$
100.22
105.81

Сообщить информацию

«Захватили километры городского пространства!». Удастся ли мэрии Екатеринбурга после принятия важного документа освободить муниципальные земли от «парковочной мафии»?

Фото: фото: ФедералПресс
22.12.2020

В начале декабря этого года мэр Екатеринбурга Александр Высокинский (ныне уже бывший) подписал важный для города документ - постановление № 2488 от 4 декабря 2020 года, которым утвержден порядок выноса незаконно размещенных на территории Екатеринбурга объектов движимого имущества. Согласно официальной формулировке, речь идет о «сборно-разборных объектах, функциональное назначение которых не предполагает их обязательного использования в тесной связи с землей, а также перемещение которых возможно без ущерба их назначению, не подлежащие государственной регистрации». К числу таковых относятся будки охраны автопарковок и шлагбаумы, металлические гаражи, контейнеры, вагончики и прочие передвижные сооружения, ограждения и ворота (калитки), препятствующие проезду автотранспорта, парковочные барьеры, нестационарные объекты, используемые в целях оказания услуг автосервиса, а также иное движимое имущество. Главным объединяющим признаком перечисленных в постановлении № 2488 движимых объектов является незаконность их размещения - то есть, отсутствие соответствующего договора.

Поводом для издания данного постановления стала, мягко говоря, неблагоприятная ситуация с деятельностью на территории уральской столицы нелегальных автопарковок. Если же говорить прямо - ситуация эта катастрофическая.  О парковочной проблеме Екатеринбурга «ВЕДОМОСТИ Урал» писали не раз - существует она уже не одно десятилетие. И столько же времени практически никак не решается. Несмотря на то, что из бюджета Екатеринбурга ежегодно расходуются средства на ликвидацию незаконных нестационарных объектов, меньше их, увы, не становится. Более того, с ежегодным увеличением количества транспорта увеличивается и площадь захваченного «черными парковщиками» городского пространства, которые наносят многомиллионный ущерб интересам муниципалитета и его горожанам.


А кому плохо?

О том, какие проблемы создают нелегальные автопарковки, известно и чиновникам, и правоохранителям, и самим жителям Екатеринбурга. Появляются они, как правило, во дворах многоквартирных жилых домов, занимая места, на которых когда-то располагались детские площадки и спортивные корты, а также газоны, защитные зеленые зоны вдоль дорог. Все отходы жизнедеятельности автомобилей - нефтепродукты, разумеется, попадают в почву в месте стоянки. О соблюдении элементарных санитарных норм и экологии говорить не приходится.

Екатеринбург, ул. Бакинских комиссаров, 108. Незаконная автопарковка расположилась на месте газона и работает не менее 10 лет!

Сегодня уже практически не осталось пустырей, которые не были бы заняты автомобильными парковками с убогими будками. Появляются они и на территории частного жилого сектора. При этом на землях индивидуальной жилой застройки чаще всего паркуются грузовые автомобили - «КАМАЗы», «ГАЗели», автобусы и даже огромные фуры с прицепами.

Парковка по ул. Индустрии - Новаторов организована рядом с частными жилыми домами

О том, в каких условиях вынуждены жить соседи, когда рядом с их жилищами появляется самая настоящая автобаза грузовиков, догадаться несложно. Впрочем, не меньше страдают и жители многоквартирников, когда парковки, в нарушение всех СНиПов и СанПиНов,  появляются прямо под окнами их квартир, и каждое утро выхлопные газы от прогревающихся машин отравляют, в прямом смысле этого слова, жизнь жильцам дома. Следствием появления парковок во дворах порой становится, в том числе, невозможность проезда для спецтехники - машин скорой помощи, пожарной охраны, прочих аварийных служб. Организаторы же стоянок не считают необходимым даже чистить снег на самовольно захваченной территории. Однако этим проблемы отнюдь не ограничиваются.

