Накануне Нового года «ВЕДОМОСТИ Урал» снова побывали в гостях в школе-интернате Екатеринбургского кадетского корпуса. Заместитель директора по воспитательной работе Славик Хачикян рассказал о том, как здесь воспитывают патриотов.
- Славик Николаевич, в этом учебном году набор учащихся проходил как обычно или были какие-то изменения?
- Разница в том, что в этом году список первоклассников утверждало министерство.
- А раньше как было?
- Раньше мы сами утверждали тех, кто имеет право учиться в нашем учреждении. А в этом году документы отсортировывали и направили в министерство образования.
- Это касается тех, кто имеет первоочередное право на поступление в кадетский корпус?
- Да. Как правило, это дети сотрудников правоохранительных органов, а также братья и сестры детей, которые уже учатся у нас. Всё согласно законодательству Российской Федерации.
- Я правильно понимаю, среди тех, кого зачислили в первые классы, нет никого «с улицы»?
- Нет, свободных мест не было.
- Скажите, а есть какие-то ограничения по здоровью для детей, которые к вам поступают?
- У нас нет военно-врачебной комиссии, как в суворовском училище. В кадетский корпус дети поступают по справке формы 086 - как в любую другую обычную школу. Могут поступить, в том числе, и дети с ограниченными возможностями, отказать в этом мы не имеем права. Другой вопрос, что ребёнку-инвалиду, наверное, все-таки здесь может быть сложно учиться, когда другие дети бегают, прыгают...
- Кадетский корпус чем отличается от суворовского училища?
- Отличие прежде всего в содержании, финансировании. На содержание суворовского училища выделяется, конечно, больше средств. Форма у ребят другая. Кроме того, у нас учатся девочки. В суворовском девочек нет.
А что касается процесса обучения, я бы не сказал, что есть какие-то существенные различия. Даже по итогам допандемийного 2018 года у нас по линии Министерства обороны поступило 22 человека , а у них 13.
- Но у вас дети с первого класса учатся...
- Да, в этом тоже разница. У нас с первого, а в суворовском - с пятого. Наша особенность в том, что мы ведём приём в первый класс, в восьмой и в девятый. С первого по седьмой класс это как бы нулевой курс. Восьмой класс - это первый курс, три взвода. Второй курс - это девятый класс, берем туда три взвода. Десятый класс - это третий курс, там будет четыре взвода. Эти же четыре взвода продолжают учиться в 11 классе - четвертый курс.
- Что даёт учеба в кадетском корпусе детям?
- Кадетство мобилизует детей, они становятся более самостоятельными, патриотами своей страны. Мы знаем, что у нас учатся дети, которые пойдут защищать Родину. Сравнивать простых новобранцев, которые приходят служить в армию, с нашими кадетами вообще нельзя. У нас - это готовые командиры в войска. Я сам военный, воспитал четверых детей, настоящих патриотов, и очень рад, что сейчас работаю в кадетском корпусе.
- Как военный человек стал педагогом?
- Я служил в Челябинской области, в Чебаркуле. В 2009 году нас вывели в распоряжение в армии, сократили в должностях, а меня не увольняли. Потому что по закону уволить могли только после предоставления жилья, которого у меня не было. А зарплату платили - голый оклад. Я тогда пошёл подрабатывать в школу учителем ОБЖ. Тогда как раз вышел приказ, разрешающий одновременно со службой заниматься педагогической деятельностью. В той школе было 18 кадетских классов, и позже мне поручили это направление.
Наши дети участвовали в различных мероприятиях, конкурсах. На одном из таких конкурсов, в городе Ноябрьске, я познакомился с директором екатеринбургской кадетской школы Владимиром Кутырёвым. Разговорились. Мне к тому времени как раз должны были дать квартиру в Екатеринбурге. Я поинтересовался у него по поводу возможности трудоустройства. А потом через некоторое время звонок - Владимир Алексеевич пригласил меня работать старшим воспитателем. Я, конечно, согласился. Приехал, принял курс. И уже спустя три месяца мне предложили перейти на должность заместителя директора по воспитательной работе. С 2012 года работаю...
- В чем заключается непосредственно Ваша работа?
- Моя работа - готовить кадетов к службе - морально и физически, учить самостоятельности, воспитывать их дух. Психологическая, моральная составляющая здесь превыше всего. Вы знаете, ведь многие дети воспитываются в неполных семьях, либо даже семья полная, но есть какие-то проблемы, и порой дети приходят ко мне просто поговорить... Это очень важно, чтобы дети доверяли, тянулись. Вот, например, наши пятиклассницы, нарисовали и подарили мне мой портрет. Было до слез приятно...
