В преддверии приемной кампании 2024 года ректор Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева Владимир Бублик в интервью «ВЕДОМОСТЯМ Урал» рассказал о востребованных юридических профессиях, влиянии цифровизации на образовательный процесс, взаимодействии с работодателями и о том, каким должен быть идеальный вуз.
- Владимир Александрович, в университете уже начинается приемная кампания- 2024? Какова доля тех, кто учится за счет бюджета, и кто платно? Кто и какие льготы имеет при поступлении? В чем они выражаются?
- Доля обучающихся на бюджете составляет 31%. В 2024 году для приема в УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева выделено 609 бюджетных мест по всем уровням и формам обучения. Для льготных категорий, поступающих выделено 97 мест. К таким категориям относятся ребята, имеющие право поступать в рамках особой квоты (сироты, инвалиды, ветераны боевых действий), а так же в рамках отдельной квоты (это как сами участники СВО, так и их дети, а так же дети участников военных конфликтов в иностранных государствах).
Данные квоты представляют собой отдельные конкурсы, с отдельным количеством бюджетных мест. Обычно, проходные баллы в таких конкурсах ниже, чем по общему конкурсу для поступающих без льгот. Кроме того, поступающие в пределах отдельной квоты имеют право поступления без вступительных испытаний или по вступительным испытаниям, проводимым вузом самостоятельно.
- Мы постоянно слышим высказывания различных политиков, представителей общественности о необходимости отмены ЕГЭ. Как Вы сами относитесь к ЕГЭ, какие видите положительные и отрицательные его стороны?
- В качестве положительных моментов проведения ЕГЭ можно отметить упрощение процедуры поступления. Ведь если раньше все нервничали, переживали в школе за сдачу выпускных экзаменов, а потом еще и за сдачу вступительных, то сейчас после получения аттестата можно восстановиться перед новым этапом обучения, уже в университете.
Результаты ЕГЭ, и это еще один плюс, действительны во всех вузах, не нужно ездить по стране, проходя в каждом вузе свои вступительные испытания, а амбиции у поступающих бывают от Калининграда до Владивостока. ЕГЭ снимает риски коррупции, которые, возможно, могли бы быть при проведении вступительных испытаний, выпускник получает объективный результат, поскольку работы обезличены, невозможно повлиять на процедуру проверки.
Отрицательные тоже, несомненно, есть моменты. Единый государственный экзамен не дает всеобъемлющую оценку знаний и способностей выпускника школы. В среднем полученные баллы совпадают с дальнейшими способностями при обучении в университете. «Натаскивание» репетиторами выпускников на сдачу ЕГЭ, порой, не позволяет школьникам в полной мере понять, освоить материал, они вынуждены зазубривать, чтобы сдать экзамен.
- На какие специализации самый высокий конкурс среди абитуриентов? Сколько человек на место?
- Безусловно, с учетом современной действительности абитуриенты и их родители стараются подходить к выбору специальности и профиля обучения обдуманно, достаточно взвешенно. В нашем Университете непревзойдённым лидером выбора специализации остаются юристы для государственного сектора. Мы вуз государственный, и это ценят наши абитуриенты.
Высоко востребованы такие юридические профессии, как прокурор, судья, следователь, юристы для государственных и муниципальных органов. При этом не снижается популярность профессии адвоката и корпоративного юриста.
Набирают обороты на рынке юридических профессий юристы по вопросам трудового права, налоговые юристы, юристы в сфере строительства и земельных отношений. К новым сферам можно отнести и IT-юриспруденцию, сейчас такие юристы имеют свою высоко маржинальную нишу. Это всё отражается и на выборе абитуриентами своих специализаций и образовательных профилей в университете.
В 2022 году конкурс на специальность Судебная и прокурорская деятельность составил 202 человека на место, а в 2023 уже - 477, на специальность Правовое обеспечение национальной безопасности в 2022 – 144 человека на место, в 2023 – 234 и т.д.
- Какой средний возраст студентов УрГЮУ? Какова доля тех, кто получает второе и третье высшее образование?
- Средний возраст обучающихся составляет 21 год. Процент получающих второе высшее образование составляет 1,5 процента. Это связано отчасти с конкуренцией образовательных программ, ведь в магистратуру могут поступать с дипломом о высшем образовании, полученным по любой специальности. Срок обучения для получения второго высшего составляет от 3 лет до 3 лет и 6 месяцев, а в магистратуре от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев.
Но все же есть те, кто понял, что знания в области права всегда могут быть полезным, поэтому готов изучать все отрасли права на бакалавриате или специалитете. Есть и те, кому неинтересно ускоренное обучение по заочной форме, они готовы снова сесть за парту на полный срок обучения наравне с недавними школьниками.
- Много студентов, кто получает высшее образование впервые в зрелом возрасте?