В подавляющем большинстве случаев организаторы парковочного бизнеса это вовсе не добропорядочные бизнесмены... если не сказать больше. Выражение «парковочная мафия» появилось не случайно. Порой это лица с откровенно криминальными наклонностями, действующие соответствующими криминальными методами, в том числе для привлечения «клиентов». Истории, когда автовладельцам, не желающим ставить свои автомобили на платную парковку, «неизвестные» прокалывали шины, разбивали стекла, царапали кузов, а то и вовсе поджигали авто, увы, не редкость. Между тем, ни одна такая парковка не несет (да и не может нести - вследствие незаконности ее деятельности) ровным счетом никакой ответственности за сохранность автомобилей. И, по большому счету, автовладельцы платят вовсе не за охрану, а скорее за то, чтобы эти же самые «парковщики» не испортили им автомобиль.

Кстати, нахождение автомобиля на подобной платной парковке не только не гарантирует его сохранности, а наоборот, несет еще и реальный риск его уничтожения - например, в результате пожара. Как известно, периодически убогие охранные будки, самовольно подключенные к электросетям и обогреваемые зимой за счет самодельных электрических «козлов», загораются. И происходят такие ЧП в ночное время. В результате сгореть может и сама охранная будка, и сторож, если вовремя не проснется, и «охраняемые» им автомобили...

В охранной будке несанкционированной автопарковки на улице Бакинских комиссаров в Екатеринбурге сгорел сторож

Вообще, стоит сказать, что деятельность автопарковок традиционно воспринимаются в обществе как какой-то мелкий бизнес, что является великим заблуждением. На самом деле это хорошо организованный бизнес, который приносит «парковочной мафии» десятки миллионов рублей дохода, учитывая, что сеть нелегальных парковок опутывает практически весь город. При этом все деньги, собираемые с автовладельцев - не что иное, как не облагаемый налогами «черный нал». То есть, деятельность, осуществляемая за счет захвата теневыми бизнесменами муниципальной земли, не приносит в бюджет ни копейки налогов, а еще и наносит городу прямой ущерб в результате непоступления в городскую казну платы за использование земли. Более того, одновременно с бесплатным использованием десятков километров захваченной земли повсеместно происходит еще и массовое хищение электроэнергии, поскольку незаконно действующие автопарковки так же незаконно подключаются к электросетям. И масштабы этих хищений неизвестны, потому что ущерб попросту никто не подсчитывал... В одних случаях ворованную электроэнергию оплачивают жильцы многоквартирных домов (в составе общедомовых расходов), к сетям которых оказываются подключены нелегальные парковки. В других случаях, когда подключение происходит напрямую к городским электросетям, воровство идет непосредственно у электросетевой компании - то есть у государства.

Что удивительно, ни городские чиновники, ни полиция, ни электросетевые компании не сильно озабочены проблемой деятельности нелегальных парковок и вопросами наносимого ими государству и обществу ущерба ... Почему? Вероятно, потому, что интересы должностных лиц, в чьи функции и обязанности входит контроль и пресечение подобных деяний, вовсе не заинтересованы в том, чтобы их пресекать. Или, может, заинтересованность у таких лиц имеется прямо противоположная, подкрепленная энным количеством денежных знаков со стороны нелегальных бизнесменов?

Ранее «ВЕДОМОСТИ Урал» уже озвучивали весьма скромную статистику прошлого года, представленную редакции городским управлением внутренних дел Екатеринбурга по количеству административных дел, составленных на территории Орджоникидзевского района Екатеринбурга - бессменного лидера по количеству незаконных коммерческих объектов. Напомним, согласно официальным данным УМВД Екатеринбурга, за два с половиной года (с начала 2017-го по июнь 2019-го) было составлено всего 27 административных протоколов по фактам деятельности незаконных автопарковок. При этом всего два протокола из них были составлены по статье 7.19 КоАП РФ - самовольное подключение к электросетям. В остальных случаях проведенные проверки заканчивались формальным составлением административного протокола по статье 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). Причем, надо понимать, что штрафы выписывают вовсе не организаторам бизнеса, а сторожам, которые сидят в охранной будке. Как известно, большинство парковочных охранников - это мигранты, выходцы из ближнего зарубежья. Платят ли они штрафы в реальности - неизвестно. Судя по всему, этот вопрос никто и не отслеживает.

