По статистике, каждая четвертая российская семья владеет автомашиной, и уровень автомобилизации населения растет с каждым годом. Эксперты агентства «Автостат» рассказали, что по состоянию на 1 января 2021 года на 1000 россиян приходилось 313 легковых автомашин. На Урале показатель автомобилизации один из самых высоких в стране - на 1000 жителей приходится по 327 автомобилей. Однако постоянно увеличивающееся количество авто становится источником одной из самых злободневных для местного населения проблем - деятельности нелегальных парковок. Их количество растет одновременно с ростом числа автомобилей. Не одно десятилетие мэрия Екатеринбурга совместно с правоохранительными органами ведут борьбу с незаконным парковочным бизнесом... или создают видимость борьбы?
В Екатеринбурге сегодня уже сложно найти пустыри, свободные от парковок. Проблема же состоит в том, что организуется такой бизнес, как правило, на государственных или муниципальных землях, либо на придомовых территориях многоквартирных домов, которые самовольно захвачиваются неизвестными лицами в целях их коммерческого использования. Ну, а поскольку земля используется незаконно, в отсутствие правовых оснований, то и весь этот бизнес является заведомо незаконным.
Парковки, в нарушение всех СНиПов и СанПиНов, появляются прямо под окнами квартир жилых домов, занимая порой территории дворовых детских и спортивных площадок, и каждое утро выхлопные газы от десятков работающих двигателей поднимаются вверх, попадая через открытые окна и форточки в квартиры жильцов. Самовольно созданные парковки загромождают проезд спецавтотранспорту, в результате чего при возникновении чрезвычайных ситуаций машины скорой помощи, пожарной охраны, аварийных служб попросту не могут проехать к месту назначения. Жалобы в администрацию, прокуратуру и Роспотребнадзор чаще всего заканчиваются ничем - как раз потому, что официально по документам этих парковок не существует, а значит и объекта проверки, как полагают контролеры, на предмет соблюдения тех же санитарных требований, нет.
Проблемы, впрочем, возникают не только у жильцов домов, которые оказываются лишены своего конституционного права на благоприятные условия проживания, но и у самих автовладельцев. Нахождение автомобиля на подобной платной парковке отнюдь не гарантирует его сохранности и не защищает от кражи, взлома, а то и пожара. Печальные примеры, когда убогие охранные будки, самовольно подключенные к электросетям и обогреваемые за счет самодельных электрических «козлов», загораются, а вместе с ними и рядом стоящие автомобили тоже, увы, не редкость. Между тем, ни одна такая парковка юридически не несет перед владельцами авто абсолютно никакой ответственности. И, по большому счету, в итоге граждане платят вовсе не за охрану, а просто за воздух, ну, и за то, чтобы те самые «охранники» не испортили им автомобиль. Практика стимулирования путем прокалывания колес, порчи дорогостоящего лакокрасочного покрытия кузова весьма успешно используется «черными парковщиками» в целях привлечения «непонятливых» клиентов. Но и в этом случае пострадавшие опасаются обращаться в полицию - ведь место жительства не поменяешь, а напишешь заявление - так еще и стекла побьют, или вообще машина сгорит...
Безусловно, главной причиной того, что город наводнили незаконные автопарковки, является отсутствие легальных мест для хранения автомобилей. Однако мэрия Екатеринбурга почему-то на протяжении нескольких десятилетий фактически не занималась решением данной проблемы.
Более того, администрация города странным образом все эти годы не выражает заинтересованности и в привлечении к ответственности представителей «парковочной мафии». Как показывают результаты журналистского расследования «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», должностные лица районных префектур и городской мэрии не проявляют особого рвения к взысканию с самовольных захватчиков нанесенного бюджету ущерба в виде сумм неосновательного обогащения. Невзирая на то, что администрация как собственник муниципальной земли вправе знать имена правонарушителей, в отношении которых периодически сотрудники полиции все же составляют протоколы по фактам самовольного захвата, не принимают мер даже к ознакомлению в полиции с материалами административных производств как сторона дела, довольствуясь ответами полиции о тайне персональных данных. Кстати, что касается установления сумм неосновательного обогащения, то для этого личности правонарушителей не нужны. Но и этого не делается.
