$
100.03
105.73

Сообщить информацию

Российским винам – пятую часть любой винной карты? Правительство намерено квотировать алкогольный ассортимент ресторанов

23.10.2024

Вообще, бороться за честь национального производителя – дело для государства хорошее. Вопрос – как бороться?

Можно повышать ввозные таможенные пошлины на импортные товары-аналоги. Можно, поощрять инвестирующий бизнес налоговыми льготами.  Можно совместно финансировать нужные экономике страны стартапы.

Судя по представленному накануне на обсуждение общественности законопроекту, Минпромторг РФ пошёл другим путём.

Правительство предлагает обязать рестораны продавать гостям вина российских марок в количестве не ниже 20 процентов от общего числа позиций винных карт. Ту же квоту намерены распространить и на магазинные полки.

Вот так. Никаких «вокруг да около». Просто «обязать». Можно ли составить национальному виноделу ещё более прямую и ещё более решительную протекцию? Вряд ли.

Меж тем, изложенные в пояснительной записке к документу мотивы инициаторов тоже вполне серьёзны. Возделывание винограда и производство вина из него – деятельность, свойственная большинству южных регионов России. Для экономики страны она значима. Национальные виноградники последовательно увеличиваются в площадях.

Сравните – если в прошлом году посадки занимали площадь 105 тысяч гектаров с «хвостиком», то в году уходящем они вырастут, как предполагается, до 107 тысяч гектаров, причём, с «хвостиком» даже чуть большим. Неудивительно, что увеличиваются и объёмы вина, производимого из местного сырья. 

За пять месяцев с января по июнь 2024-го получено 30 миллионов декалитров игристого, креплённого и, так называемого, тихого вин. 

Не все знают, что на патентную чистоту проверены несколько тысяч оригинально звучащих национальных торговых марок, которые, в отличие от импортных брендов, действительно, не распробованы нашими потребителями и даже не на слуху.

Авторы законопроекта убеждены, что российские вина, часто не уступающие по качеству испанским, итальянским и французским, неизвестны нашим гражданам по причине их банального отсутствия как на прилавках отечественных супермаркетов, так и в позициях ресторанных винных карт. Ну или по причине присутствия совсем мизерного, эпизодического.

Всё так. Но позволю себе личное мнение. На мой взгляд, не всякая благородная рыночная цель оправдывает нерыночные средства. Не уверена, что чиновники, пусть даже из самых лучших побуждений, могут диктовать частным компаниям что-либо, дополнительное к размерам налоговых ставок на прибыль, имущество и фонд оплаты труда.

Да, с популяризацией национальных марок в наших питейных общественных заведениях, и впрямь, дела обстоят неважно. Но что, если начать долгосрочную посредническую работу в этом направлении. Знакомить производящую и реализующую стороны друг с другом, сводя их, скажем, на специально организуемых совместных встречах, где общие задачи будут звучать пусть не директивно, но ставиться доходчиво.

Что, если поощрять практику выездных дегустаций, где гостям ресторанов будет предлагаться бесплатное тестирование лучших российских марок вина.

Что, если широко распространять опыт уже свершившихся взаимовыгодных коллабораций между поставщиком вина и компанией его сбыта? Коллабораций, замечу, добровольных, и именно поэтому успешных.

Продуманная маркетинговая стратегия против административного регулирования… А почему бы и нет! И что было бы эффективней по итогу? Эффективней не сиюминутно, а лет эдак через пять? Вопрос.

И почему-то ваша корреспондент не удивилась тому, что предтечей обсуждаемого законопроекта стала инициатива квотирования, пошедшая от самих российских виноградарей и виноделов, объединённых в ассоциацию по профессиональному признаку.

Директор общественной организации, господин Плотников рассказал в интервью «Известиям» о том, что их союз вообще просил правительство установить ресторанам квоту для местных вин в пятьдесят процентов от ассортимента, с тем чтобы, пусть не в одночасье, но неуклонно двигаться к этой величине.

Получилось, что, двадцать процентов, отражённые в законопроекте, – это ещё результат министерского смягчения больших протекционистских аппетитов российских производителей.

Ну с виноделами понятно. А как относятся к идее введения квоты сами рестораторы?

Координирующий работу совета Федерации рестораторов Сергей Миронов заявил, что российское вино – уже сейчас далеко не диковинка для винных карт. Совершенно естественно, по убеждению предпринимателя, что бизнес, неся все риски и аккуратно рассчитываясь с государством через налоги, самостоятельно решает вопросы ассортимента своих заведений. Введение же обязательной квоты несколько ограничит резоны бизнеса - как, что и в каких количествах ему предлагать гостям. При этом риски с компаниями никто не разделит.

Глава другой профильной бизнес-структуры White Rabbit Family, господин Павленко вовсе не считает правило «20 процентов», вводимое Минпромторгом, выполнимым. По его мнению, качество продукции отечественных производителей вина ещё не на должной высоте для конкуренции на равных с импортными аналогами.

И всё же, журналистское чутьё подсказывает мне, что лоббистские усилия виноделов принесут свои плоды, и Дума примет решение о квоте. Не без дискуссий, но примет. А вот сформирует ли мера устойчивый потребительский спрос на вновь представленные марки вин? Это нам ещё предстоит проанализировать…

Ирина ВЛАДИМИРОВА, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK