Очередные итоги журналистского расследования «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» в отношении деятельности в Екатеринбурге нелегальных автопарковок показали, что организаторы данного противоправного бизнеса на протяжении уже не одного десятилетия занимаются прямым хищением электроэнергии, в одних случаях воруя ее у городской энергоснабжающей компании, в других - обкрадывая непосредственно жильцов многоквартирных домов.
Факты масштабных хищений электроэнергии вскрылись в ходе проверок, проведенных «Екатеринбургской электросетевой компанией» (учрежденной на средства бюджета Екатеринбурга и Свердловской области) при подготовке ответов на официальные запросы редакции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал».
Напомним, наше расследование в отношении так называемой «парковочной мафии» началось с самого большого района Екатеринбурга - Орджоникидзевского, где только крупных нелегальных автопарковок корреспондентами «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» обнаружилось более шести десятков. Большинство таких парковок организованы либо на муниципальных землях общего пользования, либо на придомовых территориях жилых многоквартирников. Как правило, автопарковка появляется в результате самовольного захвата земельных участков неизвестными лицами, которые огораживают территорию, ставят охранную будку со сторожами и далее стабильно обирают местных автовладельцев, взимая с них плату за парковочные места. Часть тех, кто платит, уверены, что их авто действительно находится под охраной, другие же прекрасно понимают, что в действительности отдают деньги за воздух, не получая взамен никаких гарантий сохранности автомобиля, поскольку сама деятельность такой автопарковки вне закона. Чаще всего и тех, и других платить за мифические охранные услуги вынуждают сами «автопарковщики», поскольку альтернативой отказу становится риск «случайного» повреждения автомашины неизвестными.
Так, например, в сентябре прошлого года неизвестные ночью прокололи колеса у 25 автомобилей, стоявших во дворе дома на Рощинской, 21 в Екатеринбурге. Владельцы изувеченных авто высказывали мнение, что это могло быть выгодно владельцам платной парковки, расположенной неподалеку.
Похожий случай массового вредительства автомобилей был зафиксирован и в районе ЖБИ, во дворе дома № 21 на Сиреневом бульваре, где около десятка автовладельцев обнаружили свои машины со спущенными колесами. Хозяева транспортных средств тогда заподозрили в преступлении организаторов нелегальной парковки, требовавших деньги с автовладельцев. Кто-то им платил, а кто-то отказывался...
О том, что деятельность таких коммерческих объектов наносит прямой ущерб бюджету в виде миллионов рублей недополучения арендной платы за используемую в результате самозахвата землю и непоступления в бюджет налогов от данной заведомо незаконной предпринимательской деятельности. Но, как оказалось, это далеко не всё.
Ни одна парковка не может существовать без электроэнергии, поскольку, так или иначе, всегда и везде ставится будка для сторожей, которые формально как бы охраняют автомобили, а в действительности собирают с автовладельцев деньги. Находятся они там круглосуточно, соответственно, постоянно требуется электроэнергия для того, чтобы можно было, элементарно, вскипятить чайник, а в холодное время года обеспечить обогрев с помощью электрообогревателей. Кроме того, немало электроэнергии уходит на освещение территории парковки - обычно для освещения по периметру используются мощные прожекторы, иногда не один десяток.
Нелегальная парковка на ул. Индустрии, 96-а
В июне текущего года в рамках журналистского расследования редакцией были направлены официальные запросы в АО «ЕЭСК» с просьбой предоставить информацию о наличии либо отсутствии договоров энергоснабжения с автопарковками, функционирующими на территории Орджоникидзевского района. Тогда-то и выяснилось, что большинство объектов подключены к электросетям самовольно, в отсутствие каких-либо договорных отношений с поставщиком энергии, что прямо указывает на факты масштабного и продолжительного по времени хищения электроэнергии нелегальными «автопарковщиками».