- Есть. Таких студентов совсем немного – человек 20, кому 40 лет и выше. И все они обучаются по очно-заочной форме, где удобно совмещать учебу с работой.
- Спрос на рынке труда определяет направления обучения и содержание образовательных программ. Как Вы считаете, спрос на каких юристов будет в будущем?
- Большинство юридических профессий выдержали испытание временем и по-прежнему остаются высоко востребованными. Но жизнь не стоит на месте и появляются новые сферы, которые существенно влияют на юридические профессии. Та же цифровизация, охватившая большинство сфер жизни людей дает о себе знать и в профессиональной юридической сфере. Появляется спрос на юристов с IT-компетенциями. Мы как раз сейчас запускаем программы переподготовки для этой сферы.
Сфера персональных данных и различных видов тайн также набирает обороты и влияет на специализацию юристов. Биомедицина, искусственный интеллект и многое другое, что сегодня на повестке социального и технологического прогресса определяют и задачи для юристов профессионалов. Здесь ожидается достаточно серьезный спрос на таких специалистов.
- Происходящие в последние годы активные процессы цифровизации, развития IT сферы отразились на деятельности университета? Появились какие-то новые направления в обучении, какие?
- В нашем университете ежегодно происходит анализ изменений на рынке юридических профессий. Мы каждый год актуализируем существующие образовательные программы и открываем новые.
В этом году появится ряд программ, посвященных вопросам правого регулирования отношений, связанных с проведением специальной военной операции (например, особенности обеспечения международного правопорядка; социальные льготы для участников СВО, особенности уголовной ответственности при поведении СВО; ограничительные меры в национальном и международном частном праве; правовые средства обеспечения национальной безопасности России).
Серьёзное обновление получили и будут реализованы с 2024 года программы подготовки судей, прокуроров, юристов по вопросам национальной безопасности. Есть нововведения по программам подготовки юристов для цифровой экономики, государственной публичной службы.
Разработаны и запускаются две программы подготовки IT-юристов. В рамках программы развития университета и проекта Приоритет 2030, участником которого УрГЮУ стал в 2024 году, запускается цикл программ по второй цифровой квалификации юристов.
- Как Вы считаете, проблема качества юридического образования в вузах сегодня существует, если да - в чем она заключается?
- Вопросы качества подготовки юристов — это всегда главный вопрос и задача всех юридических вузов. Мы видим, что государство в лице контролирующих органов серьезно относится к вузам с плохой подготовкой выпускников, часть вузов ушли в историю.
Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева неизменно остается на высоком качественном уровне. Мы готовим юристов, которые становятся лидерами профессионального рынка труда. Они становятся лидерами рейтингов, возглавляют компании и государственные структуры.
При этом мы видим, что на рынке есть по-прежнему «вузы-пылесосы», которые готовят всех подряд и юристов «за одно». В таких вузах о качестве говорить, конечно же, не приходится. Здесь государству еще предстоит дать оценку таким образовательным организациям и решить, нужны ли на рынке такие выпускники.
- Могли бы Вы представить портрет типичного современного студента? Какими ценностями живет, какие имеет привычки? Чем сегодняшние студенты отличаются от студентов предыдущих поколений?
- Действительно, время бежит стремительно, меняется жизнь людей, меняются и сами люди. Студенты здесь не исключение. В чём-то наши студенты такие же, как и пару десятилетий назад, а в чём-то мы видим совершенно новых людей современного информационного века.
Современный студент-юрист по-прежнему всегда в поиске новых знаний, он максимально замотивирован на практику, «рвётся в бой», что называется. Многие студенты приходят из школ с хорошим багажом знаний по истории, литературе, обществознанию. У ряда студентов отличная языковая подготовка по иностранным языкам. При этом сейчас студент ещё и легко и с удовольствием демонстрирует свои информационные и коммуникативные навыки. Мир цифры не оставляет шансов не быть его частью. Огромные массивы информации, массивы правовой информации — это сейчас реальность, без освоения которой современному юристу не выжить. И в этой части наши студенты демонстрируют отличные результаты. У нас появилась Лаборатория по цифровому праву, развивается студенческий Кибер-клуб, который совсем недавно стал победителем одного из федеральных проектов.
- В 2022 году было объявлено о постепенном отказе от болонской системы высшего образования. Как идет этот процесс?
- Бакалавриат в разных вариантах применялся в высшем юридическом образовании, и в качестве экспериментальных образовательных программ, и в качестве основных, по которым готовилась основная массы выпускников юристов. С 2017 года Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева взял курс на подготовку юристов по программам специалитета, при этом, не отказываясь и от программ бакалавриата. Для органов государственной власти, прокуратуры, судов, следственных органов подготовка юристов проводилась и продолжает проводиться по программам специалитета. Пять лет обучения с полноценным набором учебных дисциплин, с нормальными по продолжительности практиками в соответствующих местах будущей работы, позволяет действительно выпускать готовых к практической работе специалистов. Модель четырехлетнего бакалавриата плюс двухлетней магистратуры не отвечает потребностям наших работодателей из числа правоохранительных органов и судов.