О масштабах ущерба, наносимого деятельностью нелегальных автопарковок (а их в городе сотни, если не тысячи), можно судить по одному из недавно рассматриваемых в Арбитражном суде Свердловской области дел. Суд удовлетворил иск администрации Екатеринбурга к компании «Вимакс», взыскав 8,5 миллионов рублей (!) за неосновательное обогащение при использовании в прошлом году земельного участка на площади Первой пятилетки, где стоял платный батут. А теперь только представьте себе, какой ущерб наносят муниципалитету нелегальные парковки, которые десятилетиями занимают километры (!) городского пространства, извлекая из них доход. Полученная прибыль идет прямиком в карман владельцев нелегального бизнеса, которые не платят ни копейки налогов, не несут никаких социальных обязательств, не отвечают за нарушения прав потребителей. К этому можно добавить еще и факты повсеместного хищения электроэнергии - у государства либо у собственников многоквартирных домов, к которым организаторы парковочного бизнеса подключаются также незаконно и самовольно.
По большому счету, для того, чтобы поставить борьбу с нелегальным парковочным бизнесом на реальные рельсы, необходимо лишь следовать имеющемуся уже, утвержденному руководством мэрии Екатеринбурга регламенту, а именно подписанному еще в начале декабря прошлого года Постановлению главы администрации города от 04.12.2020 № 2488, которым утвержден Порядок выявления, выноса, хранения и возврата законным владельцам объектов движимого имущества, незаконно размещенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Документ детально определяет, какие действия необходимо осуществить, чтобы вынести незаконно установленный объект. В пункте 13 Порядка говорится о том, что незаконно размещенный объект должен быть демонтирован в течение 10 дней со дня уведомления о его выносе, причем даже в том случае, если его законный владелец не установлен. Однако приходится констатировать, что Постановление главы Екатеринбурга от 04.12.2020 № 2488 его же подчиненными попросту игнорируется.
Напомним, ранее редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» в рамках своего журналистского расследования, в целях проверки того, как работает мэрское постановление, которое принималось как раз в качестве нормативного правового акта, позволяющего осуществлять вынос, в первую очередь, нелегальных парковок, направила в адрес главы Екатеринбурга официальное заявление с перечнем нескольких адресов таких объектов, в отношении которых поступает наибольшее количество жалоб.
Несмотря на наличие утвержденного регламента, вскоре из мэрии Екатеринбурга поступил стандартный ответ, в котором сообщалось лишь о перенаправлении заявления в органы полиции для установления личностей законных владельцев объектов незаконного бизнеса. Правоохранители, в свою очередь, в очередной раз заявили о том, что привлекли правонарушителей за самовольный захват земли, а в некоторых случаях лишь напомнили о том, что уже привлекали их к ответственности в прошлом году, посчитав нецелесообразным проводить новые проверки. Полиция внесла представление в адрес горадминистрации об устранении причин, способствующих совершению правонарушения... и на этом, судя по всему, борьба благополучно закончилась. Примечательно, что чиновники администрации не удосужились даже составить акты о выявлении незаконных парковок (а это прямо предусмотрено порядком, утвержденным постановлением № 2488 от 04.12.2020 г.) - под предлогом отсутствия заключенных контрактов на выполнение данных работ. Причины того, почему администрацией не были найдены подрядчики и не заключены соответствующие муниципальные контракты на вынос незаконных объектов, неизвестны.
Впрочем, после очередного обращения редакции в прокуратуру и мэрию история получила интересное продолжение.
В марте текущего года из администрации Орджоникидзевского района Екатеринбурга поступил ответ от 23.03.2021 за № 67/01-19/002/777, в котором сообщалось, что вынос указанных в заявлении редакции постов охраны (будок) будет осуществлен при выделении финансирования. А в мае подчиненные Романа Кравченко «отчитались», сообщив о выносе подрядной организацией трех постов охраны с несанкционированных автостоянок на территории района, правда, забыли указать адреса вынесенных объектов. Позже оказалось, что вынесены были будки охраны, которые вообще не имеют отношения к адресам, указанным в заявлении редакции. Судя по всему, расчет был прост: главное отписаться - авось, никто не проверит...
Проведенный же корреспондентами «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» очередной журналисткий рейд показал, что парковки, на которые местные жители направляли больше всего жалоб, по-прежнему беспрепятственно функционируют, исправно собирая с автовладельцев деньги за воздух.
