Сразу два законопроекта на одну и ту же больную тему готовятся к внесению в Госдуму, написала накануне «НГ» - о возобновлении практики индексации пенсий работающим пенсионерам.
Поскольку разговоры об этом в кулуарах и за трибуной российского парламента происходят ежегодно, у сотрудников редакции «ВЕДОМОСТИ Урал» возникло стойкое ощущение дежавю. Даже вспомнили анекдот:
-Вы опять хотите в Париж? Уже были там?
- Нет. Уже хотел.
Так и наши депутаты – опять хотят индексировать пенсии. Ещё не индексировали, но уже хотели. Много-много раз.
Вы спросите, почему такая, однозначно благая инициатива, как инфляционный перерасчёт пенсии, потребовала двух законопроектов? Ответим - разница в документах есть.
Если фракция либерал-демократов предлагает ежегодно индексировать пенсии пожилым, работающим исключительно в сфере государственного найма, то «справедливороссы» ратуют за равенство для всех соотечественников. Полагаем, «ВЕДОМОСТИ Урал» не будут оригинальны, если скажут, что нам в этом вопросе близка позиция партии господина Миронова. И в самом деле, почему в кошельке возрастного врача и учителя, трудящихся в государственной школе или больнице, должно быть больше денег, чем в кошельках пожилых людей тех же профессий, учащих и лечащих людей в частных организациях? В чём тогда конституционное равенство в России всех форм собственности? Ведь и те, и другие, аккуратно платя взносы в общие страховые фонды прежде чем подойти к пенсионному рубежу, в одинаковой мере заслужили право на поддержку государства, без всяких дифференциаций.
Теперь о говорящих цифрах. Сегодня, по июльским данным Социального фонда РФ, средняя пенсия россиянина, позволившего себе оставить труд и, действительно, отдыхать, подходит к 22 тысячам рублей. А такой же усреднённый показатель пенсии человека, продолжившего работать (заметим, часто от нужды, а не удовольствия ради) составляет почти 17 тысяч рублей. Дисбаланс в 1,3 раза.
Устав ждать от власти ежегодных обещаний преодоления «индексационного» неравенства, пожилые россияне ищут всякого рода схемы, как помочь себе самим. Абсолютно легальный из вариантов широко распространён – люди увольняются, дожидаются перерасчёта пенсии за все годы, что работали, а затем снова устраиваются на прежнее место. Руководители, будучи предварительно извещёнными о «манёвре», идут навстречу своему персоналу, подписывая формально как заявление об уходе, так и – через пару месяцев – встречное, о приёме обратно.
Есть и другой вариант, более простой, но уже не законный. Народ, не мудрствуя, просит работодателя платить зарплату «втёмную», без официального трудоустройства. Так государство, с одной стороны, заботящееся о бюджете, с другой – теряет на налогах в казну. Не сомневаемся, «налоговый» аргумент ляжет в основание готовящегося депутатского законопроекта.
Хотя…сколько их, обоснований этих, уже было…