Сам факт наложения штрафа, разумеется, вообще никак не влияет на работу парковки - незаконная деятельность продолжается... А вот непосредственно к организаторам бизнеса у полицейских, странным образом, не возникает претензий - по крайней мере, о фактах составления протоколов по статье 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации) в ответах УМВД Екатеринбурга в редакцию «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» не сообщалось. При направлении ответов на соответствующие редакционные запросы в УМВД сообщали о том, что сотрудникам полиции... не удалось установить организатора данного бизнеса. Что тут скажешь... Удивительное рядом. Получается, что кражи, разбои, грабежи и убийства местные полицейские способны расследовать, и, судя по статистике МВД, делают это неплохо, а вот установить лицо, которому сторожа-мигранты ежедневно сдают выручку от деятельности незаконной автопарковки - невыполнимая миссия. В других же случаях, когда сотрудники приезжают с проверкой на парковку, по странному стечению обстоятельств, круглосуточно работающая будка охраны вдруг оказывается «закрытой на клюшку»...

Впрочем, периодически чиновники администрации совместно с правоохранителями устраивают показательные «шоу» с выносом будки какой-либо парковки... Происходит это тогда, когда появляется критическое количество жалоб со стороны граждан, и интерес к ситуации проявляют журналисты. Но демонстративный вынос будки вовсе не является основанием для прекращения незаконного бизнеса... если спустя несколько дней эта же будка (или другая) возвращается на свое прежнее место. Именно так происходило неоднократно в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга.

На месте вывезенной будки спустя неделю появляется другая (или прежняя?)

Со второго полугодия 2019 года городские власти вообще перестали осуществлять вынос охранных будок с незаконных автопарковок. Поводом к тому стало судебное решение, признавшее незаконным утвержденный мэрией порядок выноса таких объектов. Полиция, в свою очередь, также не принимала практически никаких действий, направленных на реальное пресечение незаконной деятельности, ссылаясь на то, что это является обязанностью администрации, попутно внося чиновникам представления «об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений».


Не коррупция?

Между тем, редакция в ходе проводимого журналистского расследования задалась другим вопросом - почему администрация Екатеринбурга, наблюдая за тем, как на протяжении многих лет муниципальные земли незаконно используются посторонними лицами, не принимает мер к взысканию с них ущерба за незаконное использование земельных участков. В частности, положения статьи 65 Земельного кодекса РФ (платность использования земли) обязывают чиновников предпринимать действия по взысканию сумм за фактическое использование самовольно занятых земельных участков. На редакционный запрос из администрации города в апреле этого года поступил ответ, в котором сообщалось, что органы полиции... отказывают администрации города в предоставлении сведений о правонарушителях под предлогом неразглашения персональных данных, в связи с чем становится невозможным взыскание платы за незаконное использование земельных участков. Звучит абсурдно, но факт остается фактом: собственник, права которого нарушены незаконными действиями третьих лиц, по версии полиции, не вправе знать имена тех, кто эти права нарушил... И это несмотря на то, что КоАП прямо дает право знакомиться с материалами административного производства

В ходе проводимого журналистского расследования нашему корреспонденту удалось побеседовать с одним из сторожей-охранников нелегальной парковки в Орджоникидзевском районе. Наш собеседник - 42-летний мигрант из Таджикистана, согласился на разговор только на условии полной анонимности и просил не фотографировать ни его, ни объект, который он «охраняет». Назир, кое-как говоря по-русски, поведал о своей непростой судьбе, о семье, которая осталась на родине, тамошней безработице и весьма скромных заработках здесь.

