметический ремонт... тогда как руководство школы затеяло капитальный
Между тем во всех семи предписаниях органа Госпожнадзора, выданных МБОУ СОШ № 215, было указано, что нарушение пожарной безопасности состоит в том, что в коттедже, который используется школой, отсутствуют (!) вторые эвакуационные выходы на трех его этажах. Отсюда вопрос: как школа будет ремонтировать то, чего в реальности не существует? И как орган местного самоуправления в лице начальника управления образования предоставил на ЭТО школе многомиллионные бюджетные средства?
«Не наше дело»...
В администрации Среднеуральска на этот вопрос ответа не дают, ссылаясь на то, что ответственность за расходование средств субсидии лежит на школе, которая «является самостоятельным юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»... Однако чиновники мэрии, возможно, забывают о том, что в соответствии с пунктом 9 «Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Свердловской области», главные распорядители средств областного бюджета, в распоряжение которых выделены средства, и органы местного самоуправления, получившие межбюджетные трансферты, обеспечивают целевое использование указанных средств и несут ответственность за достоверность сведений, указанных в отчетах главного распорядителя и органа местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В запросе информации № 255/003/24-ИА от 25.05.2024 редакция задала главе городского округа два конкретных вопроса по этому поводу. Первый - известно ли ему о том, что СОШ № 215 расходовала средства субсидии на подготовку проектной документации на реконструкцию здания, не являющегося собственностью учредителя и не закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, при том, что средства субсидии на это не выделялись. Второй вопрос касался того, какие меры приняты администрацией ГО Среднеуральск как учредителем МБОУ СОШ № 215 и как органом местного самоуправления по факту использования МБОУ СОШ № 215 субсидии на оплату данных расходов.
Полученный из администрации ГО Среднеуральск ответ от 31.05.2024 № 01-01-31/2579 вызывает как минимум недоумение... потому как его содержание и близко не соответствуют заданным вопросам.
Мэр сообщил про январское соглашение между МКУ «Управление образования городского округа Среднеуральск» и МБОУ СОШ № 215 о предоставлении субсидии в размере 26 823 000,00 рублей на ремонт эвакуационного выхода, обустройство пожарных резервуаров и приобретение насосной станции, а также напомнил о наличии договора № 01/22 от 15 февраля 2022 года между МБОУ СОШ № 215 и Захаровой на безвозмездное пользование принадлежащим ей недвижимым имуществом. Согласно ответу администрации Среднеуральска, комиссия по координации работы по противодействию коррупции не усмотрела в данном договоре конфликта интересов...
В общем, рассказал обо всем, что редакции и так давно было известно, ни слова не упомянув о реконструкции за бюджетные деньги коттеджа Захаровой, который не является муниципальной собственностью и не закреплен за школой на праве оперативного управления... из чего можно сделать простой вывод - ответить мэру нечего.
Ну, а собственница здания Захарова, отдав его под муниципальную школу как бы безвозмездно, естественно, не имеет ничего против того, чтобы его немного достроили за счет бюджета, попутно существенно увеличив рыночную стоимость принадлежащей ей недвижимости. И никакого конфликта интересов...
Напомним, муниципальная школа № 215 размещается в личном коттедже Захаровой с 2002 года. Являясь руководителем муниципального учреждения, она ежегодно отчитывалась в установленном порядке о своих доходах и имуществе. И судя по декларациям, дама она очень состоятельная. В личной собственности экс-директора школы имеется два загородных дома (жилой и коттедж-школа) и три земельных участка в д. Коптяки общей площадью более 2000 кв.м, две квартиры и гараж в Екатеринбурге, квартира в Среднеуральске, а также дорогостоящий люксовый автомобиль Toyota Fortuner, на котором она передвигается с персональным водителем. Ранее Захарова также владела несколькими квартирами и садовым участком в пригороде уральской столицы, гаражом и земельным участком в Екатеринбурге...
