До 10 декабря 2015 года продлен срок предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному в отношении Владимира Воробьева, выстроившего на землях ИЖС Екатеринбурга почти три десятка незаконных многоквартирников. Несмотря на огромное количество пострадавших от его противоправной деятельности и внушительную сумму причиненного им материального ущерба (возможно, исчисляющуюся сотнями миллионов!), «черный застройщик» остается на свободе - под подпиской о невыезде... и с деньгами пострадавших.
По информации областной прокуратуры, в уголовном деле Владимира Воробьева на сегодняшний день насчитывается более 400 пострадавших, 105 из них уже официально признаны потерпевшими. Об этом сообщил начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью Главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД России Владислав Тельминов в поступившем сегодня в адрес редакции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» официальном ответе. Само уголовное дело находится в производстве ГСУ областного полицейского главка, его ход и результаты расследования контролируются прокуратурой области.
Напомним, Владимир Воробьев, более семи лет (!) занимавшийся незаконным предпринимательством - строительством многоквартирных жилых домов на землях ИЖС в Екатеринбурге (преимущественно в Орджоникидзевском районе), только летом этого года обрел статус обвиняемого в возбужденном в отношении него уголовном деле.
Необходимо отметить, что возбуждению дела по факту незаконного предпринимательства предшествовала почти трехлетняя полицейская волокита. Дело было возбуждено только в июле 2014 года, несмотря на то, что заявления с требованием привлечения Воробьева к уголовной ответственности начали поступать правоохранителям еще в 2011 году. В марте 2012-го в ходе прокурорской проверки было достоверно установлено 29 случаев заключения Владимиром Воробьевым договоров купли-продажи на общую сумму 25,5 млн. рублей. Данная информация была направлена прокуратурой в 15-й отдел полиции УМВД Екатеринбурга, тем не менее, сотрудники ОП № 15 неоднократно выносили «отказные» постановления, несмотря на наличие в материалах проверки объективных и субъективных признаков совершенного преступления, подтверждающих незаконную предпринимательскую деятельность Воробьева.
Известно, что бизнесу строителя нелегальных многоквартирников могли покровительствовать некоторые сотрудники полиции, с которыми Воробьев поддерживал приятельские отношения (данные факты были официально отражены в материалах уголовного дела, возбужденного в отношении его бывшей работницы Ирины Калиниченко, которая ныне отбывает наказание в местах лишения свободы).
За длительную волокиту виновных должностных лиц ОП № 15, по требованию прокуратуры, даже привлекали к дисциплинарной ответственности, сообщала пресс-служба Антикоррупционного комитета по Свердловской области, куда поступали многочисленные жалобы граждан, пострадавших от деятельности «черного застройщика».
Еще почти два года после возбуждения уголовного дела понадобилось следователям на то, чтобы Воробьев из «неустановленного лица» превратился, наконец, в обвиняемого.
Нельзя, однако, не сказать и о роли чиновников мэрии Екатеринбурга, с позволения, по сути, которых незаконные застройщики в течение нескольких лет беспрепятственно строили в Екатеринбурге свои дома-нелегалы под видом индивидуальных домов и продавали в них квартиры доверчивым гражданам. Все пострадавшие от «черных застройщиков» задаются одним и тем же вопросом: почему тот же сити-менеджер Екатеринбурга Александр Якоб и его бывший зам по строительству Владимир Крицкий (в бытность которого незаконное строительство на землях ИЖС начиналось и набирало обороты) не приняли своевременно меры по пресечению этой противоправной деятельности? Почему не направляли в адрес правоохранительных органов соответствующие требования о привлечении застройщиков к ответственности?
Почему молчала прокуратура, имеющая все права и полномочия для обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц (в данном случае - в интересах потенциальных покупателей незаконно строящейся недвижимости) в целях запрета противоправной деятельности? Как известно, строительство нелегальных домов удалось приостановить только после того, как проблема начала активно освещаться в средствах массовой информации (но к тому времени уже были выстроены десятки многоквартирников), и последующей подачи мэрией судебных исков о сносе. Фактическое прекращение незаконного строительства в частном жилом секторе стало возможным лишь после возбуждения уголовных дел в отношении предприимчивых «строителей» и реальных сносов «самостроев» по решению суда.
Между тем за годы своей незаконной деятельности Воробьев (который вел нелегальное строительство как физическое лицо, не имея даже статуса индивидуального предпринимателя!) успел «настряпать» 27 многоквартирных жилых домов, причем весьма сомнительного качества, на землях частного жилого сектора, а квартиры в них продать нуждающимся в жилье гражданам, именуя свою продукцию не иначе как «доступное жилье»... Люди (к сожалению, в основном небогатые и юридически малограмотные), позарившись на относительно невысокую цену недвижимости и не особо вникая в предоставляемую Воробьевым документацию, покупали в его «новостройках» не квартиры, а доли. Впоследствии приобретенное «доступное жилье» оказалось жильем, подлежащим сносу. В итоге сотни граждан, в том числе пенсионеры и семьи с детьми, оказались фактически на улице - без жилья и без денег.
