Редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» в рамках проводимого журналистского расследования в отношении незаконного парковочного бизнеса в Екатеринбурге провела очередной рейд, который показал, что нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок выноса незаконных объектов движимого имущества на территории Екатеринбурга... не действует.
Напомним, на протяжении длительного времени в Екатеринбурге действуют сотни незаконных автопарковок, большинство которых сосредоточены на городских окраинах в Орджоникидзевском и Железнодорожном районах. Километры городского пространства оказались захваченными неизвестными лицами, организовавшими на муниципальных землях доходный и абсолютно нелегальный, не облагаемый налогами бизнес, однако борьба с данным явлением в уральском мегаполисе оказалась фактически сведена на нет. Сотрудники полиции, проводя редкий раз проверки автопарковок по жалобам граждан, ограничивались лишь формальным составлением протокола по статье 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка, для граждан штраф - 5 тыс. руб) и так же формально вносили городской администрации представления о необходимости выноса незаконных объектов в целях устранения причин, способствующих совершению правонарушения. Со своей стороны, чиновники городской и районных администраций сетовали на отсутствие нормативно-правового акта, регламентирующего порядок выноса таких объектов.
Кроме того, в администрации Екатеринбурга, отвечая на запросы редакции «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», заявляли, что городская полиция отказывается передавать сведения о лицах, привлекаемых к административной ответственности по фактам функционирования незаконных парковок, под предлогом... невозможности разглашения персональных данных правонарушителей. И это несмотря на то, что именно мэрия является собственником захваченных земель, которые неправомерно используются третьими лицами в целях извлечения дохода, соответственно, администрация Екатеринбурга является потерпевшим в делах об административных правонарушениях и имеет полное право знать правонарушителей, что называется в лицо и по именам. Более того, в ответах сотрудников полиции также сообщалось о невозможности установить организаторов нелегального бизнеса... несмотря на то, что охранники всегда на связи со своими «хозяевами» и ежедневно сдают им выручку, соответственно, «выйти на след» организаторов бизнеса не составляет большого труда. Жители не понимают, почему сотрудники полиции, которые успешно раскрывают кражи, грабежи, разбои, мошенничества и другие серьезные преступления, оказываются бессильны, когда речь идет об установлении личностей организаторов нелегального парковочного бизнеса, который, как говорится, на ладони... Очевидно, что дело тут не в профессиональных качествах местных полицейских. «Было бы желание, - говорят граждане, - тогда и организаторов установят, и будки снесут». Напомним, что несколько лет назад сотрудниками полиции была с легкостью ликвидирована большая незаконная автопарковка, работавшая прямо на территории школы-интерната на улице Бакинских комиссаров. Для этого понадобилось выставить пост ДПС у въезда на парковку: выезжать автомобили могли, а заезжать - нет. Потом охранную будку вывезли, и больше на этом месте никакой парковки не было.
Казалось бы, ситуация должна была измениться кардинальным образом после принятия долгожданного постановления, регламентирующего порядок выноса незаконных коммерческих объектов, но, увы...
Еще в начале декабря прошлого года было подписано Постановление главы администрации города Екатеринбурга от 04.12.2020 № 2488, которым утвержден Порядок выявления, выноса, хранения и возврата законным владельцам объектов движимого имущества, незаконно размещенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Данный документ детально определяет, какие действия необходимо осуществить, чтобы вынести незаконно установленный объект - как правило, это охранная будка, в некоторых случаях шлагбаум, наружное ограждение, а также фонари или прожекторы, установленные для освещения территории парковки. В пункте 13 данного документа говорится о том, что незаконно размещенный объект должен быть демонтирован в течение 10 дней со дня уведомления о его выносе, даже в том случае, если его законный владелец не установлен.
Чтобы выяснить, насколько эффективно действует принятый мэрией документ, редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» в декабре же 2020 года и направила в администрацию Екатеринбурга официальное заявление с просьбой принять меры к ликвидации ряда незаконно действующих парковок в Орджоникидзевском районе, в отношении которых поступает наибольшее количество жалоб граждан. Как отмечают местные жители, некоторые объекты функционируют уже не одно десятилетие (!), например, скандально известная парковка на Бакинских комиссаров, 108 на Уралмаше, расположившаяся прямо под окнами жильцов многоквартирного дома.
