Власть берётся за контроль над распределением квот в платных отделениях государственных ВУЗов, чего раньше не было.
Это означает, что теперь профильное министерство будет регулировать, какое количество абитуриентов сможет заключить коммерческие договора по каждой конкретной специальности в каждом конкретном ВУЗе. Система будет сродни сегодняшнему распределению квот на места, финансируемые из бюджета.
Определяющий новые правила законопроект уже внесён в Госдуму. Вероятность его оперативного принятия близка к 100 процентам. Хотя бы потому, что разрабатывался законопроект по инициативе сразу двух спикеров - верхней и нижней палаты парламента Вячеслава Володина и Валентины Матвиенко, и подготовлен как ответ на поручение Президента РФ.
Почему понадобились коррективы? Причина проста – перекосы и дисбаланс в количестве носителей профессий, ежегодно пополняющих рынок.
Экономике страны не требуется столько, скажем, экономистов, сколько ежегодно получают вузовские дипломы. То же – в отношении юристов, профессии, хотя и популярной у молодёжи, престижной, но, увы, несколько «затоварившей» народное хозяйства своими представителями.
Показательны, в этой связи, результаты исследования, которое провели аналитики рекрутингового ресурса HeadHunter. Почти 40 процентов молодых специалистов работают сегодня не по той профессии, которая значится в их дипломах.
Как следует из данного «Новым известиям» пояснения сенатора Гумеровой, миллион завтрашних юристов и экономистов занимают сегодня студенческие скамьи высших учебных заведений, что составляет перебор и не отвечает реальным потребностям экономики в специалистах такого рода. И это - из 4-х миллионов всех мест, финансируемых государственной казной и внебюджетными фондами!
А вот врачей, инженеров, учителей, программистов в то же время не хватает. Случилось так, что за последние 25 лет система высшего образования успела накопить предостаточно носителей нетребуемых экономике специальных знаний, и не успела подготовить требуемых.
Ожидается, что после принятия законопроекта накопившиеся перекосы будут плавно выравниваться в пользу нужных сегодня рынку направлений вузовского обучения, даже в их коммерческих вариантах.
Кстати. Есть данные, обнародованные Министерством образования и науки. Оказывается, подавляющее большинство молодых специалистов с дипломами инженеров, почти 97 процентов, всё же устраиваются работать именно инженерами. То есть в отношении грамотных технарей диплом попадает в цель. Просто таковых стране сегодня требуется гораздо больше.
Почему? Потому что нужда в инженерных кадрах продиктована развитием промышленности, аграрного сектора, а также трендовыми сегодня проектами по замещению импортных технологий и производств.
Народному хозяйству и социальной сфере нужны врачи, IT-специалисты, проектировщики, архитекторы, педагоги.
Вносит законопроект и свои коррективы в сферу банковского кредитования образовательных программ. А именно: займы под сакраментальные «три процента годовых», что по нынешним временам, почти бесплатные деньги, получат абитуриенты, учащиеся на приоритетных для государства направлениях, и не получат те, кто предпочтёт «урезанные» правительством специальности.
В адрес работающих по образовательным программам господдержки банков будут направлены обновлённые списки направлений, кредитуемых в первую очередь. Ожидается, что в перечне может вовсе не оказаться тех специальностей, которые сегодня в нём присутствуют.
О сроках. После принятия законопроекта и вступления закона в силу новые правила начнут действовать с сентября будущего года, то есть, 2026.
И хотя время свыкнуться с завтрашними реалиями у подростков и их родителей ещё есть, иные эксперты не сомневаются, что негласно банки получат «кондуит» с изменёнными позициями по льготному кредитованию уже к первому сентября нынешнего года. Абитуриентам, сделавшим «неправильный» выбор может быть отказано в дешёвых деньгах на обучение.
А кандидат педагогических наук, госпожа Кравченко, на которую также ссылаются «НИ», видит в реформе коммерческого высшего образования ещё и намерение властей уменьшить, так называемую, студенческую миграцию. Иначе говоря, снизить поток региональной молодёжи в столицу и побудить её получать профессии на своих территориях.
Впрочем, система высшего образования Свердловской области столь разнопланова и богата альтернативами, что ещё большой вопрос – не в уральскую ли сторону должны мигрировать сами московские выпускники, ежегодно пребывающие в условиях ежегодного наплыва конкурентов со всей страны?
Если суммарно, Свердловская область – это двадцать два технических вуза, столько же - гуманитарной направленности, семнадцать – технических, семь - педагогических, девять высших заведений, готовящих юристов, два медицинских ВУЗа, по паре - сельскохозяйственных, театральных и архитектурных. При этом перечень ещё и неполный!
Кстати, по свежей статистике 2025 года, каждый четвёртый свердловский вуз принадлежит к категории негосударственных. Учебные заведения такого рода не подпадают под готовящееся государственное распределение платных квот по специальностям. Хотя, с высокой долей вероятности затеваемые перемены приведут к росту образовательного ценника в том числе и в частных учебных заведениях. Увы, у экспертов на этот счёт мало сомнений…
И в завершении исключительно личное ощущение. Неужели скоро уйдёт то время, когда в семьях абитуриентов мы подбадривали друг друга «не переживай, не хватит баллов на бюджет, пойдёт на платное отделение».
Деньги уже не будут решать вопрос? Похоже, что так…