На днях в Кировском районном суде Екатеринбурга состоялось первое заседание по иску застройщика незаконного жилья на землях ИЖС Дмитрия Максимова к редакции газеты «ВЕДОМОСТИ Урал». Напомним, Максимов посчитал, что в опубликованной в марте этого года статье «Следствие ведут знатоки...» журналисты нашего издания опорочили его честное имя и деловую репутацию.
В своем исковом заявлении в суд он заявил, что публикации «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» о построенных им незаконных многоквартирниках буквально лишили его покоя и сна. «Я переживаю. Стал нервным. Ко мне перестали обращаться люди по строительным вопросам, друзья и знакомые стали меня сторониться...», - жалуется в своем многостраничном заявлении истец.
Подробно описывая свои моральные и физические (стало болеть сердце!) страдания, Максимов, увы, не задается вопросом о том, какие чувства и страдания, и отнюдь не только моральные, сегодня испытывают те люди, которых он обманул, обещая построить им «доступное жилье», и которые по его милости остались без крыши над головой.
Ну, и что, что остались без жилья?.. «Разве это преступление, если якобы какие-то дома построены в неположенном месте?», - наивно вопрошает в своем иске господин Максимов, не видя никакой трагедии в том, что один из построенных им домов (на ул. Линейной, 57 в Екатеринбурге), где люди купили квартиры, уже снесен...
В судебное заседание, к удивлению всех присутствующих, Дмитрий Максимов, официально не имеющий имущества и доходов (так, по крайней мере, он заявляет судебным приставам), явился лично, в сопровождении сразу двух адвокатов.
Кроме истца и ответчиков по данному гражданскому делу в суд были приглашены третьи лица - Елена Попова и Маргарита Васильева, о судьбе которых рассказали «ВЕДОМОСТИ Урал» в статье «Следствие ведут знатоки...». Обеим женщинам Максимов обещал за деньги построить недорогое жилье в доме по адресу: пер. Татарский, 15. Деньги взял, а вот квартиры не построил. Хотя нет, построил. Но вот беда, построенный незаконно дом (который и домом-то назвать сложно) по решению суда будет в ближайшее время снесен. В итоге обе женщины, на склоне лет, остались без жилья и без средств к существованию.
Елена Попова, лишившаяся жилья и денег после заключения договора с Дмитрием Максимовым, работает санитаркой, живет на съемной квартире с немощным мужем-инвалидом, пережившим инсульт
Еще одна пострадавшая от бурной строительной деятельности господина Максимова - Виктория Зыкова - была приглашена в суд в качестве свидетеля, чтобы лично подтвердить, что все написанное в статье «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» - правда, от первой до последней строчки.
Разбирательства между истцом, ответчиками и пострадавшими от действий Максимова гражданами начались еще до начала судебного процесса, в коридорах Кировского суда. Бурное возмущение Максимова вызвала очередная публикация о нем на сайте «ВЕДОМОСТЕЙ Урал». Истец отчаянно негодовал по поводу того, что в статье были опубликованы выдержки из его искового заявления, в котором представители Максимова официально заявили, что публикации в прессе могут довести их подопечного его до самоубийства (!). «Ответчики хотят, чтобы истец ничего не делал, а только - горевал или закончил жизнь самоубийством? Если ответчики доведут истца до этого, то это их надо будет привлекать к уголовной ответственности до доведения истца до самоубийства», - говорится в иске.
Само судебное заседание началось с предъявления представителями Максимова судье распечатки последней публикации с сайта «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» под заголовком «Я потерял покой и сон...». Производитель нелегальных многоквартирников Дмитрий Максимов, мечтающий стать депутатом, полагает, что публикации в прессе доведут его до самоубийства» и претензий в адрес редакции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», а также угроз новыми судебными исками. Однако дальнейшее зачитывание судьей искового заявления Максимова, на том самом месте, где говорилось о возможном суициде истца, вызвало у участников процесса, включая самого Максимова и его адвокатов, смех.
Еще один повод повеселить присутствующих появился при зачитывании судьей фразы о том, какие кулинарные блюда предпочитает употреблять в пищу истец (о чем он также подробно рассказал в своем иске): «Откуда ответчикам известно, чем питается истец? И почему ответчики считают, что он не ест хрен и редьку? Истец любит, есть редьку с квасом, особенно весной и летом, а также со сметаной...». Но на этом веселье закончилось.
В судебном процессе, который продолжался целых четыре часа, удалось заслушать только двух участников процесса - пострадавших от деятельности Максимова - Елену Попову и Викторию Зыкову.
Елена Попова на этот раз уже в суде подтвердила все то, о чем ранее рассказывала корреспонденту «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» - о том, при каких обстоятельствах заключила с Дмитрием Максимовым договор о создании общедолевой собственности, что обещал ей застройщик, и чем все это для нее закончилось. Напомним, в свое время нужда заставила ее продать квартиру, где она проживала с мужем-инвалидом, после того, как затопили соседей. На возмещение ущерба нужны были деньги. Елена решилась продать имеющуюся квартиру, а на полученные деньги приобрести предлагаемое Максимовым недорогое «доступное жилье» и рассчитаться по долгам. В итоге сегодня вместе с мужем-инсультником вынуждена скитаться по съемным квартирам, потеряв всякую надежду на дальнейшее нормальное существование. На прямой вопрос главного редактора «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» в суде о том, считает ли Елена Попова, что Максимов обманул ее, злоупотребив доверием, она ответила однозначно и утвердительно - «да».