- Давно здесь, на стоянке работаешь?
- Второй год. С напарником - земляком.
- Предположим, мне нужно поставить свою машину на эту стоянку. Вы договор на охрану машины мне дадите?
- Нет, мы просто в журнал записываем номер. И по оплате.
- То есть вам все автовладельцы доверяют, договоры не требуют?
- Иногда кто-то спрашивает, но мы ничего не даем. Так платят, без договора.
- А если машину со стоянки уведут, или повредят, кто будет отвечать?
- Если что-то случится - хозяин разберется сам.
- А кто хозяин?
- Я только имя знаю, Рафик. Хороший человек, наших никого не обижает.
- С вами тоже трудовые договора не заключают? Шеф с вами как рассчитывается?
- Нет никаких договоров. Наличкой платят, и всё. Не обманывает.
- А если уйдете вдруг, бросите работу?
- Куда мы уйдем... Паспорта наши у шефа. Да и зачем. Платят ведь не вперед, чтобы можно было уйти.
- Полицейские с проверками не беспокоят?
- Нет, у нашего хозяина с ними все хорошо.
- А из администрации, или из прокуратуры кто-нибудь приезжает с проверками?
- Я сколько работаю - никогда не проверяли. Но если кто-то левый приезжает, вопросы задает - сразу Рафику надо звонить.
- Он всегда на связи?
- Конечно.
- У Рафика только эта стоянка или другие еще есть?
- Есть другие, в этом же районе, там тоже наши работают многие.
- А офис есть у начальника?
- Я не знаю.
- Не боишься, что стоянку закроют - она же нелегальная?
- Нет, Рафик с полицией дружит - не закроют, думаю.

Любопытно, что, как показывает многолетний опыт наших журналистских расследований, ни полиции, ни прокуратуре, ни администрации не требуется каких-то специальных нормативных актов для того, чтобы ликвидировать парковку в том или ином месте - в том случае, когда есть желание или поступило прямое указание от вышестоящего начальства. Потому что в действительности закон - что раньше, что сейчас - позволяет это делать. Вопрос лишь в его правоприменении... Взять, к примеру, соседнюю Верхнюю Пышму - город в последнее десятилетие активно застраивается многоэтажками, увеличивается и численность населения, и количество транспорта, однако порядка здесь, надо признать, куда больше - незаконных торговых объектов и автопарковок в «медной столице» практически нет. Все зависит, прежде всего, от позиции руководства администрации города и прокуратуры.

А вот если цели навести порядок нет, то, безусловно, всегда найдутся отговорки и объяснения, чтобы не исполнять закон. К слову, уже сейчас с большой долей вероятности можно прогнозировать, что, несмотря на принятие нового регламента по порядку ликвидации автопарковок в уральской столице, в основной своей массе они будут продолжать беспрепятственно работать, а чиновники начнут при этом ссылаться на недостаточность средств в бюджете. Почему мэрия изначально закладывает в бюджет совсем не столько, сколько требуется по факту - тоже большой вопрос... На другие цели, в том числе многомиллионные проекты и пиар самой администрации, они всегда находятся, и в нужном количестве.

Тем не менее, формально сейчас препятствий для исполнения городскими чиновниками своих обязанностей по выносу незаконно функционирующих автопарковок, моек и автосервисов, нет. Конечно, разом вынести все незаконные парковки никак не получится, но те объекты, в отношении которых поступает больше всего жалоб, администрация города обязана ликвидировать в первую очередь. Будем надеяться, что так оно и произойдет. И проверять, как новое постановление исполняется на деле.

Нельзя не сказать, что многое в данной ситуации зависит от позиции надзорных органов, которые в силу возложенных на прокуратуру государством функций обязаны надзирать за соблюдением законов и принимать меры по устранению выявляемых нарушений. На практике же зачастую прокуроры считают свою работу исполненной, формально перенаправив жалобы граждан в отношении незаконных автопарковок в органы полиции. В итоге - прокуроры формально «скинули» жалобу в полицию, полиция формально провела проверку и выписала формальный штраф, чиновники администрации тоже формально выехали, посмотрели, уехали и забыли. И парковочный бардак по-прежнему процветает.

В качестве журналистского эксперимента редакция вновь направляет в администрацию Екатеринбурга, полицию и прокуратуру заявление по фактам функционирования ряда автопарковок, в отношении деятельности которых больше всего поступает жалоб от граждан на протяжении последних нескольких лет: Индустрии 64, Индустрии 96А и 94Б, Электриков 16,  Бакинских комиссаров 108. Будем вести репортажи с мест событий.

Посмотрим, сумеют ли правоохранители с мэрией, наконец, обуздать «парковочную мафию». Или новое постановление мэра останется формальной бумажкой?

 

«ВЕДОМОСТИ Урал»

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK