«Без меня меня женили» - приходит на ум каждый раз, когда я случайно обнаруживаю самостийное списание банком денег с карты за непрошенную мной услугу.
И хотя СМИ, включая «ВЕДОМОСТИ Урал», постоянно поднимают тему незаконных удержаний, не иссякает поток жалоб в Центробанк и региональные комитеты по защите прав потребителей с изложением ситуаций, при которых банки «женят» нас на своих услугах без нашего ведома.
В январе 2024-го наше издание в статье «Проставленным за нас галочкам бой…» сообщало о близящемся решении проблемы: с ближайшего сентября должно заработать прямое законодательное вето, и любым, заранее предустановленным банками согласиям клиентов на получение дополнительных сервисов будет поставлен заслон.
Вступающие в силу поправки обяжут финансово-кредитные учреждения попросту переписать свои цифровые программы, вычистив из них всё скрытое и явное «лукавство».
Но поскольку до сентября ещё предстоит дожить, сегодняшний анализ «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», где и как с нами хитрят банкиры, будет читателям небесполезен.
Особо бдительным с банком стоит оставаться в ситуациях, когда его сотрудник оформляет вам какой-нибудь новый продукт. Не важно, за кредитной ли картой вы пришли в операционный офис или за дебетовой, за ипотекой или потребительским кредитом, не расслабляйтесь.
Памятен случай, когда екатеринбурженке, пришедшей в один из региональных банков за невеликим, в несколько десятков тысяч рублей, потребительским займом, последний был в итоге увеличен почти вдвое всё тем же скрытым «галочковым инструментарием». Ситуация оказалась слишком гротескной, а потому замеченной. А сколько более мелких по суммам, но зато массовых по охвату клиентов, прибавок к телам кредитов, происходят ежедневно на практике!
Отзывы, оставляемые потребителями услуг на популярном информационном ресурсе «Банки.ру», дают пищу для обобщений.
Много претензий, к примеру, к Альфа-банку, тихой сапой списывающему деньги за уведомления об операциях с любых видов карт. СМС-оповещение обходится держателям «дебетового пластика» в 99 рублей ежемесячно, и в полтора раза дороже - пользователям «кредиток».
Потребители услуг Газпромбанка недовольны несанкционированным с их стороны подключением комплекса привилегий «Плюс». И хотя ни одна привилегия из навязываемого пакета людьми не востребована, плата за него списывается аккуратно в размере почти нескольких сотен рублей ежемесячно.
Есть жалобы от клиентов ПСБ. Чтобы отказаться от платного уведомления об операциях, по умолчанию достающемуся каждому новому держателю карты банка, сетуют люди, недостаточно просто нажать на ряд предлагаемых программой панелек. Нужно ещё отыскать какой-то хорошо запрятанный вглубь раздел и распорядиться волей там, о чём мало кто способен догадаться.
Также, не все знают, что единственным видом кредитования, при котором клиент не вправе отказаться от страхования недвижимости, является ипотека. При любых других целях заимствования средств у банка, последний не может навязывать вам кучу дополнительных страховых полисов. И уж тем более ваш отказ от этих полисов не может быть основанием для неодобрения выдачи кредита.
Как пояснил «Известиям» ведущий специалист рейтингового агентства «Эксперт РА», господин Уклеин, идти на всяческие ухищрения с бесцеремонным подключением различных сервисов без ведома клиента, банки толкает нынешняя ситуация с падающими объёмами кредитования.
Ведь процентные ставки по займам, достигнув почти 40 пунктов, обернулись для россиян заградительными.
Какой ещё важный и тонкий нюанс надо понимать? Разрабатывать и предлагать вам дополнительные сервисы у банков есть все законные основания. Но! Именно предлагать, а не подсовывать клиенту, в момент, когда он «отвернётся» и не заметит навязанной услуги. Есть разница? Есть.
А потому специалисты советуют следующее. Клиент может, обратившись в банк, очно или по телефону, зафиксировать свой принципиальный отказ от всех возможных дополнительных платных услуг, какой бы основной банковский продукт они не сопровождали. Об этой опции тоже осведомлены не все граждане.
И хотя знатоки уверяют, что на сто процентов такой отказ может не уберечь от дальнейшего лукавства со стороны менеджеров кредитного учреждения, но зато доказать правоту и вернуть деньги на свой счёт при такой «фиксации отказа» потребителю будет намного проще.
А с другой стороны, рационально ли каждому держателю карты, для того, чтобы вернуть несколько неправомерных удержаний по 99 рублей, тратить личное время, которое эквивалентно тысячам, а то и десяткам тысяч, рублей потенциального заработка по его основному месту?
В пресс-службе Банка России заявляют, что, начиная с сентября, когда вступят в силу поправки, контролировать законопослушание банков по этой линии будет сам регулятор. Поговаривают даже о перспективе возможного внедрения единой формы приложений без единой хитрой галочки внутри.
Вот ЦБ бы, а не каждый клиент в отдельности, и тратил на это время и силы.
Действенно бы только…