Виктория Зыкова, выступавшая в суде в качестве свидетеля, подробно рассказала об истории своего знакомства с Дмитрием Максимовым. Как рассказала свидетель, с истцом она знакома с 2012 года, обратилась к нему по рекомендации знакомых и на протяжении длительного времени даже поддерживала с Максимовым приятельские отношения. Пока не стала одной из обманутых...
«Предложение Максимова было очень интересным - он обещал построить действительно доступное жилое помещение», - сообщила Виктория Зыкова в суде. По ее словам, Дмитрий Максимов уверял, что строительство, которое он ведет, абсолютно законно, в том числе показывал свидетельства о зарегистрированных долях в таких же домах. «Оснований не доверять этому человеку у меня не было. Он говорил убедительно. В офисе повсюду были развешаны разные сертификаты, - продолжает свидетель. - Мною был выбран объект строительства - дом в переулке Татарском, 15. Мы с Максимовым заключили договор о совместной деятельности - фактически о приобретении квартиры в строящемся доме. Дом должен был быть построен 15 октября 2012 года, но этого не произошло. В 2013 году Ленинская администрация подала в суд иск о сносе дома, а я, соответственно, предъявила Максимову требования о возврате денежных средств. На это Дмитрий Евгеньевич мне сказал: «Если обратишься в суд - вообще денег не увидишь». Также звучали фразы о том, что после того, как вступит в силу закон о банкротстве (физических лиц - прим. Ред.), он вообще объявит себя банкротом... Я все равно подала в суд, суд взыскал с Максимова Дмитрия Евгеньевича один миллион рублей в мою пользу. Но этих денежных средств я не получила. Неисполнение решения суда Максимов объясняет отсутствием у него денежных средств. Эту фразу я слышу от него в течение длительного времени».
Между тем, рассказывая об имущественном положении Максимова, в том числе о том, какой образ жизни ведет истец, свидетельница отметила, что «у Дмитрия Максимова высокие амбиции, жизненная позиция завышена». По ее словам, несмотря на отсутствие денег, на все судебные процессы Дмитрий Евгеньевич ходит с двумя представителями, арендует дорогостоящий офис в БЦ «Высоцкий», ездит на дорогой иномарке, хорошо одевается и выглядит всегда респектабельно. «На момент публикации статьи Дмитрий Евгеньевич передвигался на автомобиле «Рейндж Ровер» с номерным знаком 777, и у него был личный водитель. Когда я с ним общалась, он мне рассказывал, что часто посещает рестораны и также сам любит готовить, предпочитая изысканные блюда, а не хрен с редькой...», - рассказала Виктория Зыкова в суде.
Третья пострадавшая от деятельности застройщика - Маргарита Васильева - официально в суде выступить не успела и будет опрошена в следующем судебном заседании, но тоже рассказала свою печальную историю того, как стала, по сути, бомжом.
- Решила на старости лет себе построить квартиру, а потеряла всё. Максимов забрал мои деньги. Я потеряла миллион триста рублей. Мало того, и сейчас не хочет возвращать деньги по исполнительным листам. Судебные приставы подтверждают, что денег у Максимова нет. Более того, Максимов мне сейчас в суде заявил о том, что не выплачивает мне деньги и не собирается выплачивать только потому, что я везде обращаюсь, защищаю наш народ, борюсь с ним.
Все пострадавшие, пришедшие в суд, выражали единогласное мнение о том, что застройщик Максимов их обманул и, более того, продолжает обманывать сейчас. Так, перед судебным заседанием Максимов уговорил Елену Попову подписать очередное мировое соглашение, пообещав до 1 октября предоставить ей комнату. Судя по всему, сделано это было только для того, чтобы женщина не пошла в суд и не свидетельствовала против него. Однако, осознав, что ее в очередной раз пытаются «надуть», Елена Попова все же пришла в суд и дала показания против Максимова.
Наиболее интересные диалоги Дмитрия Максимова с журналистами и обманутыми гражданами происходили не в ходе судебного разбирательства, а в коридоре, во время перерыва
Сам же истец и его представители в ходе судебного заседания пытались всячески оправдаться, предъявляя судье некие мировые соглашения и какие-то замусоленные бумажки с перечнем граждан, которым Максимов должен деньги. Какое отношение эти списки имеют к оспариваемой истцом публикации, в ходе опроса Максимова и его представителей в суде выяснить так и не удалось.