Парковка на Бакинских комиссаров 108 расположилась на месте зеленой зоны, отделяющей многоквартирный жилой дом от дороги с интенсивным движением. В зимнее время, когда несколько десятков автомашин прогревают двигатели, жителям приходится плотно закрывать окна
Как ранее писали «ВЕДОМОСТИ Урал» незаконные автопарковки в действительности «делают деньги из воздуха». В подавляющем большинстве случаев организаторы парковочного бизнеса это отнюдь не добропорядочные бизнесмены... если не сказать больше. Порой это лица с откровенно криминальными наклонностями, действующие соответствующими криминальными методами, в том числе для привлечения «клиентов» - например, прокалыванием шин, битьем стекол или повреждением покрытия кузова автомобиля. Ни одна подобная парковка не несет (и не может нести - вследствие незаконности ее деятельности) никакой ответственности за сохранность автомобилей. И, по большому счету, автовладельцы платят не за охрану, а скорее за то, чтобы эти же самые «парковщики» не испортили им автомобиль. Более того, нахождение автомобиля на незаконной платной парковке не только не гарантирует его сохранности, но и несет реальный риск его повреждения или уничтожения. Периодически убогие охранные будки, самовольно подключенные к электросетям и обогреваемые зимой за счет самодельных электрических «козлов», горят... иногда вместе со сторожем и «охраняемыми» автомобилями...
Нелегальные парковки появляются, как правило, во дворах многоквартирных жилых домов, занимая места, на которых когда-то располагались детские площадки и спортивные корты, а также газоны, защитные зеленые зоны вдоль дорог. Все отходы жизнедеятельности автомобилей - нефтепродукты, разумеется, попадают в почву в месте стоянки. О соблюдении элементарных санитарных норм и экологии говорить не приходится...
Между тем, вскоре после направления редакцией заявления в отношении деятельности пяти автопарковок из мэрии поступил стандартный ответ, в котором сообщалось о перенаправлении заявления в органы полиции для установления личностей законных владельцев объектов незаконного бизнеса. И, судя по всему, на том все и закончилось. Сотрудники полиции, в свою очередь, в очередной раз проинформировали о том, что привлекли правонарушителей за самовольный захват земли, а в некоторых случаях просто напомнили о том, что уже привлекали к ответственности в прошлом году (и по этой причине, вероятно, посчитали нецелесообразным проводить еще одну проверку), внести представление горадминистрации об устранении причин, способствующих совершению правонарушения.
Итог - спустя три месяца после направления заявления все пять парковок на месте. Более того, рядом обнаружилась еще одна. Таковы результаты журналистского рейда, проведенного 6 марта 2021 года.
Судя по всему, Порядок, утвержденный Постановлением главы администрации города Екатеринбурга от 04.12.2020 № 2488, в соответствии с которым для выноса незаконного объекта достаточно составить акт его обнаружения, разместить на нем уведомление о выносе, сфотографировать и через 10 дней на законных основаниях ликвидировать автопарковку, по неизвестным причинам не работает.
Безусловно, вынести одномоментно все незаконные парковки с муниципальных земель, которые они занимают, невозможно, однако объектами, в отношении которых поступает наибольшее количество жалоб горожан, необходимо заниматься в первую очередь. Граждан, которые буквально задыхаются от выхлопных газов, попадающих через окна в их жилища по утрам во время одновременного прогревания двигателей нескольких десятков автомобилей, мало интересуют суммы выписываемых охранникам мизерных штрафов. Люди просто хотят жить спокойно и в благоприятных с точки зрения состояния окружающей среды условиях, на что, к слову, имеют полное право, гарантированное Конституцией России.
Напомним, что бывший мэр Екатеринбурга Александр Высокинский неоднократно заявлял о необходимости вести жесткую борьбу с незаконными торговыми и прочими объектами. По его словам, этот бизнес максимально криминализирован, не приносит доходов в бюджет, поэтому все незаконные торговые и иные объекты необходимо ликвидировать. Недавно идею Высокинского, ставшего теперь первым вице-губернатором, поддержал и глава региона Евгений Куйвашев, создав межведомственную комиссию из 15 человек, которая будет решать вопросы, связанные с нестационарными торговыми точками на Среднем Урале. Есть надежда, что новый мэр Екатеринбурга Алексей Орлов не останется в стороне от решения проблемы ликвидации незаконного бизнеса. Тем более, со стороны руководства страны, в том числе, в лице премьер-министра России, бывшего главы ФНС Михаила Мишустина, наблюдается явная тенденция к наведению порядка в сфере налогообложения. А все незаконные объекты, годами зарабатывающие прибыль за счет бездействия властей - огромное поле деятельности.