В числе нелегальных парковок, на деятельность которых «ВЕДОМОСТИ Урал» обращали внимание правоохранительных органов неоднократно в течение последних нескольких лет, есть огромная парковка-долгожитель (существует более 10 лет!), расположившаяся вдоль 9-этажки на улице Бакинских комиссаров, 108. И с этой стоянкой периодически происходят поистине удивительные вещи. Во время журналистских рейдов не было ни одного случая, чтобы в будке охраны никто не находился. Бизнес, хоть и нелегальный, но это бизнес, который требует постоянного присутствия - прежде всего, для сбора денег с клиентов, ну и для создания видимости охраны. А вот судя по ответам полиции, правоохранителям, ну, никак не удается застать работников парковки на месте - все «закрыто на клюшку»!...
Не далее как 1 июля вице-мэр Екатеринбурга Алексей Бубнов направил в редакцию ответ, сообщив, что владелец незаконной парковки вынес ее в добровольном порядке.
А вот следующее фото сделано накануне, 6 июля. Будка, как можно убедиться, стоит на прежнем месте. Не исключено, что организаторы парковки ее действительно «добровольно вынесли», чтобы чиновники могли отчитаться перед вышестоящим руководством и общественностью... и тут же вернули назад. Что это, если не насмешка над мэрией?
"Добровольно вынесенная" парковка на ул. Бакинских комиссаров, 108
Как ранее уже писали «ВЕДОМОСТИ Урал», никто не говорит о том, что с принятием нового порядка выноса нелегальных объектов с муниципальных земель они должны быть все одномоментно ликвидированы. Все прекрасно понимают, что сделать это одномоментно невозможно в силу многих причин. Но объектами, в отношении которых поступает наибольшее количество жалоб горожан, в частности, той же парковкой на Бакинских комиссаров, 108, наверное, мэрии и полиции все-таки необходимо заниматься в первую очередь. Ведь граждан, которые ежедневно задыхаются от выхлопных газов парковки под окнами, мало интересуют причины незаключения контракта, еще меньше - суммы выписываемых охранникам-мигрантам мизерных штрафов. Никому не нужны объяснения - люди просто хотят жить спокойно и в благоприятных с точки зрения состояния окружающей среды условиях.
Сложившаяся в Екатеринбурге ситуация с повсеместным нелегальным парковочным бизнесом, который городские власти никак не могут побороть, рождает закономерные вопросы у горожан. Зачем и для кого разрабатывалось, принималось, утверждалось постановление № 2488 от 04.12.2020 года, если фактически оно не работает?... Какой смысл несет документ, который отказываются исполнять те, кто обязан его исполнять, при том, что гигантские площади муниципальной земли продолжают использоваться незаконно? Кто и какую ответственность несет за прямое игнорирование нормативного правового акта?
Отметим, что в сентябре прошлого года бывший глава Екатеринбурга Александр Высокинский подписал постановление о создании в городе реестра парковок общего пользования. В мэрии тогда пояснили, что документ призван упорядочить парковочное пространство в городе, заодно посчитать количество легальных парковочных мест. Сомнительно, однако, что сей документ может положительно повлиять на общую ситуацию с парковками, и уж точно не решит проблему нелегального парковочного бизнеса. Впрочем, Высокинский, будучи мэром Екатеринбурга, был весьма жестко настроен на борьбу с незаконными торговыми и прочими объектами, совершенно справедливо говоря, что весь этот бизнес максимально криминализирован, не приносит доходов в бюджет, к тому же, создает недобросовестную конкуренцию законопослушным предпринимателям, соответственно, должен быть полностью ликвидирован. Многие предприниматели, осуществляющие свою деятельность строго в рамках закона, высказывают справедливое негодование: почему тех, кто выполняет требования закона и стабильно платит налоги, власти, как правило, «проверяют с пристрастием» и норовят при случае привлечь к ответственности за любое, даже мелкое нарушение, но при этом совершенно не «замечают» нелегального бизнеса, который наносит ущерб бюджету, нагло используя в своих коммерческих целях государственное и муниципальное имущество? И, кстати, нет никаких гарантий того, что доходы от этого бизнеса, как и от других ему подобных - например, сутенерских саун, нелегальных автомастерских, в которых разбирают краденые машины и перебивают номера, или многочисленных незаконных шашлычных и «шаурмячных» - не финансируют работу каких-либо «спящих ячеек» экстремистских и других нежелательных организаций...