Подготовка же юристов для различных секторов частной сферы, юристов для предприятий возможна в рамках четырехлетних образовательных программ. В этой связи очень интересным является вариант будущей национальной системы высшего образования, в котором в рамках базового высшего образования вузам будет предоставлено право определять различные сроки обучения от четырех до шести лет. Это позволит беспроблемно преодолеть отказ в высшем образовании от бакалавриата. Уральский государственный юридический университет к этому готов уже сейчас.
- В прошлом году Президент РФ поручил Минобрнауки проработать вопросы установления сокращённых сроков обучения по образовательным программам высшего образования для выпускников профессиональных образовательных организаций при соблюдении профильности получаемого высшего образования. Пока, по данным министерства, в университетах анализируются уже сложившиеся практики, рассматривается возможность разработки дополнительных рекомендаций для вузов. Вы ведете какую-то работу в этом направлении?
- Наш университет давно уже занимается программами подготовки юристов, которые учитывают предшествующее обучение студента по программам среднего профессионального образования. Так выпускники юридических колледжей и техникумов могут поступить на специальные программы с сокращенным сроком обучения в бакалавриате и специалитете. Здесь мы учим и своих выпускников колледжа и выпускников из других образовательных организаций. В этой части поручение главы государства мы давно выполнили.
- Как Вы относитесь к онлайн-образованию? Используется ли искусственный интеллект в образовательных целях?
- Всего должно быть в меру и в подходящих для этого местах. Онлайн-обучение и дистанционные технологии важны для целого ряда образовательных элементов. Например, консультации студентов с преподавателями, работа научных руководителей со студентами, освоение отдельных частей программы через видеоконтент (записанные массивы лекционного материала). Большое внимание в этой части уделяется оценочным инструментам, электронным тестовым системам.
Без всего этого сейчас трудно представить современное образование. Но при этом не стоит забывать об определяющей роли именно очного обучения, аудиторной работы на практических занятиях. Научить юриста соответствующим навыкам можно только сочетая всех эти форматы работы.
- Как университет взаимодействует с потенциальными работодателями в учебном процессе?
- Мы реагируем на запросы заказчиков и отмечаем, что сейчас, например, повысился интерес к специалистам по банкротству, антикоррупционному праву, правовому обеспечению цифровых технологий, юристам в области арбитражного процесса, специалистам по медицинскому праву. Также очень востребованы юристы в сфере земельного и градостроительного права.
Специфика нашего университетского юридического образования состоит в том, что мы изначально закладываем в основание профессии довольно серьёзные базовые, фундаментальные юридические знания и компетенции. И далее, уже на старших курсах даем определенную юридическую специализацию. Такой подход позволяет выпускнику смело строить свою карьеру.
Фундаментальная подготовка позволяет в течение всей своей жизни быть гибким к изменениям, в том числе, быть готовым к новым профессиональным изменениям и вызовам. При этом, если необходимо, можно вернуться в университет и через новые современные программы дополнительного образования усилить свою специализацию и компетентность. Профессия юриста жива и динамична, и университет помогает этой динамичности соответствовать.
Наши партнеры работодатели очень активно участвуют в образовательном процессе. Это и непосредственное участие в проведении занятий (часть наших преподавателей — это юристы практики), и помощь в составлении тематических программ наших учебных дисциплин. Большое количество оценочных материалов (задачи для семинарских занятий) готовятся на базе практики наших работодателей.
- Какие основные цели и задачи Вы ставите перед собой в роли ректора? Идеальный вуз сегодня — какой он в Вашем видении?
- Идеальный вуз для сотрудников – место, куда хочется утром идти на работу. Для родителей – если они отдают в университет своих детей, зная, что у них есть будущее. Для студентов − годы, проведенные в университете, будут самыми лучшими в жизни. Если это удалось сделать мне и нашей команде, значит, с нами будут здороваться люди и после того, как мы станем просто преподавателями, без должностных статусов.
- В завершение нашего разговора, если позволите, несколько личных вопросов. У Вас есть какие-то увлечения, хобби? Как проводите свободное время, если оно есть?
- Свободное время есть. Занимаюсь спортом, стараюсь, чтобы мой сын Андрей вырастал на моих глазах и с моим участием.
- Что бы Вы пожелали студентам и их родителям, а также будущим абитуриентам университета?
- Чтобы наш университет стал частью их жизни.
- Владимир Александрович, спасибо большое за очень интересную беседу!
Комментарии