О нехватке бюджетных средств на плановую замену лифтов в России говорят давно, знакомить читателя с проблемой не нужно. Но каково решение острейшего вопроса?
На «парламентском часе» в Госдуме ответ держал глава Минстроя Ирек Файзуллин. С докладом перед депутатами выступил зампред и правительства Марат Хуснуллин, курирующий ЖКХ.
После проведённой в стране ведомством Файзуллина инвентаризации всех подъёмников, включённых в программу капитального ремонта, выяснилось, что из 575 000 единиц у 64 000 в будущем феврале истечёт срок годности. По сути, ещё три месяца, и эксплуатировать устройства будет нельзя. Так диктует регламент, принятый для стран Евразийского экономического союза.
У не менее впечатляющего числа лифтов – 56 000 – «дедлайн годности» тоже не за горами, наступит в течение ближайших лет.
Если сложить обе категории подошедших к «красной черте» подъёмников, выяснится - чтобы их полноценно заменить на новые, нужно изыскать в бюджете более 400 миллиардов рублей.
К слову, на начало года только в одном Екатеринбурге вверх и вниз продолжали курсировать 1053 лифта, срок жизни которых перевалил за четверть века. Средства на их замену изыскиваются не только из муниципального бюджета, но и из региональных фондов капитального ремонта, подкапливаемых жильцами.
Где же лежит расшивка проблемы, когда с одной стороны пользоваться лифтовым оборудованием, пережившим эксплуатационный лимит, опасно, а с другой, на его плановую полноценную замену недостаточно денег?
Правительство проталкивает в качестве выхода следующую инициативу.
Каждому подъёмнику из многотысячного проблемного списка предлагается устроить серьёзное экспертное тестирование.
Дело в том, что у лифтового механизма есть главные узлы, и именно их состояние и степень износа позволяют при тщательном исследовании сделать заключение – менять ли какую-либо часть конструкции или она ещё определённое время послужит.
Конечно, ответственность за подобный вердикт должна лежать на высококомпетентных узких специалистах.
Кабмин предлагает потратиться на совсем уж безотлагательные замены, при этом продлив официально срок службы тех из подъёмников, которые, по результатам тестирования Ростехнадзором, ещё «тянут».
Причём правительство намерено добиваться включения этого положения в специальный регламент, именуемый «Безопасность лифтов», утверждённый на уровне Евразийского экономического союза.
Невольно выступая в какой-то мере адвокатом идеи официального продления службы на следующие пять лет, представитель Шербинского лифтостроительного завода, господин Лядунов, напомнил об отечественных, ещё советских стандартах качества. Дескать, заявил он в интервью «Известиям», тогда в СССР подъёмники делали с большим запасом прочности, требования были очень жёсткие.
Более осторожен в прогнозах коллега Лядунова, руководитель чебоксарского лифтостроительного предприятия «Эльбрус», господин Никитин.
Специалист заострил внимание журналистов на работоспособности улавливающих устройств старых лифтов –главных узлов для обеспечения безопасности в момент уже случившегося отказа подъёмника. Именно эта часть всей конструкции сохраняет пассажирам здоровье, а зачастую и жизнь.
Так вот, по заверению эксперта, в хорошо поживших лифтах стоят устаревшие улавливатели, сегодня уже не производимые. Заменить их на новые нельзя будет без того, чтобы не разобрать весь лифт и не изменить его конструкционно. Значит, выход один – менять подъёмник полностью. Безопасность превыше всего.
Если решение о продлении 25-летнего срока службы не оформить официально, по документам, - убеждена депутат Госдумы Светлана Разворотнева, - ответственные надзорные органы начнут всё равно добиваться их остановки. Так положено по инструкции. Поэтому правительственное решение можно считать мерой вынужденной.
Ну что сказать при таком раскладе?
Нам, жильцам далеко не новых многоквартирников, остаётся уповать на высокую квалификацию завтрашних экзаменаторов лифтов и надеяться на то, что в их решении «менять нельзя оставить» будет стоять ответственная запятая.