Тема - более чем актуальна для Свердловской области, которая в прошлом году по числу банкротов-физлиц заняла второе место в стране, пропустив вперёд лишь Краснодарский край.
Статистика отразила 2324 свердловчанина, признанного неплатёжеспособным в рамках внесудебной процедуры. Это - более чем четырёхкратный рост, если сравнивать с предыдущим 2023-м годом, зафиксировавшим тогда в регионе 539 граждан-банкротов. Впрочем, тенденция вверх – общая для страны.
На чём играют мошенники?
На этом фоне, накануне, на стол спикера Госдумы Вячеслава Володина легло письмо за подписью членов Ассоциации российских банков. Финансисты бьют тревогу – в последнее время всё чаще маской банкротства прикрываются ловкачи, намеренно набирающие кредиты с перспективой их легального невозврата.
Желая помочь гражданам, попавшим в финансовую беду, правительство в последние годы идёт по пути упрощения процедуры признания людей неплатёжеспособными и списания с них долгов.
Напомним, освободиться от ставшего непосильным финансового бремени по сегодняшнему закону можно двумя путями – либо через МФЦ, либо через суд. Первый способ – бесплатный, и с ноября 2023 года он стал ещё либеральнее. Без госпошлин и заявлений в суд власти разрешили списывать через визит в МФЦ уже не до полмиллиона рублей, как раньше, а до миллиона. Демократичней стала и нижняя планка прощаемого: перспектива финансовой свободы начала маячить уже с задолженности в 25 тысяч рублей, а не с полусотни тысяч, как до того. Причём, процедуру банкротства можно повторять каждые пять лет. Бумажки тоже теперь нет нужды собирать - получение государством сведений о конкретном гражданине идёт через межведомственное электронное согласование и общие информационные базы. Всеми этими правительственными «шагами навстречу» и начали, по заверению банкиров, пользоваться беспринципные дельцы.
В письме к законодателям, сообщают наши коллеги из «Известий», финансисты жалуются на недобросовестных фигурантов. Например, человек, заранее намереваясь объявить себя несостоятельным, берёт в долг приличную сумму в банке. При этом, он хорошо знает - единственную квартиру у него не взыщут по закону.
Но! Самое сложное, говорится в письме, задним числом доказать, что человек имел хитрый план «надуть» банк ещё до того, как пришёл в него.
И хотя по УК РФ лжебанкротство уголовно наказуемо, и можно схлопотать до 6 лет тюрьмы, суды склонны руководствоваться презумпцией невиновности, а всё бремя доказательств лежит на истце, то есть, на кредитном учреждении, понёсшем убытки от прямого списания чужого долга. Да, и к слову, уголовное преследование фиктивного банкрота, может начинаться, лишь от значительного ущерба банка – 2 250 000 рублей.
Какие меры борьбы предлагают банкиры?
Во-первых, включить режим повышенной бдительности и ужесточить контроль за потенциальными лжебанкротствами.
Во-вторых, законодательно установить десятилетний срок, в течение которого уже признанный банкрот не сможет взять кредит ни в одном банке.
В-третьих, прекратить государственную практику освобождения от долгов заявителей, которые нигде не работают и не пытаются найти источники постоянного дохода.
В-четвёртых, Ассоциация российских банков просит законодателя определить правило, по которому долги не будут списываться «автоматом» тем гражданам, которые не смогли объяснить причину внезапной потери ими денег. Такие кейсы банкиры считают разумным отдать на откуп им самим – для дополнительных разбирательств и решения.
В-пятых, учитывать при определении несостоятельности заявителя финансовое положение супруга.
Давно замечено: как только становятся либеральнее подходы властей к чему бы то ни было, так сразу появляются дельцы, ищущие в обновлённых нормах правовые лазейки и собственную поживу. Сегодня доски объявлений - как на разных электронных ресурсах, так и едва ли не на подъездах - пестрят предложениями: «гарантируем быстрое списание ваших долгов». Иначе говоря, не хотите платить по большим долгам, заплатите немного нам, и мы освободим от бремени.
Опытные юристы, консультирующие «ВЕДОМОСТИ Урал», в один голос говорят: гарантированно обещать клиенту, причём не конкретному клиенту, а любому, победу в суде, ещё до того, как подан иск, могут только непрофессиональные правозащитники. Не юристы от права, а юристы от бизнеса
О масштабах явления
Объективность требует признать – пока, на общем фоне финансовой системы страны, наметившаяся тенденция к злоупотреблению банкротствами не выглядит столь уж катастрофической. Так, при общем кредитном портфеле в несколько десятков триллионов рублей, прощённые гражданам за все годы 7 миллиардов кажутся не такой уж великой долей.
Финансисты считают, что множащееся списание долгов притворным банкротам, нарушает баланс интересов между банками и другими клиентами - ведь издержки банков отражаются на их способности держать обязательства перед вкладчиками по депозитам.
Итак, проблема обозначена и аргументирована. Откликнутся ли власти на боль финансистов, покажет ближайшее время. «ВЕДОМОСТИ Урал» последят за подвижками в теме, далеко не последней по значимости для Свердловской области.


31
Комментарии