Ответственное за благополучие бюджета ведомство не дремлет. Ещё под занавес минувшего года наметился отчётливый тренд – компании стали в несколько раз чаще получать уведомления от ФНС с требованием прояснить характер трудовых отношений с самозанятыми.
В чём на этот раз, спросите вы, подозревается бизнес? Да не в чём ином как в банальной и вечной, словно мир, «оптимизации» налогообложения.
Самозанятый работник «со стороны» оказался в новой схеме ухода предпочтительней работника штатного.
Судите сами: ежемесячно рассчитывая по зарплате штатного сотрудника, компания отдаёт в бюджет 13 процентов подоходного налога и ещё около 30 процентов от его заработка отправляет в социальные фонды – пенсионный и медицинского страхования. Но если тот же объём работ для компании выполняет подрядчик, формально оформившийся как самозанятый, юрлицо бюджету ничего не должно. Конечно, самозанятый обязан заплатить казне 6 процентов со всего, что получил от компании, но размеры обязательств в первом и втором случаях несопоставимы по величинам. К тому же заинтересованный бизнес всегда компенсирует самозанятому такую мелочь, как «шестипроцентные» издержки. Не официально компенсирует, так в конверте.
Не в этом ли, вероятно, полагают в ФНС, кроется в последнее время одна из причин бурного роста числа самозанятых по стране? Впрочем, отметим, роста, в основе своей позитивного, ведь государство само мечтало вывести из тени всех тайно на дому подстригающих, шьющих, составляющих на кухнях бухгалтерские балансы.
К сегодняшнему дню число таких «обелившихся» и регулярно отчисляющих налоги уже переросло девять миллионов человек!
Одна Свердловская область дала за минувший 2023-й пополнение армии самозанятых на 44 процента к предыдущему году. Возглавляющий региональное министерство инвестиций и развития, господин Третьяков даже назвал такой тренд знаком качества территориальной экономики.
По каким же критериям стражи казны намерены отделять «зёрна истинных самозанятых от «плевел», лишь косящих под таковых благодаря хитроумным схемам ухода от налогов?
Признаки просты. Если юридическое лицо имеет договоры о сотрудничестве более чем с десятью самозанятыми, компания уже берётся инспекторами «на карандаш».
Добавьте сюда регулярные ежемесячные оплаты каждому сумм, превышающих пятьдесят тысяч рублей. Тоже подозрительный знак.
Окончательно же подозрения налоговиков подтверждают особенности договоров, заключаемых между компанией и самозанятым.
Во-первых, такой документ содержит лишь перечисление обязанностей, но не указывает объём работ, то есть важен функционал, а не конкретный результат к конкретному сроку.
Во-вторых, судя по документу, отношения носят повторяющийся, а не разовый характер, что свойственно штатным кадрам.
В-третьих, единожды установленный размер оплаты не корректируется со временем.
В-четвёртых, надзорные органы настораживают пункты договора о необходимости соблюдения самозанятым общей для всех производственной дисциплины, и даже прописывается ответственность за её нарушения, что опять же не характерно для отношений между двумя равноправными игроками рынка – заказчиком и подрядчиком.
Но, пожалуй, самый убеждающий фактор следующий. Сотрудник, ещё вчера благополучно трудившийся в штате, вдруг без видимых резонов одним днём увольняется, вторым днём регистрируется как самозанятый (благо, в мобильном приложении это делается за десяток щелчков по клавиатуре смартфона), и уже третьим днём заключает договор с бывшим шефом, но уже в новом статусе.
В общем, если учесть всё, что может вызвать у проверяющих подозрения, и вооружившись этим, начать мостить сложные затратные отмазки, то выйдет, что вовсе не хитрить с налоговой будет дешевле.
И вот ещё почему дешевле. При подтверждении факта ухода от налогов, инспектор не просто начислит компании всё, что она успела «сэкономить», но и прибавит к выставленной сумме внушительный штраф и пени.
Оно вам надо?