В последние годы рынок электронной коммерции в России демонстрировал необычайно быстрый рост, в результате чего оборот маркетплейсов увеличился в пять раз за последние пять лет. Однако этот всплеск интереса и активности не обошелся без проблем. Парламентариям всё чаще стали поступать жалобы от потребителей об услугах маркетплейсов, включая нарушения прав покупателей.
В ответ на эти вызовы 5 марта в Госдуму был внесен новый законопроект, направленный на государственное регулирование деятельности маркетплейсов. Законопроект стремится в первую очередь защитить интересы потребителей, а также ввести четкие рамки взаимодействия между всеми участниками электронной коммерции, включая агрегаторы товаров, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.
Одним из ключевых моментов является запрет на ухудшение условий для продавцов и владельцев пунктов выдачи без предварительного уведомления, срок которого не может быть менее 30 дней. Это предотвратит внезапное изменение условий работы, которое может негативно отразиться на малом и среднем бизнесе.
Важной нормой стал и запрет для владельцев маркетплейсов требовать с покупателей компенсацию за возврат товара.