Тем более, не стоит забывать, что чаще всего охранниками таких парковок работают «братья из ближнего зарубежья». А если сам объект является нелегальным и никем не контролируется, совершенно непонятно, что за люди там работают - кто даст гарантию, что в охранных будках сидят не преступники, находящиеся в розыске в своей стране. Как правило, на таких объектах и работают мигранты, незаконно находящиеся в России и имеющие проблемы с документами, потому как те, кто находится в стране законно и имеет трудовой патент, работают отнюдь не в охранных будках за копейки, а трудятся на стройках.
Не секрет, что существующие незаконные парковки работают отнюдь не разрозненно - это организованный, хорошо отлаженный сетевой бизнес, имеющий своего владельца и организатора. И все нелегальные парковки платят заинтересованным лицам, которые и обеспечивают им беспрепятственную деятельность. По сведениям редакции, владельцем сети парковок в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга, к числу которых относится и адрес Бакинских комиссаров, 108, является некто по кличке «дембель», которого прекрасно знают и в районной администрации, и в полиции... Еще одна сеть принадлежит бывшему сотруднику полиции по фамилии Рунец... которого тоже знают все...
Сегодня горожане не теряют надежды на то, что нынешний мэр города Алексей Орлов, наконец-то, включится в решение проблемы ликвидации незаконного парковочного бизнеса. Особенно после прихода в регион нового областного прокурора Бориса Крылова, известного в Новосибирске как жесткого и требовательного руководителя. Как пишет одно из уральских информагентств, бывшие подчиненные сибирского прокурора рассказывали о необычном стиле его работы, в том числе о практике звонить с вопросами по работе не начальникам отделов, а рядовым исполнителям. Ожидается, что в ближайшее время новый прокурор «наведет порядок» в аппарате областной прокуратуры, после чего займется отделами в муниципалитетах.
Редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» обращается сегодня и к прокурору Свердловской области Борису Крылову, и к начальнику регионального полицейского главка Александру Мешкову с просьбой взять ситуацию с пресечением незаконного парковочного бизнеса в Екатеринбурге на контроль.
Конечно, проблема организации парковочного пространства для автомобилей в уральской столице родилась не сегодня. Еще в начале 2000-х, когда начался рост экономики и, соответственно, горожане начали активно обзаводиться личным автотранспортом, необходимо было начинать принимать решения. Однако строящиеся многоэтажки проектировались, что называется, по-старинке: парковочные карманы если и предусматривались, то явно в расчете на минимальное количество авто, а подземные паркинги проектировались только при строительстве жилья премиум-класса, типа "Тихвинъ", процент которых в общей массе, мягко говоря, невелик. Катастрофическая ситуация с парковками обстоит в новом гигантском районе Екатеринбурга Академический, при проектировании которого, судя по всему, о необходимости организации парковочных мест для жителей высотных многоэтажек попросту забыли.
На сегодняшний день в других городах и регионах проблема все-таки решается, в частности развивается такое направление, как использование автоматических многоярусных паркингов...
...но не в Уральском округе и, тем более, в Екатеринбурге. Наши водители вынуждены зачастую ставить свои автомобили вдоль дорог, что, в свою очередь, сужает проезжую часть и создает аварийные ситуации. Однако другого выхода у екатеринбуржцев пока нет...
Как мы видим в Екатеринбурге, несмотря на формальный запрет, активно ведется точечная застройка, при этом сносятся исторические здания и без проблем снимается статус их историко-культурной ценности - большому строительному бизнесу дают "зеленый свет" во всем. А вот брать пример с других стран, да и с той же Москвы по дорожному строительству, в том числе возведению эстакад, причем прямо в центральных районах мегаполиса, наши градостроители не спешат. Снизить транспортную напряженность в городе можно было бы благодаря продолжению строительства метро. Но многие годы мы слышим одни лишь разговоры и обещания. Кстати, многие автовладельцы готовы в случае необходимости пересесть на метро вместо многочасового простаивания в городских пробках, однако существующая инфраструктура на это не настроена - отсутствуют парковки возле станций метро, где можно было бы оставить свой автомобиль, чтобы без проблем пересесть на общественный транспорт. Поэтому водители ставят свои машины в ближайших дворах, чем также усложняют жизнь местным жителям.
Хочется верить, что новый мэр Екатеринбурга Алексей Орлов настроен на развитие и улучшение города, неотъемлемой частью которого является его дорожная инфраструктура, в том числе организация столь необходимого автовладельцам парковочного пространства.
Ольга ДЕМЕНТЬЕВА