$
79.73
93.56

Сообщить информацию

«Волки в виртуальной шубе»: педагоги Среднеуральска учатся защищать детей в сети

Фото: Управление образования Среднеуральска
13.12.2025
Как отличить друга от манипулятора в соцсетях? Что делать, если внимание ребенка дробится на клипы и короткие видео, а не на книги и живые разговоры? В Свердловской области этими вопросами задались более 80 педагогов Среднеуральска на первых городских Рождественских образовательных чтениях. Их ответы звучали не на языке сухих инструкций, а в ярких, понятных каждому родителю образах: «клиповое сознание» и «волки в виртуальной шубе».

11 декабря в стенах школы №6 Среднеуральска состоялся муниципальный этап масштабных всероссийских Рождественских чтений «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени». Это событие впервые объединило в городе светских учителей, управленцев от образования и духовенство для разговора на общем языке — языке защиты детства в эпоху цифровых бурь.

Кто в «шубе» и как его распознать?

Самой обсуждаемой и тревожной метафорой дня стало выражение «волки в виртуальной шубе». Его раскрыла в своем докладе советник директора по воспитанию Татьяна Пастухова. Под «волками» педагоги понимают целый спектр цифровых угроз, маскирующихся под безобидный или привлекательный контент: от кибербуллинга и мошенничества до групп деструктивной направленности и педофилов, которые создают ложные образы сверстников или друзей.

«Задача взрослых — не запугать ребенка, а научить его критическому восприятию, — звучало в дискуссии. — Нужно объяснить, что аватар, "красивая картинка" и лестные слова — это и есть та самая "виртуальная шуба", под которой может скрываться опасность. Ребенок должен знать, что в сети действуют те же правила безопасности, что и в реальном мире: не разговаривать с незнакомцами, не делиться личным, доверять внутреннему ощущению дискомфорта».

Вторая битва: с «клиповым сознанием»

Параллельно с внешними «волками» педагоги объявили войну внутренней угрозе — «клиповому сознанию». Это феномен, когда мышление ребенка, привыкшего к коротким видео и ленте соцсетей, теряет способность к концентрации, глубокому анализу и сопереживанию.

«Мы видим, как детям становится сложно прочитать длинный текст, удержать сюжетную линию, понять мотивы поступков литературного героя», — делились опытом учителя на секции, посвященной этой проблеме. Их ответ — не запрет гаджетов, а активное предложение достойной альтернативы. Они рассказали, как через глубокое погружение в классическую литературу (как в разборе «Уроков французского» Распутина), через волонтерские проекты и этические беседы можно «собирать» внимание ребенка, формируя целостную картину мира и нравственный стержень.

Широкий контекст: ценности как фундамент

Дискуссия о цифровых угрозах стала частью большего разговора о поиске прочного фундамента для личности. На других секциях говорили о духовно-нравственном воспитании на уроках, о важности инклюзивной среды, где дети-инвалиды и нормотипичные ребята учатся взаимодействовать, о вере как ресурсе для молодежи в волонтерстве.

Фото: Управление образования Среднеуральска
Официальная часть мероприятия с приветствиями от начальника Управления образования Елены Сюзевой и настоятеля храма Николая Чудотворца отца Андрея Сибирцева задала серьезный, объединяющий тон. Особенно трогательным контрастом и напоминанием о цели всей работы стало выступление детей: четвероклассник Эмиль Новрузов прочел стихотворение «Родина в нашем сердце», а школьный ансамбль исполнил песню «Жизнь — это я, это мы с тобой».

Что в итоге?

Рождественские чтения в Среднеуральске стали не банальным отчетным мероприятием, а живой площадкой для обмена тревогами и практиками. Главный вывод, который озвучили педагоги: в борьбе с «виртуальными волками» и «клиповым мышлением» главное оружие — не тотальный контроль, а доверительный диалог с ребенком, совместное творчество и укрепление той самой «живой души», которую так сложно, но так необходимо сберечь в шумной цифровой среде.
Фото: Управление образования Среднеуральска
Диалог только начался. Но первый шаг — признание угроз и поиск метафор, понятных и учителю, и родителю, и самому ребенку, — уже сделан.
Ольга ДЕМЕНТЬЕВА, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK