В минувшем году значительная часть деятельности Антикоррупционного комитета по Свердловской области была посвящена родному городу Верхняя Пышма. И результаты многодневной кропотливой работы не заставили себя ждать.
Нами были обнародованы многие нелицеприятные сведения. В частности о деятельности муниципального Фонда социальной поддержки населения, муниципального Фонда жилищного строительства. То, как местная власть годами использовала бюджетные средства Фонда соцподдержки, - это по сути дела плевок всем жителям Верхней Пышмы, сёл и посёлков, которые в силу тяжёлых жизненных обстоятельств еле сводят концы с концами. В мой адрес поступили десятки заявлений и жалоб граждан, которым руководство администрации систематически отказывало в помощи. В то же время высокопоставленным должностным лицам местного уровня, знакомым и родственникам В.А. Лешкова мэр своими распоряжениями выделял десятки и сотни тысяч рублей на беспроцентные займы и материальную помощь. Часть этих сведений уже опубликована, часть ждёт своей очереди.
Обращает внимание тот факт, что после обнародования Антикоррупционным комитетом реальных фактов Фонд социальной поддержки населения начал функционировать согласно Уставу и Положению о Фонде. Осознав, что правда о работе этого муниципального учреждения стала общеизвестна, руководство администрации Верхней Пышмы теперь гораздо охотнее оказывает помощь нуждающимся из средств Фонда. А если власть уже не смеет безоглядно отворачиваться от людей, значит, есть толк в нашей работе.
Фонд жилищного строительства, куда глава MO В.А. Лешков назначил директором свою супругу Л.И. Лешкову, нуждается в отдельном рассмотрении. Некоторые факты о выделении квартир в новостройках членам семьи Лешковых мной уже приводились. На подходе новые данные, которые будут направлены в правоохранительные органы и опубликованы. Но стоит отметить хотя бы некоторые сомнительные моменты. Для примера возьмём постановления главы МО «В-Пышма» от 10.09.2004 №1721, №1729, №1730 и ряд других документов. Почему одним гражданам, работающим в коммерческих структурах, рассрочка по выплате стоимости квартиры даётся на 7 лет, другим на 5, третьим на 4, 3 и даже всего 2 года? Почему кому-то разрешается вступать в долевое строительство без первого взноса, а для других он составляет 20% и ни копейкой меньше? Почему некоторые заявления о продлении срока выплаты стоимости квартиры получают положительный ответ, а на другие В.А. Лешков накладывает простую резолюцию: «Отказать»? Деньги, поступающие в Фонд жилищного строительства, исчисляются восьмизначными суммами. Так, договорная цена на строительство жилого дома в Верхней Пышме на улице Орджоникидзе, 1 по договору №8.1237 от 04.11.2003 с ОАО «СМУ Уралмаш» составила более 37 миллионов рублей.
В Антикоррупционном комитете аккумулируются сведения и о работе ООО «СП Эмма», основного подрядчика, регулярно получающего от администрации в лице В.А. Лешкова многомиллионные средства на дорожное строительство. Неслучайно каждым летом от горожан, которые не могут пройти по перекопанным улицам, доводится слышать: «Вот надоели, деньги зарывают». Детальное выяснение схем дорожного строительства, которое практикует верхнепышминская мэрия, подтверждает, что люди правы, огромные деньги из бюджета уходят непонятно куда. Только минувшим летом сметная стоимость работ «Эммы» по ремонту дорог составила более 23 миллионов рублей, как минимум. Вопрос расходования бюджетных средств на дорожное строительство нам предстоит рассмотреть ещё не раз и в сотрудничестве с проверяющими инстанциями, и с прессой.
А что на самом деле происходит в нашем ЖКХ? Мы вдоволь наслушались газетных дифирамбов о том, как всё прекрасно, благодаря заботе мэра. Но нам выпячивают сотую часть, всей картины. Почему квартплата растёт, а улучшения услуг ЖКХ (реального, а не в газетах) люди не ощущают? Почему со всех взимается плата за капитальный ремонт, а этого ремонта как не было, так и нет? Почему, если верить главе МО, муниципальные предприятия ЖКХ хронически недофинансируются и якобы близки к банкротству? Органам прокуратуры давно следует проверить работу этих организаций, в том числе на предмет возможного преднамеренного или фиктивного банкротства. Предприятия коммунального обслуживания в Верхней Пышем создавались десятилетиями, имеют не-малую материально-техническую базу. Это лакомый кусок. Как результат: в прошлом году В.А. Лешковым было приватизировано МУП «Управление тепловыми сетями», теперь это не муниципальное предприятие, а закрытое акционерное общество. По моему обращению от 22.11.2004 №137 расследованием обстоятельств акционирования этого МУП занимается Прокуратура Свердловской области. В одном из недавних телеинтервью глава МО «В-Пышма» заявил, что на грани банкротства находится и крупнейшее муниципальное предприятие - «Объединение жилищного хозяйства». Это заявление В.А. Лешкова требует компетентной проверки на наличие опять же признаков предполагаемого преднамеренного или фиктивного банкротства с вероятной целью приватизировать важнейший муниципальный актив. Для сведения: преднамеренное и фиктивное банкротство являются уголовными преступлениями.
Это не первый звонок по пристраиванию муниципального имущества в частные руки. В конце 1990-х годов В.А. Лешков создал МУП «Ремонтно-строительное управление» (МУП «РСУ»), через которое проходили огромные заказы из муниципалитета по строительству жилья, дорог, автостоянок, газификации. Десятки и десятки миллионов рублей. Главным экономистом (есть основания полагать, что и фактическим руководителем) МУП «РСУ» была жена мэра Л.И. Лешкова. Однако потом, после переизбрания В.А. Лешкова на должность главы в 2001 году МУП «РСУ» благополучно перестало существовать. Но остались вопросы относительно судьбы муниципального имущества, находившегося на балансе этого предприятия.
Каждое лето мы слышим о геройствах муниципального руководства на ниве ремонта школ. За кадром остаётся схема распределения бюджетных средств на этот ремонт. На подрядные работы по школам традиционно допускаются, главным образом, 2-3 подрядчика. Основной из них всё то же ООО «СП Эмма» под руководством А.Э. Карапетяна. Этому подрядчику муниципалитет даёт самые удобные и щедро финансируемые направления, например, ремонт кровли. Так, в уходящем году ремонт кровли школы №4 «Эмма» оценила почти в 730 тысяч рублей, те же работы в ПУ «Агат» - в 925 тысяч рублей. По школам есть другая интересная фирма - «РСУ-Инвест», её смета на один только ремонт актового зала в школе № 2 потянула сразу на 2 500 000 рублей. (Школа №2 ныне очень любима В.А. Лешковым, ведь там учатся внуки главы. До этого бюджетными деньгами особо баловали школу №1, где также учился внук В.А. Лешкова.) Как видим, есть вопросы к принципу отбора подрядчиков.
Граждан интересует (точнее сказать, возмущает) деятельность МУП «Архитектурно-градостроительное бюро» (МУП «АГБ»). Эта контора создана Лешковым В.А. в 2001 году при Управлении архитектуры и градостроительства. Зачем она понадобилась, в общем-то понятно. МУП - структура закрытая, сама устанавливает тарифы на свои услуги, самостоятельно ведёт бухгалтерию и принимает платежи от населения. О размере этих платежей может сказать каждый, кому приходилось обращаться в Управление архитектуры. В расчёте на одного гражданина - это многие тысячи рублей, в расчёте на сотни граждан, дожидающихся своей очереди в главархитектуре, - сумма возрастает соответственно. Эти деньги оседают в МУП «АГБ», а что с ними происходит дальше, обще-известно...
Ко мне продолжают поступать заявления и жалобы от граждан на деятельность главы МО. Недавно получил коллективную жалобу от педагогов, чуть позже - коллективная жалоба председателей садоводческих товариществ. Не вдаваясь в подробности этих документов, скажу лишь, что они находятся в производстве Антикоррупционного комитета и меры, которые будут приняты по ним, помогут восстановить справедливость. Тем более, что эти и десятки других заявлений граждане отправляют не только нам, но и напрямую в федеральные структуры.