Как сообщил «ВЕДОМОСТЯМ Урал» заместитель управляющего директора по развитию и реализации услуг АО «ЕЭСК» Константин Кононов в официальном ответе, по факту поступивших в компанию редакционных запросов была проведена проверка по фактам незаконного подключения к электросетям на территории Орджоникидзевского района Екатеринбурга. По итогам проверки установлено, что из 60-ти автопарковок, указанных в запросе, более половины (36) подключены к сетям АО «ЕЭСК» самовольно, имеет место бездоговорное потребление электроэнергии, в остальных случаях требовалось проведение дополнительной проверки совместно с представителями управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома, к которым было произведено подключение. И только в одном (!) случае фактов хищения электроэнергии не было выявлено, поскольку имелся заключенный договор электроснабжения. Данными по результатам проверки законности подключения автопарковок к жилым домам редакция пока не располагает. Однако, учитывая, что по информации, поступившей в редакцию из других органов, нам уже известно, что подавляющее большинство парковок на Уралмаше и Эльмаше функционируют незаконно, есть все основания полагать, что и электроэнергию они потребляют тоже незаконно. Подключение нелегальной автопарковки к электроснабжению жилого дома может означать одно - в 99% потребленная ею электроэнергия оплачивается жильцами дома в составе общедомовых расходов. Вот такая простая арифметика...
О многочисленных фактах самовольного подключения автопарковок к электросетям и бездоговорном потреблении (хищении) электроэнергии "ВЕДОМОСТЯМ Урал" сообщил в ответах на официальные запросы редакции замдиректора директора по развитию и реализации услуг АО «ЕЭСК» Константин КОНОНОВ
Между тем, ни городские власти, ни районная администрация, ни территориальные отделы полиции Орджоникидзевского района не спешат принимать «пожарные» меры по ликвидации нелегальных коммерческих объектов, осуществляющих не только обман граждан, заставляя их платить за услуги, которых нет, но и открытое хищение электроэнергии, которое, так или иначе, компенсируется из кошельков граждан.
К слову, как проинформировал редакцию «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» официальный представитель АО «ЕЭСК», компанией по всем фактам бездоговорного потребления направляются соответствующие заявления в органы полиции. В том числе отмечается, что хищения электроэнергии приносят не только экономический ущерб компании, но и негативно сказываются на работе энергооборудования и качестве электроснабжения добропорядочных потребителей. С начала текущего года (данные по состоянию на 24.06.2019) сотрудниками АО «ЕЭСК» на территории Екатеринбурга было выявлено 96 случаев бездоговорного потребления электроэнергии нестационарными объектами (автопарковки, киоски, шиномонтажные мастерские и т.п.). Но, по словам Константина Кононова, «энергетиками зафиксировано, что большинство предприимчивых владельцев подобных объектов после введения ограничения электроснабжения вновь производят несанкционированные подключения».
Отметим, что ответственность, предусмотренная за самовольное подключение к электросетям, установлена Кодексом об административных правонарушениях (статья 7.19 КоАП РФ) и влечет для граждан наложение штрафа в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей, за повторное нарушение - от 15 до 30 тысяч. Но платят ли эти штрафы правонарушители на практике, неизвестно. Ведь чаще всего в охранных будках нелегальных автопарковок сидят «иностранцы» из ближнего зарубежья, которые и оказываются в итоге крайними. А с них что взять? Да и сотрудники полиции, в полномочия которых входит возбуждение административных дел по данной статье КоАП, как уже ранее говорилось, не часто заходят с проверками на такие объекты.
В июне текущего года редакцией была официально запрошена информация в УМВД Екатеринбурга о проведенных сотрудниками полиции Орджоникидзевского района проверках автопарковок. Согласно полученному на запрос редакции ответу, за период с 2017 по 2019 год (по состоянию на 27.06.2019) было составлено 27 административных протоколов по фактам деятельности автопарковок. И это на весь огромный Орджоникидзевский район, за два с половиной года! При этом лишь два протокола из двадцати семи - по статье о самовольном подключении к электросетям, остальные - по статье 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). И, кстати, совсем не факт, что все эти протоколы были направлены в орган Росреестра, который и должен выносить решение о размере налагаемого штрафа. В своей практике нам уже доводилось сталкиваться с тем, что протоколы из полиции почему-то до Росреестра массово не доходили... О какой результативности работы по пресечению незаконной деятельности тут в принципе можно говорить...
Нелегальная автопарковка на ул. Кузнецова, 14, организованная на газоне, работает много лет, несмотря на многократные жалобы жителей дома
Так, например, при изучении ответа УМВД Екатеринбурга «ВЕДОМОСТИ Урал» обратили внимание на многострадальную автопарковку по улице Бакинских комиссаров, 108 (работает не менее десяти лет!), о ликвидации которой 29 марта сего года не без гордости информировало отделение по связям со СМИ УМВД России по Екатеринбургу. Судя же по полученному из городской полиции официальному ответу, за два с половиной года протокол о привлечении правонарушителей к административной ответственности составлялся лишь единожды - в апреле 2018 года. Все остальное время, как ранее уже писали «ВЕДОМОСТИ Урал», полицейские искали, но не могли установить личности организаторов парковки. И только после того, как на ситуацию обратил внимание Антикоррупционный комитет по Свердловской области, охранная будка была демонтирована и вывезена чиновниками районной администрации при содействии сотрудников полиции.
Вывоз охранной будки с нелегальной автопарковки по улице Бакинских комиссаров, 108 в конце марта. Фото пресс-группы УМВД по г.Екатеринбургу
Тогда, напомним, руководство городского УМВД обещало даже провести служебную проверку в отношении должностных лиц отдела полиции № 15, но, похоже, и она оказалась безрезультатной. Впрочем, редакция направит по этому поводу официальный запрос в адрес начальника УМВД Екатеринбурга Сергея Кулагина.
Несмотря на публично объявленную в конце марта ликвидацию незаконного объекта, парковка на Бакинских комиссаров, 108 ни на один день не прекращала своей работы. Автомобили по-прежнему ставили, как и ставят сейчас. Лишь пару недель парковка функционировала без охранной будки - вместо нее так и «не установленные» организаторы пригнали старенький грузовичок, в который посадили сторожей, и успешно продолжили сбор денег с автовладельцев. Позже появилась и будка, которую на этот раз переместили в центр парковки, подключив, конечно же, к источнику электропитания.
Новая будка охраны, подключенная к электросетям, появилась на нелегальной парковке по ул. Бакинских комиссаров, 108 вскоре после того, как екатеринбургская полиция объявила о ее ликвидации
Абсолютно аналогичная ситуация складывается и с другой незаконной автопарковкой - на улице 22 партсъезда. О ее ликвидации и демонтаже охранной будки также публично заявлял глава Орджоникидзевского района Роман Кравченко в мае этого года. Но буквально через несколько дней точно такая же будка вновь появилась на автопарковке, на том же месте. А сколько незаконных парковок продолжает работать по всему району и городу, о «ликвидации» которых вообще никогда вопрос не стоял...
Учитывая, что глава обещал держать вопрос ликвидации незаконных нестационарных объектов под личным контролем, возможно, Роману Геннадьевичу стоило бы обратить более пристальное внимание на уже "ликвидированные" парковки, на которые все-таки были потрачены бюджетные деньги - хотя бы для того, чтобы не было разговоров о том, что парковка заработала, потому что "кто-то кому-то занес"...
Стоит заметить, что многочисленные незаконные автопарковки - это не какой-то хаотичный, а вполне организованный и хорошо налаженный за десятилетия бизнес. В Орджоникидзевском районе его держателями до недавнего времени были члены известной неформальной преступной группировки ОПС «Уралмаш», но сейчас, по информации «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» интереса к этому бизнесу они уже не проявляют. По данным наших источников, часть парковок в районе держит так называемая группировка «синих», другую часть - бывший сотрудник местной милиции, и лишь несколько небольших одиночных парковок.
Еще одна "ликвидированная" парковка на улице 22 партсъезда
Чтобы ни говорили чиновники и полиция о проводимой ими планомерной работе в ликвидации незаконных парковок, но налицо факты бездействия в решении данной проблемы. Причем доходит уже до того, что незаконные платные автопарковки появляются даже на территориях образовательных и медицинских учреждений! На том же Уралмаше много лет работает парковка, организованная прямо на территории больничного городка - на земле, которую официально разрешено использовать исключительно для размещения объектов здравоохранения.