Другая категория пострадавших от действий недобросовестного застройщика - это обычные жители домов частного сектора, которым «посчастливилось» проживать в непосредственной близости к «воробьевским самостроям». «Прелестями» соседства с многоквартирными «коттеджами» стали постоянные перебои с электричеством, снижение давления газа, а также затопление отходами жизнедеятельности обитателей самовольных построек смежных земельных участков и даже колодцев с питьевой водой.
Но и этого «черному застройщику» показалось мало - в декабре 2014 года, то есть, когда уголовное дело по факту его незаконной предпринимательской деятельности уже было возбуждено, в Антикоррупционный комитет по Свердловской области начали поступать жалобы от граждан, сообщавших о том, что Воробьев осуществляет продажу квартир в несуществующих, якобы строящихся им домах. Объявления о продаже «доступного жилья» в домах-призраках публиковались на нескольких информационных порталах Екатеринбурга. «Цены на квартиры, указанные в объявлениях, были существенно ниже средних рыночных цен на жилье с подобными характеристиками, - рассказали «ВЕДОМОСТЯМ Урал» в Антикоррупционном комитете. При этом, по официальной информации, поступившей в комитет из Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г.Екатеринбурга, разрешения на строительство жилых домов по указанным в объявлениях адресам никогда никому не выдавались. Гражданам, интересующимся вопросом законности строительства, доверенные лица Воробьева показывали... разрешение на разработку проекта планировки. При этом в качестве предприятия-застройщика указывалось ООО «Монолитстройсервис», единственным учредителем и руководителем которого является сам Воробьев В.Л.
На основании данных фактов Антикоррупционный комитет по Свердловской области направил имеющиеся материалы в органы полиции и инициировал проведение доследственной проверки, итогом которой стало возбуждение новых уголовных дел - о мошенничестве.
Как позже сообщали в пресс-службе ГУ МВД области, по данным следствия, в период с 2013 по 2014 год Воробьев В.Л., не имея разрешительных документов и утвержденной проектной документации, принимал от жителей Екатеринбурга деньги в качестве оплаты за приобретаемые ими квартиры в несуществующих домах в районе улиц Ломоносова, Новаторов, Ярославская, Стачек, Фрезеровщиков, Старых Большевиков, Войкова. «Несколько десятков человек, ставших жертвами Воробьева, получили от него расписку. Кроме того, он также заключал с людьми договоры о внесении взносов в возглавляемый им жилищно-строительный кооператив на те же цели, однако в дальнейшем деньги, передаваемые ему потерпевшими, присваивал», - говорилось в сообщении пресс-службы областного полицейского главка.
Впрочем, несмотря на очевидные факты вопиющих нарушений закона, непосредственным исполнителем которых выступал лично Владимир Воробьев (все договора заключались от его имени), длительное время застройщик в возбужденных уголовных делах имел процессуальный статус свидетеля. Лишь в феврале этого года стало известно о том, что Воробьеву присвоен статус подозреваемого, о чем сообщала пресс-служба Антикоррупционного комитета по Свердловской области. И только 16 июня застройщику незаконных многоквартирников было официально предъявлено обвинение в совершении нескольких преступлений: незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (п . «б» ч. 2 ст. 171 Уголовного кодекса РФ), мошенничество в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ) и мошенничество, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
Наказание по статьям Уголовного кодекса, фигурирующих в обвинительном заключении Владимира Воробьева, «тянет» на 15 лет лишения свободы. (Максимальное наказание за незаконное предпринимательство - до пяти лет неволи, за мошеннические статьи - до десяти лет).
Пока же, благодаря странной благосклонности следователей, которые, вероятно, не допускают мысли о том, что обвиняемый по этому резонансному уголовному делу может скрыться вместе с деньгами пострадавших (как это уже сделали некоторые его «коллеги»), Воробьев наслаждается свободой, находясь под подпиской о невыезде.
А в это время граждане, которым «черный застройщик» задолжал огромные суммы денег и которых лишил крыши над головой, сообщают о том, что Воробьев перестал отвечать на звонки и скрывается от встреч с ними.
Удастся ли пострадавшим вернуть свои деньги, увидят ли они Воробьева на скамье подсудимых, и понесет ли он заслуженное наказание за свои деяния, остается под большим вопросом...
«ВЕДОМОСТИ Урал» следят за ходом расследования этого резонансного уголовного дела.
Татьяна ПОПОВА