Разговоры о том, что технический осмотр частных легковушек, вот уже несколько лет как отменённый, должен опять стать обязательным, звучат всё отчётливей.
Инициатива демарша исходит от Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков. Предполагается, что обязательной с 2026 года технической инспекции избегут лишь совсем «молодые» моторы до трёх лет.
Какой мотив возврата к однажды отменённому, спросите вы?
Ответим – исключительно благородный. Декларируется только забота и ещё раз забота о безопасности дорожного движения. А ещё сторонники ренессанса техосмотра упирают на то, что отечественный любительский автопарк стремительно стареет.
По статистике, более двух третей всех автомобилей в России перешагнули десятилетний рубеж эксплуатации, а потому, конечно, не могут быть идеальны. Средний возраст машин в России и вовсе стремится к 15.
Но вот незадача. Автопарк взрослеет, а статистика ДТП по причинам неисправности, не выросла и не растёт сегодня. И подсчитана она как раз за те годы, в течение которых любители личного руля как-то обходились без обязательного получения диагностический карты с проставленными в ней плюсами.
Иначе говоря, хватало собственной ответственности за свою жизнь, жизни близких пассажиров и соседних участников движения.
Свердловская область вообще вошла в топ-шесть самых безопасных территорий по отчётности ГИБДД. Не все знают об этом, но факт есть факт. И это, несмотря на то, что «ВЕДОМОСТЯМ Урал» приходится достаточно регулярно сообщать об авариях на свердловских дорогах. Видимо всё на свете относительно.
При этом, в большинстве случаев причиной дорожных драм становятся не технические неполадки автомобиля, а банальное пренебрежение правилами движения.
Но обратимся к любопытным раскладам «за» и «против, исходящим от людей, которые в теме. Одни из них – сторонники возрождения ТО, другие - противники.
Однако, оговорюсь, даже поборники ТО признают прежнее несовершенство процедуры и ратуют за ужесточение государственного контроля.
К примеру, сенатор Валерий Васильев на круглом столе в Совете Федерации заявил о том, что проводящие техосмотр компании должны быть обязательно аккредитованы государством. Он напомнил собравшимся о рекламе в интернете, предлагавшей выдачу диагностических карт за мзду, без реальной технической инспекции машины. Если подобное будет повторяться, акцентировал сенатор, сможет ли реальный оператор техосмотра, хорошо потратившийся на оборудование, на равных конкурировать с имитаторами ТО.
Экс-сотрудник министерства внутренних дел, господин Мусиенко, также поддерживая идею возврата ТО, тем не менее считает, что заниматься им должна ГИБДД.
А представляющий Ассоциацию транспортных инженеров господин Евтюков рассказал об опыте Германии, где техосмотр автомобилей ведёт государство через свои профессиональные экспертные организации.
В противовес им, к примеру, руководитель одного из направлений страховой компании «Абсолют Страхование», господин Петряев вовсе не видит необходимости возврата к обязательному ТО.
Хотя на дорогах стало больше машин, говорит он, количество аварий по статистике не увеличилось. Зачем возвращать то, что опять будет носить чисто формальный характер. Тем более что поломка на трассе – вещь непрогнозируемая. Сегодня водитель сделал технический осмотр, показавший пригодность к езде, а завтра во время руления всё равно может случиться что угодно. Железо есть железо.
Петряев, достаточно вчитаться в сетевые форумы автолюбителей, не одинок в скептическом отношении к возврату прежней практики. Чья точка зрения возьмёт верх, покажет время.
Но уже сейчас можно сказать - на прошлой неделе правительство не согласовало законопроект, согласно которому модерирование техосмотра предполагалось передать от Российского союза страховщиков в Росаккредитацию.
В связи с этим разработка документа, как сообщают «Известия», сегодня приостановлена.
Что ж, будем следить за темой. До 2026 года ещё многое может измениться…