Не все гражданские истцы, борющиеся в судебном порядке с нерадивостью чиновников, осведомлены о следующем. Положительное решение суда о признании действий должностных лиц неправомерными – не единственная сатисфакция, которую вы можете получить за то, что претерпели. По закону положена еще и материальная компенсация.
Именно об этом определённо и недвусмысленно высказался в недавнем своём разъяснении в адрес нижестоящих инстанций Верховный суд РФ.
Точки над «i» расставлены: есть факт признания неправомерности – есть основание для возмещения морального урона. Без оговорок.
Не скроем, «ВЕДОМОСТЯМ Урал», не устающим вскрывать факты бюрократических проволочек в различных сферах жизни региона, столь резолютивный подход по душе.
Хотя многое, заметим, зависит от числа прецедентов, от наших знаний своих прав и в ещё большей степени – нашей настойчивости в судебных заседаниях. Ведь широкая практика наказания рублём дисциплинировала бы не только проштрафившихся, но и их коллег рядом.
Свежее разъяснение Верховного суда, меж тем, не было ни неожиданным, ни каким-то новаторским. Не прошло и двух лет, как в 2022 году на эту же тему уже пришлось высказываться Пленуму ВС РФ, принявшему соответствующее постановление, целиком основанное на духе и букве закона.
Почему же судьи на местах столь нехотя идут на удовлетворение исков о материальном возмещении?
Эксперты полагают, что вершители правосудия этого уровня уверены будто положительного решения в пользу гражданина уже достаточно для его сатисфакции. С негласным подтекстом «пусть и так будет доволен что изобличил чиновника».
Есть также мнения, что сотрудники судов, сами финансируемые из казны, стараются беречь «источник» - средства бюджета. В этой связи, актуальными кажутся озвученные в интервью «НГ» предложения юристов о восполнении конкретными виновными в порядке регресса потраченных на выплаты компенсаций бюджетных средств. Огромный был бы воспитательный фактор.
Впрочем, кто знает, может там уже сейчас всё не ограничивается лишь выговорами и паузами в карьерах. А потому чем, повторимся, больше кейсов мы с вами начнём создавать на местах, тем со временем добросовестнее будет исполнять свои прямые обязанности российское чиновничество.
К слову о числе исков. По данным пресс-службы Свердловского областного суда, жители региона всё чаще стали подавать иски, оспаривающие действия или бездействия должностных лиц.
И хотя тенденция на увеличение судебных рассмотрений пока, что называется, «не бьёт в глаза», но уже достаточно ощутима и стабильна.
Если за первые шесть месяцев минувшего года таких исков от свердловчан в суды поступило 778, то ранее за такой же отрезок – 700. С той же десятипроцентной «маржой» приросли и административные дела, связанные с недоработками должностных лиц.
Будем верить, что «иски камень точат».
Причиной, по которой Верховный суд счёл необходимым ещё раз вернуться к теме с чётким разъяснением, стала конкретная жалоба, читай: опять чья-то гражданская принципиальность.
Расскажем о ней. Гражданину, находящемуся в следственном изоляторе, было отказано в его законном праве переписываться с другим товарищем, пребывающим в том же СИЗО. Поскольку следователю не удалось доказать в суде первой инстанции, что переписка истца хоть каким-то образом могла осложнить ход следствия, его противодействие переписке было признано незаконным.
Зато в выплате денежной компенсации заявителю было отказано. Причём, отказ в возмещении морально урона «продублировали» и апелляционный, и кассационный уровни.
Отдадим должное чувству собственной правоты истца (или возможно стоящего за ним адвоката, не это принципиально), но он таки дошёл до Верховного суда РФ, взявшего сторону гражданина и защитившего его право на рублёвую сатисфакцию тоже.
По мнению специалиста компании «Легис Веритас», госпожи Суворовой, институт возмещений за неправомерные действия хотя и существует, но лишь формально. Истцам отказывают в компенсациях по неубедительным предлогам либо удовлетворяют требования в мизерных размерах, экономя казённые финансы.
Изменится ли ситуация на местах после разъяснения ВС РФ? Станет ли больше удовлетворённых исков и компенсационных денежных взысканий по ним?
Ответить на эти вопросы поможет только практика. И то, лишь с достаточным временем.