Игра слов
На сегодняшний день имеются все основания предполагать, что под видом «ремонта эваквыхода» за счет бюджетной субсидии по факту школа № 215 намеревается провести реконструкцию, без которой оборудовать вторые эвакуационные выходы в здании попросту невозможно. (Иначе зачем было тратить почти миллион на подготовку проектной документации этой самой реконструкции?). Причем сделать это хочет, не проводя государственную экспертизу проектной документации. Ведь очевидно, что шансы получить положительное заключение госэкспертизы, когда речь идет об использовании обычного коттеджа в качестве школы, скорее всего, близки к нулю.
Реконструкция является строительством, в связи с чем и необходимо обязательное получение разрешения на строительство, выдача которого, в свою очередь, невозможна без положительного заключения госэкспертизы. Соответственно, финансирование работ по реконструкции - не что иное, как капитальные вложения в объект капитального строительства. Однако, как уже упоминалось выше, ни Гражданским кодексом, ни бюджетным законодательством не предусмотрено осуществление капитальных вложений в недвижимость, которая не закреплена за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
Минфин России по этому поводу уже сказал свое компетентное мнение, направив в редакцию ответ на официальный редакционный запрос: «В соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ, местного бюджета) могут быть предоставлены государственным (муниципальным) учреждениям на осуществление капитальных вложений в строительство объекта капитального строительства с последующей регистрацией права оперативного управления на введенный в эксплуатацию объект». Но зарегистрировать право оперативного управления на объект частной собственности, разумеется, невозможно.
Минфин России для среднеуральских чиновников не авторитет?
Напомним, ранее руководство школы-коттеджа заявляло, что в качестве эвакуационного выхода используется наружная пожарная лестница. Это, однако, прямо противоречит требованиям пожарного техрегламента - в школах такой вариант недопустим, поскольку эвакуационные выходы должны быть исключительно внутри здания.
Чтобы обустроить вторые эвакуационные выходы в здании коттеджа, нужно построить новые стены... Сама конструкция лестницы явно небезопасна, тем более для детей, тем более, если эвакуация будет необходима зимой, когда ступени металлической лестницы обледенеют и сами могут стать источником травмирования... Фото тренировочной эвакуации в МБОУ СОШ № 215 (источник: site-2253.siteedu.ru)
Соответственно, для того, чтобы задействовать имеющуюся наружную пожарную лестницу в качестве пути эвакуации, необходимо возвести дополнительные наружные стены, что, само собой, непременно повлечёт увеличение площади и объема всего здания. А в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ, изменение параметров объекта капитального строительства и есть реконструкция...
Но, судя по всему, администрация городского округа, управление образования, как и руководство самой школы не видят никаких нарушений - ни в подмене понятий, ни в том, что бюджетные средства расходуются на содержание имущества частного лица, ни даже в том, что фактически расходы не соответствуют целям предоставления субсидии. Примечательно, что в начале года Финансовое управление администрации ГО Среднеуральск проводило проверку расходования средств субсидии, предоставленной МБОУ СОШ № 215, и не увидело каких-либо нарушений. Впрочем, эти же лица не видели нарушений и в том, что, расходуя бюджетные миллионы, школа № 215 все договоры заключала в обход конкурентных процедур.
Раздробили и забыли...
Напомним, в мае этого года «ВЕДОМОСТИ Урал» рассказывали о результатах проверки МБОУ СОШ № 215, проведенной прокуратурой Верхней Пышмы, на основании обращения редакции. Установлено, что руководством школы были допущены нарушения законодательства о контрактной системе при заключении договоров с ООО «ДОК-АЛЬЯНС» и МУП «СУВКХ» без проведения торгов. В связи с выявленными нарушениями в адрес исполняющего обязанности директора МБОУ СОШ № 215 Андреевой Т.П., начальника МКУ «Управление образования городского округа Среднеуральск» Сюзевой Е.С. внесены представления об устранении нарушений закона.