Что касается самого В.А. Лешкова, то здесь налицо всё больше признаков агонии. Начиная с мелочей. Пока материалы о его деятельности не были направлены в Генеральную прокуратуру, сидел он в своём кресле спокойно, людьми откровенно пренебрегал. Судите сами, в администрации муниципального образования бабушкам-сторожам едва платили по тысяче рублей заработной платы, когда они просили хоть чуть-чуть повысить зарплату, им цинично отвечали: не положено. А как гром грянул, о деяниях Лешкова узнали «наверху», бабушек поувольняли (чем уж они провинились перед проштрафившимся мэром?), наняли охрану за приличную плату и теперь В.А. Лешков из бюджета выделяет деньги, чтобы установить в здании мэрии камеры видеонаблюдения. За кем наблюдать собрался, непонятно. Видать, просто страх одолевает. А бояться есть чего... Возбуждение уголовного дела по деятельности администрации Верхней Пышмы - вопрос времени.
Сколько веревочке не виться
Явное нарушение мы видим на примере сдачи В.А. Лешковым в долгосрочную аренду всего муниципального рынка фирме своей дочери. Также ее семье был продан находившийся на балансе администрации списанный джип Land Cruiser. В этом году была приватизирована большая база стройматериалов по улице Огнеупорщиков, 19, а также Торговый Центр. В результате всего этого, по нашему мнению, город получил в десятки раз меньше средств, чем мог бы получить. Слышу справедливый вопрос: почему до сих пор действиям главы МО не дана уголовно-правовая оценка? Ответ на этот вопрос должна дать прокуратура Свердловской области, но проверка деятельности В.А. Лешкова, когда прокурором области был Б.В. Кузнецов, была сведена на нет. Теперь понятно почему. Несколько недель назад Б.В. Кузнецов освобождён от должности Прокурора Свердловской области, поскольку сам оказался не на высоте. Без работы, правда, не остался: устроился в управление УГМК в подчинение к А.А. Козицыну. Ну разве можно было от такого облпрокурора ждать беспристрастного расследования деятельности В.А. Лешкова? Вот вам и ответ. Руководство УГМК-Уралэлектромедь поддерживало и поощряло деятельность верхне-пышминского мэра все последние годы. И мог ли бывший областной прокурор, фактически сидя на чемоданах, всерьёз заниматься деяниями чиновников местной верхнепышминской администрации, которые под крылом у будущих работодателей?
В силу специфики моей работы мне приходится общаться с сотрудниками ОБЭПов, следователями, районными и городскими прокурорами, они все как один в неофициальных беседах возмущаются бездействием бывшего Прокурора Свердловской области Б.В. Кузнецова, который, по их мнению, заволокичивал, не давал ход расследованию некоторых дел... Зато теперь есть все основания полагать, что с приходом на должность Прокурора Свердловской области А.В. Шайкова ситуация качественно изменится. А.В. Шайков - человек новый, не запятнавший свою честь. Общественность и здоровые силы в правоохранительных органах возлагают на него большие надежды.
Молчать - значит потворствовать
Обстановка по стране в целом и в Свердловской области показывает, что сила закона восстанавливается. Не всё и не всех можно купить за деньги. Посмотрите на компанию ЮКОС. В своё время её капиталы творили чудеса: поворачивали законы, куда угодно, подкармливали нужных чиновников. И что теперь? Главный актив компании - грабительски приватизированное предприятие «Юганскнефтегаз» (градообразующее в Нефтеюганске) - вернулось под контроль государства. А ведь несколько лет назад этого и представить никто не мог. Уверен, придет время, и стратегические предприятия, в том числе металлургии, государство также вернёт под свой контроль. Опасность для государства и общества со стороны крупного капитала и олигархов заключается в том, что свои наполненные деньгами щупальца они протягивают к органам муниципальной, региональной и федеральной власти, везде заводя карманных чиновников и депутатов. Олигархия - первый и основной источник коррупции во власти.
