В последние недели ширится волна слухов вокруг темы заработавшего с июня повышенного контроля за частными переводами граждан и возможной блокировки счетов физических лиц.
«Теперь что, будут проверять каждый раз сколько и кому я перевожу»? – опасаются одни.
«Неужели введут налоги с поступлений мне на карту»? – нервничают другие, начитавшись непроверенных вбросов в СМИ.
Поскольку тревоги людей рождает их недостаточная информированность, «ВЕДОМОСТИ Урал» намерены исправить эту ситуацию.
Почему усилен контроль за переводами денег с июня?
Сразу оговоримся, мотив, выдвинутый властями в качестве обоснования введённых с начала лета ограничений, должен успокоить добропорядочных граждан, обычным переводам которых ничего не грозит.
Мотив этот – борьба с мошенничеством, противодействие отмыванию денег, полученных нелегальным путём, заслон финансированию экстремистских организаций.
Так что, если вы – не дроппер, не обнальщик и не финансист террористов, спите спокойно, ведя прежнюю жизнь.
Это - с одной стороны.
А с другой, - поскольку ради борьбы с перечисленным злом несколько меняются общие правила, знать о новациях всё же необходимо.
Переводы до 100 тысяч рублей: новые правила идентификации
Ограничение здесь не абсолютно, а относительно, и, повторимся, не распространяется на сферу наших «межкарточных бросков» денег друг другу по уже ставшей привычной системе СБП.
Ограничение это лежит в сфере того, насколько полно один россиянин, переводящий деньги другому россиянину, обозначил свою личность перед строгим оком Росфинмониторинга. И к персональному пластику в этом смысле вопросов никаких. Пластику про нас всё известно.
Так вот, существует («ВЕДОМОСТЯМ Урал» пришлось скрупулёзно разобраться в этих тонкостях) частичная идентификация и полная идентификация.
«Частичная»- это когда, придя в банк или используя цифровой кошелёк, гражданин мог раньше перевести любую сумму другому человеку, выдав «наружу» лишь своё ФИО и номер паспорта. Цифровой след оставался неполным.
С июня подобная манипуляция всё еще возможна, но уже не в безлимитном порядке как раньше, а лишь при перечислении суммы до 100 тысяч рублей.
Перевод всего, что свыше этого рубикона, потребует полной идентификации, читай, открытия банковского счёта, с которого и спишутся средства. В этом случае кредитное учреждение будет владеть сведениями и о месте жительства отправителя денег, и об его индивидуальном номере налогоплательщика - ИНН.
Будьте также готовы к тому, что банковский служащий, открывая вам счёт для перевода и помогая последнему осуществиться, может спросить о назначении платежа, а также подробности об адресате денег. Подобное бдительное любопытство теперь законно, и как объясняют власти, поможет клиентам избежать возможной потери финансов.
Новая норма предпринята для полной, а не частичной, как прежде. прозрачности финансовых операций.
Росфинмониторинг и блокировки: что изменилось в 2025 году?
Введённые правила расширили и без того немалые полномочия федеральной службы, следящей за всеми денежными потоками в стране. Росфинмониторинг теперь вправе до 10 дней блокировать операции, показавшиеся ему подозрительными. Для детального разбирательства и либо подтверждения, либо снятия сомнений. В особых случаях «заморозка» счетов может длиться до 30 дней.
Ведомство напрямую подчиняется Президенту и имеет полномочия требовать от банков всей полноты информации, необходимой для решения своей главной задачи - выявления случаев легализации преступных доходов.
Как банки проверяют переводы: признаки подозрительных операций
Сегодня все кредитные учреждения проинструктированы Центробанком – по каким признакам необходимо детальней присмотреться к той или иной операции.
Директор одного из управлений АО «Свой Банк», господин Игошин, в разговоре с «НИ» рассказал, что должно насторожить банковских менеджеров.
Ну, например, финансовые потоки по вашей карте прежде шли по одним законам (адресаты, размеры сумм, частота отправлений-получений), а потом вдруг резко изменился их характер. Это может стать поводом для приостановки операции и вопросов к вам.
Власть считает, что подобное внимание не ограничивает нашу свободу, а бережёт нас, клиентов, от мошенничества.
Либо, как вариант, банк может заподозрить ловкача в вашем собственном лице, если вдруг на карту полился поток сумм разного номинала и от большого числа разных людей. Ведь на ниве благотворительности сейчас хватает манипуляторов людской добротой.
Подозрение может вызвать и источник поступления денег к вам на карту. Ну, например, если средства пришли от фигуранта чёрного списка Центробанка, который сейчас спущен во все кредитные учреждения.
Фрилансеры и самозанятые: коснутся ли ограничения?
Как считает руководитель одного из направлений ББР Банка, госпожа Аксенова, спокойствию работающих на себя граждан нововведение ничем не угрожает.
Разумеется, если и индивидуальные предприниматели, и фрилансеры, и самозанятые, работают в рамках правового поля. То есть, регулярно поступающие на их счета доходы имеют «договорную подкладку», аккуратно декларируются и с них выплачиваются налоги.
В противном случае, регулярные пополнения карт могут вызвать вопросы у фискалов, легко получающих с определённых пор всю полноту информации о движениях средств граждан по картам.
И дальше от эксперта, являющуюся банковским сотрудником, а потому знающую систему изнутри, опять следуют успокаивающие аргументы. Дескать банки сами не заинтересованы лишний раз нервировать клиента и настроены не мешать гражданам спокойно проводить свои привычные операции.
Блокировки, мол, если будут случаться, то, действительно, в обоснованных случаях, и добропорядочным пользователям услуг кредитных учреждений ничего опасаться не стоит.
Звучит, конечно, позитивно, когда нас уверяют, что причин для беспокойства у приличных клиентов нет.
Однако, считаю, к возможным издержкам должен быть готов каждый, ведь нести вахту усиленного контроля за нашими переводами всё же будут люди, а не машины.
Пусть и с помощью цифровых алгоритмов…