Эта парковка расположилась на территории больничного городка 14-й горбольницы Екатеринбурга
Похожий случай в Верх-Исетском районе Екатеринбурга не так давно стал предметом судебного разбирательства. Там незаконная парковка была обнаружена на территории общежития Уральского радиотехнического колледжа. Стоит отметить, что районная прокуратура проявила принципиальность и возбудила дело об административном правонарушении по ст. 8.8 КоАП РФ в отношении руководства колледжа, назначив внушительный штраф за нецелевое использование земли в сумме 255 938 руб. Доводы руководства учебного заведения, не желавшего платить штраф, суды двух инстанций сочли несостоятельными и оставили прокурорское постановление в силе.
И, к сожалению, это далеко не единственные примеры незаконного использования земли под организацию бизнеса. Руководителям организаций, пытающимся незаконно «делать деньги» на муниципальной и государственной земле, возможно, стоило бы подумать о смене места работы и идти в бизнес...
Если же говорить о реальном решении масштабной проблемы деятельности незаконных автопарковок, то единственным действенным способом был и остается их снос, причем с обязательным дальнейшим контролем. Ни один коммерсант не станет нести убытки и покупать новые (да и неновые тоже) охранные будки взамен снесенных, зная, что завтра они 100% будут снесены. Да, на это нужны бюджетные средства. Но не стоит забывать, что город ежегодно теряет десятки, если не сотни миллионов на деятельности нелегальных объектов, которые работают исключительно в теневом секторе.
Как известно, полномочия по выносу незаконных нестационарных объектов, к числу которых относятся и автопарковки, возлагаются на органы местного самоуправления. Но сегодня мы видим, что незаконных нестационарных объектов, увы, меньше не становится. А городские чиновники лишь разводят руками, заявляя в своих ответах редакции, что все утвержденные лимиты бюджетных средств на их вынос уже исчерпаны. Правда, совершенно непонятно, откуда и на основании каких данных эти лимиты вообще берутся и утверждаются, тем более, что количество объектов-нелегалов известно всем - и полиции, и администрации - ведь они ни от кого не скрываются, и вся их деятельность на виду. Однако, как обычно бывает, деньги в бюджете находятся на все, в том числе миллионы рублей на самопиар чиновников, а на то, что действительно необходимо для жителей, их всегда катастрофически не хватает...
Чиновники мэрии Екатеринбурга не находят достаточного финансирования для ликвидации нелегальных коммерческих объектов, занимающих муниципальные земли десятки лет...
Но ведь жильцам домов, под окнами которых находятся парковки-нелегалы, их детям, которые каждый день вынуждены дышать выхлопными газами коптящих воздух десятков незаконно паркующихся автомобилей, все равно - какие лимиты и почему установили чиновники администрации.
Более всего жильцы домов, по соседству с которыми действуют автопарковки, страдают в холодное время года, когда автовладельцы прогревают двигатели своих авто и испускают огромное количество вредных веществ. Воздух в этот момент «насыщается» парами оксидов азота, содержит углекислоту, серу, микрочастицы канцерогенов и прочие вредные газы. Не зря в соответствии с действующим законодательством стоянка с включенным мотором более пяти минут сегодня запрещена. За это правоохранительные органы вправе выписать нарушителям административный штраф по статье 12.28 КоАП РФ («Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах»).
Граждане имеют конституционное право на благоприятную окружающую среду, а государство, муниципальные власти обязаны им это право обеспечить. Тем более, не стоит забывать, что одной из функций главы города Екатеринбурга, в соответствии со статьей 35 Устава МО «город Екатеринбург», является организация охраны общественного порядка на территории муниципального образования, а деятельность нелегальных парковок - это и есть прямое нарушение общественного порядка в городе.
Впрочем, никто не станет спорить с тем, что истинной причиной развития этого нелегального бизнеса является отсутствие парковочных мест в городе. А это говорит, в первую очередь, об отсутствии соответствующей работы городских властей в данном направлении. «Парковочная» проблема существуют уже не одно десятилетие и с каждым годом только лишь усугубляется. Екатеринбург активно застраивается, население увеличивается, а с ним растет и количество автотранспорта - сегодня наличие одного, а то и двух автомобилей в семье является нормой. Но что мы видим? Новые многоэтажки растут, как грибы, а парковать автомобили их жителям попросту негде.