В последнее время участились случаи, когда интернет-магазины отменяют уже оформленные и оплаченные заказы по собственной инициативе. Это вызвало волну недовольства среди потребителей и привлекло внимание Роспотребнадзора, который выступил с официальными разъяснениями по данному вопросу.
Согласно позиции Роспотребнадзора, интернет-магазины не имеют права в одностороннем порядке отказываться от исполнения своих обязательств перед покупателями. Если товар размещен на сайте по определенной цене, а покупатель оформил и оплатил заказ, магазин обязан предоставить этот товар. Никакие внешние факторы, такие как колебания курса валют, задержки поставок или отсутствие товара на складе, не являются основанием для отмены заказа.
В случае, если магазин не может выполнить заказ, он обязан:
1. Вернуть полученные от покупателя деньги в полном объеме.
2. Выполнить все дополнительные требования покупателя.
3. Выплатить неустойку в размере 0,5% от стоимости товара за каждый день просрочки.
4. Компенсировать моральный вред.
Если интернет-магазин отказывается добровольно выполнить эти требования, покупатель имеет право обратиться в суд. При этом, помимо вышеуказанных сумм, с продавца может быть взыскан штраф в размере 50% от цены товара согласно закону о защите прав потребителей. Важно отметить, что при подаче иска в суд по таким делам потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
Роспотребнадзор также подчеркнул, что ухудшение финансовой ситуации в стране не является основанием для невыполнения обязательств перед покупателями, так как режим чрезвычайного положения в России не вводился. Все возникающие трудности рассматриваются как коммерческие риски продавцов.
Кроме того, потребитель имеет право требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в результате нарушения сроков передачи предварительно оплаченного товара.