Казалось, все тревожные финансовые новости должны быть уже исчерпаны, но нет. Кабмин всерьёз подумывает о прекращении российским авиакомпаниям выплат, компенсирующих стоимость наших авиабилетов. Решение с высокой вероятностью будет реализовано уже в 2024 году.
Вот тогда сегодняшнее ползучее подрастание ценников на табло покажется нам чем-то вполне ещё терпимым. Ведь у перевозчика лишь два источника покрытия издержек – либо заботящееся о гражданах государство, либо граждане, оставленные государством заботиться о себе самим.
Кстати, вот свежие показатели Росстата. Пусть усреднённые, но красноречивые. С ноября прошлогоднего по ноябрь нынешний авиабилеты подорожали на тридцать процентов. И это сейчас, когда правительство пока ещё субсидирует наше перемещение воздухом, что означает - пока может влиять на усмирение ценовых аппетитов компаний.
Риторический вопрос – насколько же «отвяжутся» цены в году будущем, когда субсидиям зажгут красный свет?
Впрочем, размер компенсации операционных издержек перевозчика уже пошёл резко на спад и почти в четыре раза сократился. Сравните сами - сто миллиардов рублей в 2022-м и двадцать пять миллиардов в 2023-м.
Есть мнение, что Минтранс, выделивший в суровом 2022-м 100 млрд рублей авиакомпаниям, остался недоволен тем, что их львиная доля была потрачена на дивиденды акционерам. Планировалось выживание, а тут пир.
Не уверена, впрочем, что пир акционеров будет отменён в году грядущем, просто оплачивать его вскладчину будем теперь мы, пассажиры эконом, премиум и бизнес класса.
Ведь если ещё несколько недель назад профильное министерство колебалось между радикальной остановкой субсидирования и его продолжением, то накануне господин Чалик, пребывающий в ранге заместителя министра, высказался уже более определённо – дескать, скорее всего, поток субсидий остановится.
Меж тем, нас, ценящих скорость и комфорт в перемещениях по стране, мало волнуют внутренние разборки между «авиа-чиновниками» и «авиа-олигархами». Было бы по кошельку взлететь – вот что важно.
В теме, правда, есть несколько утешительных (хотя и не для всех) моментов. Якобы компенсацию стоимости перелётов должны в какой-то степени сохранить для «внемосковских» маршрутов, когда, облетая столицу стороной, вы направляетесь из одного региона в другой. Субсидируют билеты гражданам-льготникам, а также дальневосточное и калининградское направления.
Однако, кто сказал, что авиакомпании удержатся от соблазна возместить обнуление иных субсидий, переложив их на граждан, летящих по тарифам свободным от государственного контроля. Ну хотя бы так, как это было до сих пор, только в ещё более отчаянной степени.
Есть и ещё более серьёзные опасения. Сокращение государственного финансирования региональных маршрутов может привести к полной отмене самих направлений. Так что хуже, чем взлететь за дорого, может быть шанс не взлететь вовсе. И что тогда? Все ринутся на изматывающий, «долгоиграющий» поезд? Но кто сказал, что цены на железнодорожные перевозки, в отсутствии воздушных альтернатив останутся на прежнем месте? Или вовсе не окажутся в дефиците?
К слову, примеры тому уже есть. Приказали долго жить такие направления авиаперевозок, как Кемерово-Чита, Нижний Новгород – Петрозаводск.
Ну и, конечно, внести свои «слагаемые» в формулу роста наших ценников стремятся сегодня аэропорты. Им же нужно модернизироваться. А кабмин сокращает субсидии и на эти статьи расходов. Вот и предлагают отечественные аэропорты страны ввести новый сбор в авиабилетах.
А куда мы денемся? Захочешь лететь – оплатишь.
Вот весь неутешительный расклад. Есть ли ещё надежда, что правительство отыграет назад и поможет перевозчикам не задирать цены? Есть, но, откровенно, слабая. Ждём, следим.