Как известно, в настоящее время в Главном следственном управлении областного полицейского главка расследуется уголовное дело о мошенничестве - как раз по фактам незаконного строительства Максимовым многоквартирных домов на землях ИЖС. Сегодня следователи проводят действия, направленные на установление и признание потерпевшими всех лиц, пострадавших от деятельности Максимова. «По результатам проведенных следственных и иных процессуальных действий с учетом собранных по уголовному делу доказательств будет решен вопрос о квалификации действий Максимова Д.Е., в том числе по статье 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество», статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», - сообщал «ВЕДОМОСТЯМ Урал» председатель Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев, ссылаясь на официальный ответ ГУ МВД России по Свердловской области. Расследование уголовного дела находится на личном контроле заместителя начальника ГСУ. «В настоящее время в Антикоррупционный комитет поступают новые заявления от пострадавших граждан в отношении действий застройщиков Максимова и Воробьева. После проведении проверки поступившей информации, правового анализа представленных документов и получения ответов на запросы, все материалы будут также направлены в соответствующие органы для инициирования прокурорских, доследственных проверок и приобщения к материалам уже возбужденных уголовных дел», - сообщил «ВЕДОМОСТЯМ Урал» глава Антикоррупционного комитета.
На сегодняшний день имеются вступившие в законную силу судебные решения о сносе незаконно построенных Дмитрием Максимовым многоквартирных домов, один из которых реально снесен, есть возбужденные уголовные дела о самоуправстве и мошенничестве по данным фактам. Очевидно, что в скором времени эти уголовные дела будут расследованы, и виновные понесут заслуженное наказание.
Не лишним будет отметить, что единственным лицом, которое фигурирует во всех договорах, на основании которых граждане отдавали свои деньги в надежде получить «доступное» жилье, является не кто иной, как Дмитрий Евгеньевич Максимов. Так о каких судебных претензиях застройщика к журналистам, обнародовавшим данные факты, вообще может идти речь?
Старший «коллега» Дмитрия Максимова - застройщик Владимир Воробьев - тоже успел настроить почти три десятка домов «под снос». В отношении него возбуждено несколько уголовных дел и уже предъявлено обвинение в мошенничестве. Расследуется уголовное дело и по фактам продажи квартир в нелегальных трехэтажках, построенных Алексеем Борздым. Так что, сколько веревочке ни виться...
Жаль только, что реакция местной власти и правоохранительных органов на строительство таких многоквартирников оказалась слишком запоздалой. Незаконные дома строились на протяжении нескольких лет, а судебные иски о сносе городская мэрия начала подавать лишь в последние два-три года. Возбуждение уголовных дел волокитилось годами... Плоды этого бездействия пожинают сегодня тысячи обманутых граждан. Сотни семей, в том числе с малолетними детьми, пожилые, оказались на улице по вине таких вот «бизнесменов». Социальная напряженность растет, люди, купившие квартиры в незаконно построенных домах, начали осознавать, что рано или поздно их дома снесут, а значит, они, их дети останутся на улице. Последствия этого могут быть самыми драматичными.
Тем не менее, пока до бунтов не дошло, «черные застройщики» чувствуют себя неплохо, а изобличающие их публикации в СМИ воспринимают весьма агрессивно. То и дело журналистам приходится слышать угрозы в свой адрес.
Но «ВЕДОМОСТЯМ Урал» к угрозам не привыкать. За 14 лет своей работы в адрес журналистов звучали угрозы заказными судебными разбирательствами и уголовными делами, и физической расправой. Но несмотря ни на что мы продолжаем работать и освещаем самые злободневные темы, делая все, чтобы максимально обезопасить граждан от произвола, в том числе от тех, кто строит свой «бизнес» на людском горе. Мы, журналисты «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» убеждены, что наш труд не напрасен. И если после очередной публикации хотя бы один человек остановится и задумается, стоит ли отдавать свои деньги тем, кто умеет лишь раздавать пустые обещания, то будем считать свою задачу выполненной.
Более того, вся новая информация о деяниях «черных» застройщиков, поступившая в редакцию, будет также направлена в правоохранительные органы, поскольку очевидно, что столь масштабный строительный бизнес, когда строятся десятки незаконных домов, по определению не может организовать один или два человека. Речь может идти только об организованной группе лиц, действующих по предварительному сговору. Нет никаких сомнений, что есть у застройщиков и свои покровители в органах власти (в т.ч. законодательной) и правопорядка. О них мы тоже обязательно напишем и расскажем.
А граждан, пострадавших от деятельности «черных застройщиков», призываем проявлять активность - обращаться в суд, в правоохранительные органы с тем, чтобы их действиям была дана должная уголовно-правовая оценка. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный шанс вернуть свои деньги. Только когда появляется реальная угроза отправиться в места не столь отдаленные, они начинают вести себя по-другому и изыскивать средства, чтобы компенсировать нанесенный обманутым гражданам материальный ущерб.
Следующее заседание суда по иску застройщика Максимова к редакции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» назначено на пятницу, 18 сентября, в 9:00. Процесс открытый.
О том, чем закончится это резонансное дело, читайте в следующих публикациях «ВЕДОМОСТЕЙ Урал».
Татьяна ПОПОВА