Сегодня редакция располагает более подробной информацией о проведенной проверке. Так, прокуратура установила, что между школой и ООО «ДОК-Альянс» в период с октября по декабрь 2023 года было заключено девять договоров, каждый из которых не превышал сумму 600 тыс. руб, на общую сумму 5 027 000 рублей. В двух из них предметом была электрификация насосной станции, в остальных семи хоть и указаны разные предметы договора, но заключались они для обеспечения пожарных резервуаров водными ресурсами. Согласно выводам прокуратуры, имело место заключение договоров, образующих единую, искусственно раздробленную сделку, для формального соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе сфере закупок...». Аналогичным образом, в нарушение закона, были заключены два договора с МУП «СУВКХ» на общую сумму 660 тысяч рублей.
«Данные договоры нарушают интересы иных заинтересованных лиц, которые могли стать участниками закупки, поскольку в отсутствие конкурентной закупочной процедуры не определены наилучшие условия исполнения контракта, не достигнуты цели, для которых принят закон о контрактной системе, а также создано преимущественное положение конкретному предпринимателю», - говорится в представлении прокуратуры.
Накануне из Свердловского УФАС России в редакцию поступило уведомление о том, что в отношении должностного лица МБОУ СОШ № 215 уже составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, санкция которой предусматривает 50-тысячный штраф.
Школа тем временем продолжает активно тратить бюджетные деньги, при этом информация о заключенных контрактах на сайте Единой информационной системы в сфере закупок по-прежнему отсутствует...
Кстати, недавно в этой истории появился еще один весьма примечательный факт. Как стало известно «ВЕДОМОСТЯМ Урал», 1 марта текущего года и.о. директора школы № 215 Андреева, осваивая средства бюджетной субсидии, заключила договор подряда с компанией «Альянс Сервис», предметом которого является «разработка рабочей документации по пожарной безопасности котельной». Стоимость оценивается в сумму 40 900 рублей. Во сколько бюджету обойдутся сами работы, которые, судя по всему, связаны с выполнением сомнительных рекомендаций, ранее выданных школе Уральским институтом ГПС МЧС России, неизвестно.
МЧС: изменение в подходах к безопасности в школах?
Еще раз напомним, три года подряд должностные лица школы и администрации Среднеуральска, участвующие в приемочной комиссии, игнорировали позицию прокуратуры и пожарного надзора, признавая школу готовой к учебному году, подписывая соответствующие акты готовности, несмотря на множество неустраненных нарушений пожарной безопасности. И, что примечательно, до июля 2023 года позиция областного управления МЧС в отношении «элитной» среднеуральской школы была однозначной и жесткой - ведомство настойчиво требовало устранения всех до единого нарушений - строго в соответствии с техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.
Однако во второй половине 2023 года позиция руководства областного управления МЧС неожиданно изменилась - оно вдруг выразило готовность принять так называемые «альтернативные» меры вместо реального устранения нарушений, что само по себе вызывает обоснованные подозрения...
Расстояние между зданием школы и газовой котельной - чуть больше 1 метра, тогда как минимальное противопожарное расстояние, согласно требованиям технического регламента, должно быть не менее 9 метров. Еще недавно единственным вариантом устранения нарушения был снос котельной, а сейчас школа, с подачи Уральского института ГПС МЧС России рассматривает "альтернативный" вариант в виде так называемых компенсационных мероприятий... Фото - из материалов доследственной проверки
В декабре 2023 года на территории школы уже произошел пожар...
Сомнительная позиция должностных лиц МЧС, прежде всего, начальника областного управления надзорной деятельности Станислава Шевелева, без которого подобные решения (о возможности применения «компенсационных мероприятий» вместо строгого исполнения установленных техрегламентом требований) не принимаются, не изменилась даже после пожара на территории школы в декабре 2023 года. Кстати, господин Шевелев не единожды лично посещал данное заведение и собственными глазами видел, что представляет собой школа-коттедж. И он прекрасно понимает, что последствия декабрьского пожара могли быть катастрофическими - прежде всего из-за угрозы распространения огня на лес и соседние жилые дома, не говоря уж о здании самой школы.
