Управление Роспотребнадзора по Свердловской области анонсировало запуск ряда мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню прав потребителей, который отмечают во многих сегодня, 15 марта, передает корреспондент ВЕДОМОСТИ Урал.
«Девиз сегодняшнего дня - расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции», - говорится в сообщении.
В списке мероприятий: информирование и консультирование граждан, проведение конкурсов, анкетирование, разъяснение актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказание практической помощи потребителям среди различных групп населения в контексте рационального потребления (здоровый рацион питания, органическая продукция, экологически чистая потребительская упаковка, энергосбережение в сфере ЖКХ).
До 24 марта продолжает работу «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей, в рамках которой специалисты РПН помогут гражданам, проконсультировав их по соответствующим вопросам.
«Кроме того, специалисты ответят на вопросы о приобретении товаров и услуг, в том числе через интернет, решению вопросов защиты прав в различных жизненных ситуациях», - говорится в сообщении пресс-службы свердловского управления РПН.
Следует отметить, что основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами является Федеральный закон от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей. Этот закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав.
Вместе с тем, несмотря на действующий закон, нарушения прав потребителей допускаются весьма часто, особенно в последние годы.
С нарушением прав потребителей может столкнуться практически любой человек. Например, когда отсутствует информация о свойствах товара на этикетке, когда продается фальсификат. Или если продавцы пытаются навязать ненужные товары или услуги. Управляющая компания начисляет коммунальные платежи в завышенных размерах, а услуги надлежащего качества не оказывает. Подрядчик нарушает сроки выполнения работ по договору. Допускаются нарушения при оказании финансовых и страховых услуг. Примеров может быть великое множество.
Особенно растёт количество нарушений в сфере розничной торговли и общественного питания, оказания разного рода бытовых услуг. В Екатеринбурге, где наблюдается наибольшая активность бизнеса, работают многочисленные закусочные, кафе, шашлычные, шаурмячные, во многих из которых не соблюдаются элементарные санитарные требования, что периодически приводит к массовым отравлениям. Функционируют сауны в подвалах многоквартирных жилых домов в нарушение санитарных и противопожарных норм. Незаконные автопарковки взимают плату за несуществующие услуги, не неся при этом никакой ответственности за сохранность имущества автовладельцев.
Однако органы Роспотребнадзора, к сожалению, не всегда принимают реальные меры по защите прав потребителей. В некоторых случаях отказывают в проведении проверки под разными предлогами, например, ссылаясь на отсутствие в заявлении/жалобе информации о наименовании хозяйствующего субъекта (ООО, ИП и др.), допустившего нарушение, или говоря о необходимости согласования проведения проверки с прокуратурой.
Вместе с тем согласование прокуратуры не требуется для проведения административного расследования, в ходе которого сотрудники Роспотребнадзора и должны установить все необходимые данные, чтобы впоследствии организовать проверку.
Каждый потребитель должен знать свои права и уметь их отстаивать. Если ваши права нарушают, обращайтесь в органы прокуратуры с жалобой. Также о фактах нарушений прав потребителей вы всегда можете сообщать в редакцию «ВЕДОМОСТИ Урал».