Я всегда сопровождаю детей на военно-полевые сборы, которые проходят у нас ежегодно. С 2013 года у нас в школе было организовано 23 кружка и секции, но после пандемии осталось только 18. Дети постоянно участвуют в различных конкурсах. Есть парашютная подготовка, конная подготовка, волейбол, баскетбол. Я уж не говорю про вокал, хореографию, театральную студию... Каждый год мы ездим на конкурс военных оркестров «Спасская башня».
- Как они всё успевают?
- Знаете, в свое время пошла такая тенденция у родителей: хочет ребенок - пусть занимается, не хочет - и не надо. Я считаю, что это неправильно. По моему мнению, человек, который носит погоны, должен выкладываться по полной. Это касается и физической, и моральной, и гуманитарной нагрузки. В дальнейшей жизни это всё ему поможет. И на это мы обращаем максимум внимания.
Награды, завоеванные кадетами в многочисленных конкурсах
- Сама школа, учитывая её уклон, предполагает строгую дисциплину, как у военных?
- Дисциплина - да. Но конечно, бегают, балуются - как везде, как в любой школе. Это же дети. Я вообще считаю, что нет плохих детей, есть плохие воспитатели и плохие родители.
- Какие меры принимаете к нарушителям дисциплины?
- Беседа, беседа и ещё раз беседа. У нас есть, конечно, такие понятия как «выговор», «замечание»... Но главное ведь, чтобы человек понял.
- А отчислить могут за какие-либо проступки?
- Нет. Директор не даёт ни одного отчислить. Только если по собственному желанию. Или когда ребёнку тяжело здесь учиться, по состоянию здоровья, или семья переезжает на другое место жительства. А так мы не отчисляем никого. Наша задача - воспитывать. В работе с воспитателями я упор делаю на то, чтобы с их стороны не было никакого грубого отношения. Воспитывать нужно как своих детей.
- Славик Николаевич, а с какими проблемами Вам приходится сталкиваться в своей работе?
- Есть проблема. Уже 20 лет стоит построенное здание корпуса общежития, не можем ввести его в эксплуатацию.
- В чём сложности?
- В оформлении документации.
- Общежитие для курсантов?
- Да. Сейчас у нас 140 мест для детей. А если бы мы достроили, ввели бы в эксплуатацию этот корпус, здесь могли бы постоянно проживать все 700 кадетов. Когда 100-процентное пребывание, дисциплина улучшается в разы, а значит и учебный процесс подтягивается, система дополнительного образования расширяется. Если было бы стопроцентное пребывание детей и соответствующий бюджет, это было бы идеально.
- А вообще финансирования достаточно? Как с питанием детей?
- Питаются дети у нас хорошо, у них полноценный рацион.
- Сколько раз в день?
- У них пятиразовое питание - для тех, кто живёт здесь постоянно, в интернате. Городские обедают. Но если ребёнок остаётся на дополнительные занятия, по системе допоброазования, то обязательно кормим и полдником. Если вдруг остаются на вечерние занятия - подготовительные, когда к конкурсам готовятся, и на ужин обязательно ставим на питание.
- Вы отслеживаете судьбу своих воспитанников? Куда они поступают после окончания кадетского корпуса?
- Мы не только отслеживаем, мы ежегодно в последнюю субботу месяца проводим встречи выпускников. А поступают они в различные учебные заведения - география постоянно расширяется. Если раньше это была в основном Пермь, Тюмень, Челябинск (высшее военное авиационное училище штурманов), то сейчас это и Новосибирск, Омск, Пенза, Череповец, Волгоград, Вольск... В Питере в пяти военных вузах учатся наши дети. Наши выпускники очень востребованы.
- Куда девочки поступают?
- Вот, к сожалению, девочек очень мало поступает. Не берут в военные вузы всех подряд. В основном поступают здесь - в юридический, медицинский, на криминалистику, и в тыловые подразделения.
- Вы гордитесь своими воспитанниками?
- Как я уже говорил, 95% наших выпускников, поступающих потом на службу в правоохранительные органы - это готовые младшие командиры. Мы ими очень гордимся.
- Славик Николаевич, расскажите, есть ли у Вас какие-то личные увлечения, хобби?
- Я много читаю. Пишу мемуары - о своей жизни, о службе. Спортом занимаюсь - баскетбол, волейбол, тренажёры...
- Что бы Вы хотели пожелать своим воспитанникам, их родителям, будущим кадетам?
- Терпения, терпения и снова терпения. Не расстраиваться, не отворачиваться. Терпение обязательно будет вознаграждено, и плоды будут положительными.
Беседовала Татьяна ПОПОВА