В Екатеринбурге, как и во многих крупных городах России, с каждым годом растет число детей мигрантов, обучающихся в общеобразовательных школах. Их успешная интеграция в образовательную среду сталкивается с рядом вызовов, ключевой из которых – недостаточное владение русским языком. С 1 апреля 2025 года вступил в силу федеральный закон, обязывающий детей иностранных граждан проходить тестирование на знание русского языка перед зачислением в школу. О том, как организована работа с такими учениками, какие программы адаптации действуют и как предотвращаются конфликты на национальной почве, в интервью «ВЕДОМОСТЯМ Урал» рассказала директор департамента образования Екатеринбурга Инна Гумбатова.
Языковой барьер: масштабы проблемы и пути решения
— Инна Владимировна, сколько детей мигрантов обучается в школах Екатеринбурга на сегодняшний день?
— По данным на апрель 2025 года, в муниципальных школах города обучаются 5 624 ребенка иностранных граждан, что составляет 2,8% от общего числа учащихся. Наибольшая их концентрация наблюдается в школах Железнодорожного района.
— Многие из этих детей плохо владеют русским языком. Как решается эта проблема?
— В сентябре 2024 года мы провели диагностику уровня владения русским языком среди детей мигрантов 1–9 классов. Выяснилось, что у 20% из них низкий уровень языковых навыков. На основе этих данных организовано психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуальных образовательных потребностей. Кроме того, мы продолжаем повышать квалификацию учителей русского языка, внедрять новые технологии и программы обучения, а также работать над социальной адаптацией детей-инофонов.
Тестирование на знание русского языка: новые правила
— Расскажите, как организовано тестирование по русскому языку для детей мигрантов и какие требования к ним предъявляются?
— Порядок тестирования утвержден приказом Министерства просвещения РФ. Оно проводится в специальных тестирующих организациях на основании направления от школы, куда ребенок подает заявление на зачисление. Для первоклассников тест проходит только в устной форме, для остальных возрастных групп – в устной и письменной. Процесс фиксируется на видео и аудио.
Требования к уровню знаний зависят от года обучения и включают умение воспринимать информацию на слух, говорить, читать и писать. Если ребенок не справляется с тестом, он должен пройти дополнительное обучение русскому языку и может пересдать экзамен не ранее чем через три месяца.
— Планируется ли создание специальных классов для детей, не прошедших тестирование?
— Нет, законодательство не предусматривает открытия таких классов. Мы делаем акцент на индивидуальное обучение и повторное тестирование.
Программы адаптации и поддержка педагогов
— Какие программы адаптации реализуются в школах Екатеринбурга?
— Мы активно внедряем программы языковой и социально-культурной адаптации, а также образовательные курсы по изучению русского языка как иностранного. Это помогает детям быстрее влиться в учебный процесс и социальную среду.
— А как поддерживают педагогов, работающих в многонациональных классах?
— Учителя проходят курсы повышения квалификации по программе «Русский язык как иностранный». Институт развития образования разработал методические рекомендации для работы с детьми-инофонами, которые успешно применяются в школах. В 2024 году школа № 166 стала региональной инновационной площадкой по теме формирования функциональной грамотности у учеников-инофонов 1–4 классов. На базе этой площадки проводятся городские семинары и педагогические интенсивы для обмена опытом. Также в школах с большим числом многонациональных классов предусмотрены стимулирующие выплаты для педагогов.
— Как выстраивается диалог с родителями, которые не владеют русским языком?
— В основном общение происходит через переводчиков, которых родители приводят с собой. Если в школе есть педагог, владеющий родным языком семьи, он также помогает наладить контакт.
Профилактика конфликтов на национальной почве
— Какие меры принимаются для предотвращения конфликтов между детьми разных национальностей?
— Мы создаем в школах условия для формирования культуры общения между всеми участниками образовательного процесса. Разработаны планы мероприятий для учеников и их родителей, направленные на знакомство с российским законодательством, культурными ценностями и традициями. Родители и дети информируются о центрах психолого-педагогической поддержки и субъектах системы профилактики, где можно получить помощь.
Кроме того, мы привлекаем детей к занятиям в спортивных секциях и клубах дополнительного образования. Иностранные граждане активно участвуют в мероприятиях гражданско-правового воспитания. Например, в рамках месячника защитника Отечества они присоединились к городской акции «Парта Героя», конкурсу «Победа. Наследие. Будущее» и районным этапам военно-спортивной игры «Зарница 2.0».
Главный вывод
Интеграция детей мигрантов в образовательную среду Екатеринбурга – это комплексная задача, требующая усилий как со стороны школ, так и со стороны семей. Введение обязательного тестирования на знание русского языка стало важным шагом для повышения качества образования, а программы адаптации и поддержка педагогов помогают создавать комфортные условия для всех участников процесса. Однако впереди еще много работы...
Комментарии