Как уже сообщали "ВЕДОМОСТИ Урал", в феврале текущего года начальником 60-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС МЧС России по Свердловской области Сергеем Новоселовым был утвержден новый план пожаротушения, который... освободил школу от обязанности обеспечивать подъезд пожарной техники со всех сторон здания! Это при том, что реально пожарную автолестницу можно установить только с двух сторон 4-этажного здания (на самом деле оно 5-этажное - еще один этаж подвальный), в котором, к тому же, отсутствуют вторые эвакуационные выходы.
К слову, еще год назад в ходе судебного заседания в Верхнепышминском городском суде представитель МЧС - начальник местного отдела надзорной деятельности Александр Бугреев весьма красноречиво озвучивал возможный сценарий развития событий в случае возникновения пожара в школе № 215 при существующих условиях: «Происходит пожар в подвале или в цокольном этаже, либо в спортивном зале. Внутренняя лестница - как труба. Продукты горения пойдут вверх, быстро заполняется всё дымом, отрезается сам путь внутренней лестницы и путь на наружную лестницу. Всё очень быстро заполнится дымом. Дети в классах, выйти не смогут. Детей с верхних этажей мы не сможем эвакуировать. Имеющиеся лестницы автоцистерны достают только до 3-го этажа, с верхнего этажа эвакуацию осуществить невозможно...».
А учитывая близость газовой котельной, в случае пожара очень высока вероятность взрыва газа... В такой ситуации даже представить возможные последствия страшно - они могут быть куда более трагичными, чем при пожаре в печально известной кемеровской «Зимней вишне».
Тем не менее... пункт предписания, касающийся кругового объезда здания школы, отдел надзорной деятельности в ходе предыдущей проверки снял (принятие такого решения без предварительного одобрения вышестоящего руководства вряд ли возможно). А вскоре, вероятно, с той же мотивировкой будет снят и пункт, касающийся здания котельной, снос которой уже не планируется - «благодаря» выданным школе рекомендациям Уральского института ГПС МЧС России о компенсационных мероприятиях...
Вместо Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" школа № 215 теперь руководствуется... рекомендациями Уральского института ГПС МЧС России под руководством Александра ТАРАРЫКИНА?
Отметим, что рекомендации, которые выражают всего лишь мнение специалиста образовательного учреждения, не имеют силы нормативного правового акта и не могут использоваться вместо существующего технического регламента о пожарной безопасности.
Что дальше?
Сегодня складывается впечатление, что кто-то три года искал способы помочь «элитной» школе обойти требования пожарного техрегламента, и наконец, появился некто, нашедший пути решения всех, ну, или почти всех (эвакуационные выходы просто так на бумаге не нарисуешь...) «пожарных» проблем.
Вероятность того, что нарушения будут в действительности устранены в текущем году, крайне мала - до начала нового учебного года остается меньше 2,5 месяцев, а никаких проектов (реконструкции) нет. Зато есть все предпосылки к тому, что в очередной раз школа будет признана готовой (читай - безопасной) к новому учебному году... как мы ранее наблюдали это на протяжении трёх лет подряд. Напомним, комиссия осуществляет проверку готовности образовательных учреждений как правило во второй половине июля, то есть примерно через месяц. И очень сомнительно, что должностное лицо органа Госпожнадзора, входящее в состав приемочной комиссии, возьмет на себя ответственность подписать акт готовности МБОУ СОШ № 215 с резолюцией «готова»...
Таким образом, ситуация вокруг школы № 215 в Среднеуральске вызывает серьезные опасения, прежде всего за безопасность и жизни детей. Грубейшие нарушения пожарной безопасности четвертый год не устраняются, а внезапное изменение позиции руководства областного МЧС и сомнительные документы, которые могут помочь школе обойти требования регламента о пожарной безопасности, вызывают нешуточные подозрения, в том числе в возможной коррупционной составляющей... Очевидно, что происходящее требует вмешательства вышестоящего руководства - МЧС России, а также самого серьезного разбирательства компетентных органов - МВД, Следственного комитета и ФСБ - в том числе в части расходования бюджетных средств на улучшение (капитальные вложения) имущества частного лица. Редакция «ВЕДОМОСТИ Урал» намерена довести всю информацию до соответствующих должностных лиц в самое ближайшее время.
Комментарии