Речь не об эксперименте, как может показаться читателю, а о серьёзном правительственном внедрении, которое со временем распространят на всю страну – раз, и на все виды продуктов – два. А пока, как обещают, уже с января достанется просроченной «молочке», несвежему пиву и бутилированной воде.
Когда мы щурим глаза, силясь за мельчайшим шрифтом на этикетке разглядеть последний день жизни молока или творога, есть риск ошибиться. Меж тем, умная программа, которую в одних супермаркетах уже установили, а в других устанавливают сегодня, точно не ошибётся.
Чек на такую пачку или бутылку касса просто не пробьёт, забракует.
На низком старте, как поделились с «Известиями» ритейлеры, уже находятся кассовые аппараты торговой сети «O`Кей», «Магнита», «Ленты». О степени готовности запрошены «Ашан», «ВкусВилл», «Метро».
Какая же судьба будет ждать продукты, оставленные «за ленточкой»? Тут три варианта. Вернуться к производителю, подвергнуться утилизации, или (в зависимости от продукта и глубины просрочки) по сходной цене быть проданными сельхозпроизводителю, у которого допуски к выкармливанию животных не столь строги.
Конечно, как и у каждого большого дела, электронная блокировка просрочки может столкнуться с трудностями и несогласованиями. Тем более, что в процесс будут вовлечены сразу три стороны – пищевая промышленность, торгующие сети и компании IT-сектора, разрабатывающие блокирующий софт.
Представьте, что 250 тысячами кассовых терминалов располагают только ритейлеры, объединённые в Ассоциацию компаний розничной торговли – АКОРТ. Каждую кассу необходимо не просто загрузить соответствующим программным обеспечением, но и успеть протестировать, отладить.
Торговые терминалы явятся своего рода эстафетными «приёмниками» правильных кодов, а их «передатчиками» оснастят поточные линии на пищевых предприятиях. Вся эта «симфония» должна звучать аккордно, созвучно, не давая сбоя.
И важный момент. Заслон будет поставлен (во всяком случае, так в оптимистичных планах кабмина), не только просроченной продукции, но и левой, фальсификату. То есть, фейковому производителю, под бренд лишь «косящему», но таковым не являющемуся, пройти электронный кардон не выгорит.
Подготовка к внедрению специальной маркировки находится на контроле у министерства промышленности и торговли. Добавление каждой новой позиции к списку продуктов, подлежащих отстранению на кассовых «таможнях», будет утверждаться в самой высокой инстанции – в правительстве.
У инициативы властей благая цель – защитить нас с вами от некачественных продуктов.
В теории всё выглядит радужно. А как будет на практике? Поживём, увидим, напишем.
Напомним, по данным свердловского Роспотребнадзора, в прошлом году в регионе нарушения сроков годности реализуемой продукции составляли около 4% от всех выявленных нарушений. В реальности таких нарушений, несомненно, больше, но не выявляются они в силу действия моратория на проверки...