Положение в МО «Верхняя Пышма» реально выглядит так: сплошь и рядом круговая порука. Судите сами. В.А. Лешков не мог натворить столько без попустительства милиции и прокуратуры. По поводу деятельности прокурора города Д. Путинцева и начальника ОБЭП В-Пышминского ГОВД Бояринцева информация в Антикоррупционном комитете скапливалась давно и в ближайшее время будет опубликована отдельно и доведена до вышестоящих инстанций. Оговорюсь лишь, что прокурор Путинцев непонятно за какие заслуги получил элитную квартиру площадью в 120 квадратных метров, не сдав прежнюю квартиру государству. А супруга прокурора устроена на очень высокооплачиваемую должность опять же в УГМК-Уралэлектромедь. Интересно, взяли бы её на суперзарплату, не будь её муж прокурором? Уже сообщалось, что некоторые судьи В-Пышминского суда (в частности А.Ф. Михайлов) не раз выносили спорные решения, которые зачастую отменяются судом второй инстанции (Свердловским областным судом). А судья В.А. Лукьянец без стеснения обращается к В.А. Лешкову за помощью за счёт бюджета, тем самым фактически берёт на себя негласные обязательства... Приведу ещё один подозрительный факт во взаимоотношениях В.А. Лешкова с силовыми органами. Своим постановлением от 15.09.2004 №1752 глава МО «В-Пышма» наградил благодарственным письмом Ю.А. Павлишина, сотрудника ФСБ РФ. Федеральная Служба Безопасности - это особое ведомство, преемница КГБ, в традициях которого награды и поощрения со стороны никогда не приветствовались. А тут, посмотрите-ка, всё на виду: глава муниципалитета благодарит сотрудника ФСБ, вон как активно мы сотрудничаем. Учитывая, что ранее нами был выявлен факт предоставления В.А. Лешковым другому сотруднику ФСБ, A.В. Косивцову, беспроцентного займа в 250 тысяч рублей с рассрочкой на десять лет из Фонда социальной поддержки населения, странные взаимоотношения главы МО «В-Пышма» с некоторыми сотрудниками ФСБ пора брать под особый Конт-роль руководству Генеральной Прокуратуры и УФСБ Свердловской области. Ведь ФСБ - это орган госбезопасности, о прикармливании и поощрении его сотрудников муниципальными руководителями (да ещё такими, как B.А. Лешков) не то что речи быть не может - всё должно быть прямо наоборот: работники ФСБ должны тщательно проверять и контролировать деятельность государственных и муниципальных чиновников, а не водить с ними дружбу.
В присутствии посторонних лиц В.А. Лешков позволяет себе из раза в раз, что называется, козырять фамилиями крупных руководителей областных правоохранительных структур. А постоянные угрозы, что оппонентами главы «займётся ФСБ» (дескать, у него там всё схвачено) вообще выглядят кощунственно по отношению к высокому авторитету этого ведомства. И это не может оставаться бесконечно без внимания. Неужели В.А. Лешков всерьез считает, что кто-то ради него положит свои погоны и пойдёт на заведомо незаконные «расправы»? Или рискнёт свободой? Повторяю, все аккумулированные сведения о деятельности главы МО «В-Пышма», его заместителей, председателя комитета по управлению имуществом и руководства местных правоохранительных (включая бывшего областного прокурора Б.В. Кузнецова) органов будут направлены в федеральные ведомства, в том числе в Москву.
Большой объём работы проводится Антикоррупционным комитетом и по делам областного масштаба. В производстве комитета имеются заявления по неблаговидной деятельности ряда сотрудников Среднеуральского управления внутренних дел на транспорте, а также по работе областного Учреждения по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, начальник которого в результате нашего обращения был отстранён от занимаемой должности и деяниями которого (согласно ответу Генеральной Прокуратуры РФ в УрФО) занимается ГУВД Свердловской области. В нашем распоряжении есть заявление в отношении бывшего МУП «Градмаш» (г. Екатеринбург), где полмиллиарда рублей ушло в неизвестном направлении. По ряду самых интересных дел мы обязательно доведем информацию до общественности.
Я хочу ещё раз обратиться ко всем, кто страдает от произвола и злоупотреблений чиновников. Замалчивать проблемы и бояться нельзя! Это только на руку нечистоплотным представителям власти. Нужно поднимать проблемы, ставить вопросы, приводить факты, имена и фамилии таких должностных лиц. Антикоррупционный комитет работает не один год, и уверяю вас, общими усилиями восстанавливать законность удаётся. Главное - не останавливаться на достигнутом, уверенно идти вперёд!
Интервью с Леонидом Андреевым предоставлено пресс-службой
Антикоррупционного комитета по Свердловской области
"Наши Ведомости"
Декабрь 2004 года